Что такое бизнес-процесс?
Бизнес-процесс — любая операция бизнеса, которая помогает решать бизнес-задачи и зарабатывать. Абсолютно любая.
Бизнес-процесс — это алгоритм, любые действия, которые повторяются раз за разом.
Бизнес-процессы есть у любого бизнеса, начиная с самозанятого и заканчивая международной корпорацией.
В каждой компании свои бизнес-процессы. Нет единого шаблона, каждый бизнес индивидуален. Даже у прямых конкурентов бизнес-процессы различается.
По своей сути бизнес-процесс — это инструкция: кто, что, когда, где и как должен сделать.
Чтобы в компании всё работало как надо, а бизнес зарабатывал деньги, процессами нужно управлять.
Чтобы эффективно управлять бизнес-процессами, нужно описать, как они уже проходят в компании.
Есть несколько базовых форматов описания бизнес-процессов, но наиболее простая и популярная форма описания – текстовая.
Этапы описания бизнес-процессов
1. Определение цели БП.
2. Определение границ БП – обозначить вход и выход.
3. Ресурсы БП.
4. Детальное описание всех действий.
5. Назначение исполнителей.
6. Тайминг.
7. Метрики.
8. База документов и регламентов.
Пример бизнес процесса «Продажа билетов»
1. Цель – Обработка заявок на билеты.
2. Вход – карточка заявки с сайта в CRM. Выход – отправка электронной копии билета на email клиента.
3. Ресурсы – cайт, CRM, менеджер.
4. Описание. Поступление заявок с сайта в CRM – круглосуточно. Метрика – количество заявок.
a. Автопроверка на корректность данных – CRM. Ошибка – заявка удаляется.
b. Автописьмо клиенту о некорректности введенных данных. CRM.
c. Создание контакта в CRM, если его нет.
d. Обработка заявок. Назначение исполнителей. Менеджер. Автоназначение CRM. С 9:00 – 17: 30 6. Тайминг. Регламент 30 минут. Метрика – время обработки.
e. Проверка оплаты билета. CRM.
f. Оформление электронного билета, если оплата на счете. Отправка его клиенту. Если оплаты нет – перенос сделки на этап «Ждет оплату». Менеджер.
5. База документов и регламентов. Скрипт общения с клиентом. Правила оформления билетов.
Управление бизнес-процессами начинается с назначения ответственного за каждый бизнес-процесс и контроля этих ответственных.
Дальнейшая работа руководителя с бизнес-процессами заключается в их оптимизации. Идеальных бизнес-процессов не существует, любой бизнес-процесс можно оптимизировать до бесконечности, или до разумной достаточности.
Кто должен заниматься оптимизаций бизнес-процессов?
На старте бизнеса – собственник, затем он делегирует эту функцию наемному руководителю, который со временем делегирует ее специалисту, и в определенный момент – целому отделу.
Самое главное
Если у Вас есть бизнес – значит, есть бизнес-процессы
Ваши бизнес-процессы должны быть описаны
Вы должны управлять Вашими бизнес-процессами
Вы должны оптимизировать Ваши бизнес-процессы
Если Вам кажется, что какой-то Ваш бизнес-процесс оптимален – Вам кажется. Это значит, что пора обратиться к специалисту.
Чем мы можем помочь?
Вы можете отправить один Ваш бизнес-процесс нашим специалистам – они бесплатно сделают его краткий аудит и дадут несколько рекомендаций по его улучшению.
Всем удачи и вдохновения!
Каждому подписавшемуся на мой блог. Промокод на скидку в 10% на любую услугу Компании Помочь? Я там не главный, но могу заставить. За промокодом обращайтесь в личку. Вдруг пригодится?
А еще;