Секреты успешного прототипирования: Как превратить идею в реальность?

Product management 
Product management 

Создание прототипа — это ключевой этап в процессе разработки продукта. Он позволяет проверить идеи, собрать обратную связь и внести необходимые улучшения до запуска.

Во всем многообразии продуктовых терминов, прототип кажется одним из самых понятных и безобидных. Но как определить его качество? В какой момент нужно задуматься о прототипировании продукта и нужно ли вообще? Какие инструменты для этого использовать? Перейти к реальным действиям часто оказывается сложно. Поэтому было решено собрать небольшой мануал по использованию прототипов в продуктовой разработке.

Все мы прекрасно понимаем, что строительство нового здания всегда начинается с его уменьшенного макета, чтобы архитектор мог убедиться в целостности ансамбля, а при проектировании космического шаттла сначала создается его прототип, чтобы провести необходимые исследования и расчеты. Однако при разработке технологического продукта стадия прототипа часто либо осознанно опускается, либо просто игнорируется. Такой подход чреват увеличением затрат на разработку или вообще выпуском не того продукта, который необходим пользователю. Поэтому давайте последовательно разберем: что такое прототип в разработке продукта, зачем и в какой момент он необходим, какие принципы нужно соблюдать, чтобы создать качественный прототип и какие инструменты нам могут в этом помочь.

Что такое прототип?

Для начала стоит дать определение. Прототип – это простая экспериментальная модель предполагаемого решения, используемая для тестирования идей, проектирования предположений и способов использования продукта быстро и дешево и позволяющая вносить необходимые уточнения и изменения в направление развития продукта. Иными словами прототип позволяет вам:

  • протестировать идею и/или гипотезу;
  • проверить, как пользователь будет использовать продукт для решения своей проблемы и найти препятствия на этом пути (если они есть);
  • получить обратную связь;
  • снизить риски запуска продукта/фичи.

Чем прототип НЕ является:

  • Макетом сайта или разрозненными wireframe'ами. Раньше под прототипом понимали стадию разработки до отрисовки дизайна, то есть проработку UX и интерфейса. Сейчас же под прототипом понимается именно динамическая модель продукта, позволяющая симулировать какой-то из сценариев его использования.
  • Финальным дизайном вашего продукта. Прототип совершенно не обязательно должен быть выполнен в вашей стилистике и согласно последним тенденциям онлайн моды. Если он решает свою задачу – проверку гипотезы – неважно, как он выглядит. Вам все равно придется его полностью переработать, прежде чем приступать к разработке продукта.

Можно выделить два основных вида прототипов технологических продуктов:

  • Кликабельный прототип. Такой прототип простой пользователь может даже не отличить от реального продукта, поскольку он полностью симулирует поведение в онлайне, с той лишь разницей, что человек сильно ограничен в сценариях его использования.

Живой пример приложения Самокат сделанный в Figma: https://www.figma.com/proto/owuR3lQw2W8h4W6FHYHJv4/PU-2.13?node-id=1%3A2&scaling=min-zoom&page-id=0%3A1

  • Прототип "на бумаге". На самом деле он может быть хоть на песке, хоть из конструктора Lego. Суть этого типа в симуляции продукта подручными средствами в оффлайне.
Product management 
Product management 

Выбор типа зависит исключительно от гипотезы, которую вы тестируете.

Какую цель преследуют прототипы?

Окей, прототип – это модель, которую мы собираем из подручных средств (в оффлайне или онлайне), чтобы проверить какую-то идею. Какие глобальные цели мы при этом преследуем? Их можно разделить на 4 категории:

  • Исследование. Прототип дает нам возможность дешево исследовать проблемы пользователя и искать возможности для их решения.
  • Понимание. С его помощью можно понять динамику проблемы и вычленить, что именно заставляет ваш продукт работать или наоборот мешает ему.
  • Вовлечение. Он позволяет быстро и дешево вовлечь как пользователей, так и стейкхолдеров в тестирование продукта.
  • Вдохновение. Благодаря прототипу, новую идею можно продать еще до её реализации.

Один из лучших способов увидеть сильные и слабые стороны вашего будущего продукта – начать что-то делать, экспериментируя с потенциальным решением. Прототипируя, вы облекаете свои идеи в осязаемую оболочку, которая дает возможность вам и вашей команде увидеть и обсудить все за и против, услышать обратную связь от пользователя и продемонстрировать свою уникальность потенциальным инвесторам.

На какой стадии создания продукта пора думать о прототипе?

Допустим, мы убедили вас, что прототип – это круто и он вам очень нужен. Но в какой момент стоит о нем задуматься? В классической концепции дизайн мышления предполагается следующий порядок действий:

  • Определение проблемы. В этот момент нужно проникнуться эмпатией к пользователю и вычленить его боль, вокруг которой будет строится продуктовая гипотеза.
  • Исследование. Теперь этой проблеме нужно придать контекст, получить максимальное количество релевантной информации о пользователе, паттернах его поведения.
  • Формирование идей. Погрузившись в контекст пора генерировать идеи и формировать продуктовые гипотезы, из которых нужно выбрать одну.
  • Прототипирование. И только после того, как у вас есть осознанно сформулированная гипотеза, пора приступать к прототипированию продукта на её основе.
  • Тестирование. Ну и в завершение цикла с готовым прототипом нужно вернуться к пользователям и протестировать свою идею. Иначе ради чего мы все это делали?

Таким образом, к созданию прототипа необходимо приступать, когда вы уже погружены в контекст пользователя, осознаете его боли и проблемы и у вас есть четкая продуктовая гипотеза для решения этих проблем. Иными словами, это момент, когда вы уже готовы собирать команду продуктовой разработки и пилить самый классный революционный продукт :) Вот ровно в этот момент лучше остановиться, выдохнуть и собрать прототип для проверки своих идей.

Часть материала заимствована из просторов интернета!) 

Основные принципы прототипирования

Разобрались что, зачем и в какой момент времени мы хотим делать. Остался главный вопрос: как же сделать прототип качественным? Для этого нужно держать в голове ряд основных принципов:

  • Отражение сценария(ев) использования продукта. С помощью прототипа должно быть возможно проверить, как пользователь будет подходить к решению той или иной задачи и с какими преградами он столкнется на пути. Тестируя прототип, вы должны давать его пользователю, озвучивать задачу и отходить в сторону. Если отойти в сторону невозможно и вам постоянно приходится отвечать на вопросы и помогать – кажется, стоит пересмотреть и переработать сценарий использования.
  • Прототип всегда интерактивный. Это довольно логично вытекает из первого принципа: вы не сможете заложить сценарий в основу статичной картинки. Статичная картинка даст вам лишь ответ на вопрос, насколько конкретно этому человеку визуально нравится исполнение вашего прототипа. Здесь мы вспоминаем, что прототип может не иметь ничего общего с финальным дизайном, поэтому такая оценка вам будет абсолютно бесполезна.
  • В основе лежит гипотеза. Вы получите ценность, только если знаете, что конкретно хотите проверить. Сформулируйте гипотезу так, чтобы на нее можно было четко ответить "да" или "нет". А после пропишите, как именно прототип даст вам ответ на этот вопрос.
  • Тестировать, а не валидировать. Человек всегда неосознанно ищет подтверждение своим идеям, поэтому важно повторять себе, что вам нужна объективная оценка и не будет никакого смысла, если вы подтолкнете пользователя к решению, которое вас устраивает. После этого вы потратите много времени и денег на разработку продукта, запустите его и обнаружите, что пользователи никак не конвертируются в покупателей. Не наступайте на эти грабли и будьте готовы к любому результату.
  • Минимум догадок. Постарайтесь проверить все, даже если вы уверены, что знаете своего пользователя.

Вы можете пройтись по этому списку как по чек-листу после того, как ваш прототип будет готов, задавая себе вопрос: отражен ли этот принцип? Если галочки стоят во всех пунктах – можно смело переходить к следующей стадии и тестировать прототип на пользователях, инвесторах и стейкхолдерах (этому процессу мы посветим отдельную статью).

Инструменты для создания динамических прототипов

Прекрасно, вроде бы все стало более ли менее понятно. Но теперь вы стоите перед проблемой чистого листа: что делать известно, а вот как начать? Для создания кликабельных прототипов существует много различных инструментов. Вот некоторые их самых популярных:

  • inVision, Marvel, Flinto – первый тип инструментов, который позволяет соединить макеты различных страниц в динамический прототип, то есть указать по клику на какую область одной страницы нужно отобразить другую.
  • Prott, POP – эти инструменты не требуют от вас даже макетов. Просто нарисуйте скетч карандашом на бумаге, сфотографируйте и соедините в приложении в пользовательский сценарий.
  • Proto.io, Framer, Origami, Form – более сложные инструменты, которые позволяют вам анимировать отдельные объекты (слои) и делать более сложные и интересные переходы. Но в их основе все так же лежат макеты страниц.
  • Webflow, Figma – эти инструменты уже являются конструкторами сайтов и с их помощью можно создать не только прототип, но и первую версию продукта. Однако они так же хорошо подходят для прототипирования в случаях, когда вам нужно сильно больше, чем переходы между статичными экранами.

Что работает в современном мире?

1. Интерактивные прототипы: Современные инструменты позволяют создавать интерактивные прототипы, которые имитируют реальное использование продукта.

2. Совместная работа: Онлайн-платформы позволяют всей команде работать над проектом одновременно, что ускоряет процесс и улучшает коммуникацию.

3. Быстрое тестирование: Использование MVP позволяет быстро получить обратную связь и внести необходимые изменения.

Что уже не работает?

1. Слишком детализированные прототипы на начальном этапе: Тратить много времени на детали, которые могут быть изменены позже, неэффективно.

2. Игнорирование обратной связи: Игнорирование мнений пользователей может привести к созданию продукта, который не соответствует их потребностям.

3. Ограниченные инструменты: Использование устаревших или недостаточно функциональных инструментов может замедлить процесс и усложнить работу.

Спасибо за внимание ❤

Заключение

Давайте подведем итоги:

  • Что: прототип – это простейшая модель вашего будущего продукта (или отдельной его части), в основе которой лежит гипотеза и пользовательский сценарий для её проверки.
  • Зачем: чтобы узнать и лучше понять пользователя и его боли, вовлечь пользователей и стейкхолдеров в тестирование продукта на ранней стадии и иногда даже привлечь инвестиции в продукт и вдохновить людей своей идеей.
  • Когда: когда есть понимание пользователя и его контекста и четко сформулированная продуктовая гипотеза, то есть ровно в тот момент, когда хочется собрать команду и начать разработку.
  • Как: выбрав подходящий для вашей ситуации инструмент либо обратившись к тем, кто сделает это за вас
44
Начать дискуссию