Создание бизнес модели в продукте. Это то, о чём все говорят, но мало кто делает!

product management 
product management 

Бизнес-модель (Business Model Canvas) отражает архитектуру бизнеса и процесса создания ценности в виде девяти блоков, разделенных на четыре основные сферы:

  • Продукт
  • Взаимодействие с потребителем
  • Инфраструктура
  • Финансовая эффективность

Вариант 1

Стратегия продукта 
Стратегия продукта 

Потребительские сегменты (Customer Segments)

Здесь описывается один или несколько клиентских сегментов, с которыми работает компания. Сегмент — это группа людей, объединенных общей проблемой или потребностью. Сегменты бывают нескольких типов: массовый рынок, нишевой рынок, сложные сегменты. Чем точнее компания формулирует клиентский сегмент, тем проще предложить потребителям из этого сегмента ценный продукт.

Ценностные предложения (Value propositions)

Ценностное предложение — это причина, почему покупатели покупают продукт, выбирая именно вашу компанию, а не конкурентов. Продающая идея вашего продукта, уникальное торговое предложение. Цель ценностных предложений — решать проблемы клиентских сегментов. Каждое ценностное предложение представляет собой некоторую совокупность товаров, услуг и сервиса, отвечающую потребностям клиентского сегмента.

Одни ценностные предложения могут быть инновационными, создающими новые рынки или выделяющие новые сегменты внутри существующих рынков. Другие улучшают уже существующие рыночные предложения, добавляя к ним новые потребительские характеристики и свойства, важные и значимые для потребителей.

Каналы сбыта (Channels)

Этот блок описывает, как компания взаимодействует со своими потребительскими сегментами перед, во время и после покупки продукта. Каналы сбыта — это точки контакта, работающие на продвижение продукта и обслуживание клиентов. Каналы сбыта можно разделить на пять этапов:

  • Информирование
  • Оценка
  • Продажа
  • Доставка и адаптация
  • Обслуживание

Отношения с клиентами (Customer relationships)

Этот блок описывает типы отношений, которые компания строит со своими потребителями. В общем случае этот блок отвечает на вопрос «как мы взаимодействуем с потребителем». Отношения с клиентами могут отличать в зависимости от различных бизнес-задач:

  • Привлечение
  • Удержание
  • Классификация

Потоки доходов (Revenue streams)

Потоки доходов описывают источники, из которых компания получает прибыль. В бизнес-модели существует два типа источников дохода: доход от разовых сделок (продажа товара) или регулярные платежи за подписки или постпродажное обслуживание.

Каждый поток доходов имеет свои механизмы ценообразования, которые напрямую связаны с ценностным предложением.

Ключевые ресурсы (Key resources)

В этом блоке описываются ресурсы — наиболее важные активы, необходимые, чтобы бизнес-модель была жизнеспособной и масштабируемой. Ресурсы позволяют компании производить и доносить до потребителя ценностные предложения, поддерживать связи с потребителями и получать прибыль. Компания может быть собственником ресурсов, арендовать или покупать их у партнёров.

Ключевые ресурсы могут быть следующих типов:

  • материальные ресурсы
  • интеллектуальные ресурсы
  • персонал
  • финансы

Ключевые виды деятельности (Key activities)

Если ресурсы — это «материалы», необходимые для производства и донесения ценностных предложений, то ключевые виды деятельности — это процессы, чтобы появлялись ценностные предложения, взаимоотношения с клиентами, функционировали каналы сбыта и потоки доходов. Ключевые виды деятельности — это самые важные действия компании, направленные на создания ценности.

Ключевые партнёры (Key partners)

Этот блок описывает поставщиков и партнёров, благодаря которым функционирует бизнес-модель. Некоторые бизнес-модели могут обходиться без партнёров, а для некоторых партнёрство — основа жизнеспособности. Компании вступают в партнёрские отношения, чтобы снизить риски, усилить ценностные предложения или получить ресурсы.

Можно выделить три основные причины создания партнёрских отношений:

  • Оптимизация и экономия производства
  • Снижение рисков
  • Аутсорсинг ресурсов и видов деятельности

Структура издержек (Cost structure)

Последний блок описывает наиболее значимые расходы, необходимые для работы в рамках бизнес-модели. Создание ценности, построение отношений с потребителем, сбыт и обслуживание клиентов — всё это требует издержек. Расходы легко посчитать, если мы правильно определили ресурсы, ключевые виды деятельности и партнёров.

Издержки можно разделить на следующие категории:

  • Фиксированные издержки
  • Переменные издержки
  • Факторы экономии на масштабе

Вариант 2

Описание бизнес модели на 1 листе

  • Что и кому продаете — юнит и ЦА
  • Как это работает
  • Главную потребность ЦА
  • Главный конкурент
  • Ваши конкурентные преимущества, способы переманить клиентов
  • Технология — за счет чего вы лучше
  • Характеристика рынка
  • Каналы и воронка продаж и стоимость привлечения
  • Экономика одного заказа — маржа, точка безубыточности
  • MVP — минимальный продукт, гипотезы и методы их тестирования
  • MVT — команда и компетенции, которые необходимы для реализации
  • ToDo — что сделали, где «узкое место», какие планы.

Пример расчёта студентов курса Product Manager:

Создание бизнес модели в продукте. Это то, о чём все говорят, но мало кто делает!

Пример расчёта с объяснениями:

Бизнес-модель на 1-м листе. Стартап Podium.com. Алексей Черняк:

Бизнес модель

Прочтите 2 крутые книги по созданию бизнес моделей:

Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов
Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов
Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора
Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора

Реальные примеры успешных бизнес-моделей

Chatgpt openAI 
Chatgpt openAI 
AI 
AI 
кейсы роста 
кейсы роста 
Продукт менеджмент 
Продукт менеджмент 
product manager
product manager
Преджде чем начинать - думай 

Заключение

В целом есть очень много видов расчётов бизнес моделей, тут нужно выбирать что вам ближе и проще на первое время.

Прежде чем пытаться делать первые продажи и MVP продукта подумайте, а есть ли у вас бизнес модель и на сколько хорошо вы её проработали??)

66
5 комментариев

Спасибо за годный контент! Ничего в целом нового, но очень подробно и понятно! Для новичков думаю будет оч полезно.

1
Ответить

Спасибо, Алекс!

Ответить

Спасибо за статью, всё подробно описано и структурировано, а главное - что есть примеры. Я по похожей статье делал себе CJM, теперь сделаю в таком стиле описание бизнес-модели.

1
Ответить

Евгений, круто! Спасибо за обратную связь!)

Ответить

На нашей странице Вы можете ознакомиться с разборами бизнес-моделей компаний по шаблону Остервальдера. И даже купить книгу "44 примера и разбора бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний" (https://dzen.ru/a/ZpqO2LiCFxjULqEm)

Ответить