Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Сегодня поговорим о том, как грамотно управлять свои бизнесом в условиях неопределенности.

Мы живем в такое время, когда постоянно происходит какая-то неопределенность: финансовый кризис, санкции, пандемия, 2022 год. Нестабильность происходит и сейчас, в 2024 году.

Все это вносит гигантские коррективы не только в бизнес, но и в жизнь каждого человека. Но сегодня мы говорим именно про бизнес.

И действительно стало очень интересно, а как же находиться в этих условиях неопределенности, сохранив и приумножив свой бизнес.

Давайте в этой статье я попробую ответить на этот непростой вопрос.

Ты вообще кто и почему тебе можно верить?

(с) Читатель Максим из Воронежа

Уже более 7 лет я работаю бизнес-тренером в корпоративном бизнесе. Этот опыт мне позволяет более эффективно работать с руководителями бизнеса и быстрее приходить к бизнес-результатам. Так же я работаю в коуч формате с предпринимателями и именно такой подход показывает максимальную пользу.

Почему вам нужно прочитать до конца эту статью?

Причина первая: вы узнаете про основные принципы работы с бизнесом в тяжелый период;

Причина вторая: в конце статьи я поделюсь крутым инструментом, который покажет ваши сильные и слабые стороны в решении нестандартных ситуаций. Зная их, вы легко сможете развивать свои зоны роста.

ВАЖНО! Читая данную статью, старайтесь всю информацию "примерить" на свой бизнес и проанализировать: "так я делаю или нет?", "подойдет ли это моему бизнесу?" и т.д.

Говоря о неопределенности, важно понимать, что мы с вами живем не в вакууме, и напрямую зависим от того, каким становится этот мир.

Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Мы сейчас не говорим о политической и геополитической ситуации. Мы говорим только о том, как естественным путем перестраивается этот мир.

Выделают три классификации мира:

1. SPOD-мир (вторая половина 20 века):

· S – steady (устойчивый)

· P – predictable (предсказуемый)

· O – ordinary (простой)

· D – definite (определенный)

Наверняка вы слышали от своих бабушек и дедушек, что в этот период мир был устойчивый, предсказуемый, простой и очень определенный. Там было понятно, как принимать решение, там были понятны причинно-следственные связи, и можно было выстраивать долгосрочные перспективы.

И если мы посмотрим с точки зрения бизнеса, то SPOD-мир характеризовался фундаментальными компаниями. Часто появлялись семейные предприятия, в которых управление переходило по наследству.

2. VUCA-мир (конец 80-х):

· V – volatile (нестабильный)

· U – uncertain (неопределенный)

· C – complex (сложный)

· A – ambiguous (неоднозначный)

Начиная с 80-х годов все изменилось. Думаю, здесь есть те, кто застал это время. Тогда люди не понимали, как жить в таком нестабильном мире. Но не знали, что все самое интересное еще впереди.

В VUCA-мире начинается драйв, очень много свободы и то, что сейчас называется стартапы. В конце 80-х родились компании-гиганты, услугами которых мы пользуемся по сей день. Они получили такую популярность потому, что они сформировались на стыке этой нестабильности, неопределенности и неоднозначности.

3. BANI-мир (сейчас):

· B – brittle (хрупкий)

· A – anxious (тревожный)

· N – nonlinear (нелинейный)

· I – incomprehensible (непостижимый)

BANI-мир характеризуется бизнесом, который очень гибкий. Он должен уметь адаптироваться под реалии сегодняшнего рынка, для того чтобы оставаться конкурентным. В этой статье я расскажу, как развивать в себе ту самую гибкость.

Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Ну и как это влияет на мой бизнес?

(с) Предпринимательница Юлия из Новосибирска

Нам это очень важно понимать, потому что от общей характеристики мира, или эмоционального фона, который несет этот мир, очень сильно будет зависеть как построены бизнес-процессы и насколько то, что транслирует компания коррелируется с теми реалиями, в которых мы находимся.

Предприниматель, который не умеет быть гибким и который не успел адаптироваться под текущие реалии, обязательно попадает в кризис.

Кризис (др. греч – суд, приговор, поворотный пункт) – переворот, переходное состояние, перелом, состояние при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Кризис всегда характеризуется переходом от чего-то к чему-то. Это переломный момент, когда по-старому мы уже не можем, потому что мир изменился, а по-новому мы еще не умеем.

Мне пришла в голову метафора: поезд движется по рельсам, и от того, куда мы нажмем рычаг, зависит, повернет он направо или налево. Сейчас у бизнеса есть аналогичная возможность выбора. Он не может просто продолжать двигаться по старому пути в надежде, что все само наладится. В этот поворотный момент задача коуча - помочь клиенту взять контроль над ситуацией и принять осознанное решение, куда направить свой "поезд". Такой осознанный подход должен превратить этот переходный период в полезный ресурс для самого человека, его команды и клиентов.

Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Ну и где эта гибкость должна проявляться?

(с) Негибкий Виталий из Белгорода

Для вас не секрет что есть стратегия, а есть тактика. Некоторые предприниматели, прекрасно выстраивают стратегию (умеют мыслить глобально), другие сильны в ситуативных решениях (тактическое мышление).

Иными словами, есть определенный тип психики, нервной системы, которая умеет смотреть глобально, но когда начинается «мелкая работа» то моментально падает энергия и ничего не хочется.

Или другой тип: с предпринимателем хотят поговорит о будущих планах, а он не может так далеко планировать и мыслит только сегодняшним днем.

Это два разных типа мышления: от общего к частному, от частного к общему.

Какой у тебя тип мышления?
Стратегическое мышление (умею мыслить глобально)
Тактическое мышление (ситуативный менеджмент)
Оба варианта

Работая с предпринимателями, я обязан четко понимать, как он мыслит. Осознавая это, я понимаю, как выстраивать диалог относительно его задачи. И в то же время моя задача стимулировать другой тип мышления для того, чтобы комплексно видеть проблему.

Кстати, если ты предприниматель, который хочет узнать действительно рабочие инструменты для развития своего бизнеса, то жду тебя в своем telagram-канале.

Так вот, когда мы соединяем стратегию и тактику на уровне мышления, то в этот момент у предпринимателя начинает происходить осознание:

1. Не просто куда я иду, а куда я иду сегодня;

2. Опираясь на какую конечную точку, я мыслю сегодня.

Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Ведя разговор про стратегию, часто можно услышать: «Горизонт планирования», «Что ты хочешь в будущем?», «Куда тебя это приведет в итоге?». Говоря о тактике: «Какое решение важно принять сегодня?», «Какие инструменты сегодня лучше всего использовать?», и т. д.

В этот момент предприниматель начинает понимать свою «зону дефицита». Тем самым, коуч помогает заполнить это «слепое пятно», и тогда рождаются те самые инсайты, которые помогут в развитии бизнеса.

А почему так важно согласовывать стратегию и тактику?

(с) Предприниматель Артур из Астрахани

Предпринимателю необходимо создавать нейронные связи между сегодняшней задачей и той к которой он идет с точки зрения запланированного бизнес-результата. Таким образом, мы постоянно тренируем мозг действовать целенаправленно.

Когда есть хаос: сегодня цель одна, завтра другая, то в результате предприниматель не получает нужных результатов.

Понял, что надо понять "зону дефицита". В чем еще проявляется гибкость?

(с) Предприниматель Юрий из Хабаровска

Помимо этого, важно понять какую привычную стратегию достижения цели использует предприниматель. Он начинает что-то делать, когда уже поджимают все сроки или он действует быстро, не успев ничего продумать.

Обычно я даю клиентам пройти тест на «Копинг-стратегии» Ричарда Лазаруса. Он предназначен для определения различных стратегий, которые люди используют для управления стрессом и трудными жизненными ситуациями. Таким образом, мы видим как предприниматель привык действовать и понимаем, помогает ли эта стратегия для решения актуальной задачи.

Например: предприниматель привык достигать цели медленно, 10 раз все обдумав, а на уровне тактики начинает осознавать, что ему надо поменять стратегию, и изменить поведение, и это будет тактическое решение.

Таким образом, предприниматель приучается к гибкости. Он привык действовать «вот так», а в сегодняшнем мире, в сегодняшней ситуации при решении этой бизнес-задачи такое поведение будет неэффективным, и наша задача выбрать другой способ решения этой тактической задачи.

Именно ЭТОТ фактор определит успешность вашего бизнеса в 2024 году.

Это называется «когнитивная гибкость». Именно она позволяет осознавать альтернативные способы решения достижения цели, понять, что можно посмотреть шире на те возможности, которые предлагает мир, на те ограничения, которые необходимо учесть.

Возможно, сейчас правильнее сконцентрироваться на другой целевой аудитории, поменять оффер, или изменить продукт. Иными словами, осознать, что есть нечто большее, чем моя картина мира и моя привычная стратегия достижения целей.

Тем самым, мы корректируем не только поведение в ответ на текущую ситуацию, но и пересматриваем актуальные бизнес-задачи (тактика). Иногда первоначальные задачи становятся неактуальными, и нужно определить наиболее важные в данный момент. Это и есть та самая гибкость, которая точно поможет вам больше заработать на бизнесе в такое непростое время.

На самом деле, рассуждать на эту тему можно бесконечно, но статья уже получилась большая. Очень надеюсь, что полученная информация оказалась действительно вам полезна=)

Как и обещал, инструмент, который покажет не только ваши сильные стороны, но и зоны роста. Данное тестирование разработано американскими психологом Ричардом Лазарусом. ВАЖНО! Отвечая на вопросы, вспоминайте, как вы решаете сложные задачи в бизнесе.

33
33
6 комментариев

Пусть это увидит как можно больше собственников бизнеса

2
Ответить

Я совсем не против😏

1
Ответить

Даже не знала про классификации мира, но все сходится)
В целом мысли ясны, хотелось бы больше раскрытия и пояснений про тест Лазаруса, потому что результаты получила, с результатами согласна, но что мне делать при одном результате или что делать при другом? Какие первые шаги предпринимать? Охота продолжение)

2
Ответить

Людмила, как раз про тест Лазаруса будет слудующая статья) Подписывайтесь, чтобы не пропустить, будет интересно)

1
Ответить

Даааа, последние пару лет были очень жесткими для бизнеса. Многие позакрывали свои компании просто не сумев адаптироваться к текущим реалиям...

1
Ответить