Как стать крупнейшим представителем всемирно известного бренда в России

Опыт франчайзи компании Cinnabon

Вячеслав и Олег Соколины — крупнейшие в России франчайзи всемирно известной сети пекарен Cinnabon. Первое кафе они открыли в 2011 году. К 2024-му расширили сеть в нашей стране до 36 точек и вышли на зарубежные рынки, а теперь планируют стать мультифранчайзи с портфелем из нескольких брендов. В статье — реальный опыт Вячеслава и Олега и принципы, которые помогли им построить успешный бизнес.

Кафе Cinnabon в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 74) 
Кафе Cinnabon в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 74) 

Как все начиналось

Эта история началась в 2010 году. Родственник Вячеслава и Олега Соколиных вернулся из США, где он попробовал вкуснейшие булочки с корицей. Вдохновленный вкусом и качеством выпечки, он предложил Вячеславу и Олегу открыть кафе Cinnabon в России.

На тот момент у Соколиных был уже достаточно разнообразный предпринимательский опыт. Так, Вячеслав сначала проводил тренинги для сетевой компании, затем открыл службу доставки пирогов, потом был франчайзи бренда бижутерии Etalon Jenavi. В 2010-м главным его проектом был телеком-провайдер, который предоставлял услуги связи корпоративным клиентам в бизнес-центрах.

Поначалу идея заняться франчайзингом в сфере общественного питания показалась Соколиным несерьезной.

«Я сопоставил: где я и где какие-то пекарни. Но позже мы вернулись к этому вопросу, я попробовал булочку Cinnabon. И она меня воодушевила», — вспоминает Вячеслав.

В итоге идею воплотили в жизнь уже в 2011 году. Первая пекарня открылась в только что построенном ТЦ «СитиМолл» в Санкт-Петербурге. Правда, не обошлось без проблем. Первое открытие этой пекарни состоялось в марте, но уже на следующий день она закрылась. Дело в том, что большинство арендаторов в торговом центре тогда не успели запустить свои точки, и администрация ТЦ перенесла открытие на 9 месяцев. Следующее открытие было в ноябре.

Булочки с корицей — главный, но не единственный продукт в линейке Cinnabon 
Булочки с корицей — главный, но не единственный продукт в линейке Cinnabon 

Потом были годы работы: успешной и не очень. Бренд все еще был не слишком знаком российскому потребителю. Иногда основатели проекта выбирали неудачные локации, и такие пекарни приходилось переводить в другие места.

Огромное влияние на бизнес оказывали и глобальные кризисы: сначала в 2014 году, когда рухнул курс рубля. Затем в 2020-м, когда компании пришлось адаптироваться под реалии локдауна и переформатировать работу кафе.

Тем не менее, из всех сложных ситуаций франчайзи удалось выходить без больших потерь. А опыт помогал масштабировать бизнес еще больше. К концу 2021 года у Соколиных было уже 16 точек в Санкт-Петербурге и Новосибирске.

На какие деньги открывали новые точки

Конечно, открытие новых точек требовало дополнительных финансовых вложений. На разных этапах Соколины использовали разные источники финансирования.

«Первые годы мы открывались только на личные деньги. Позднее начали привлекать инвестиции от близких друзей и родственников», — рассказывает Олег.

Первая пекарня Cinnabon была открыта в 1985 году в Сиэтле, США 
Первая пекарня Cinnabon была открыта в 1985 году в Сиэтле, США 

Был и опыт работы с коммерческими кредитами: компания получила в банке 4 млн рублей и использовала эти деньги на покупку оборудования для двух пекарен и наем 10 новых сотрудников.

Однако у этого финансового инструмента были свои недостатки:

  • получить можно ограниченную сумму (примерно около 5 млн, чего может быть недостаточно для целей бизнеса);
  • заявку одобряют долго;
  • залоги оценивают по стоимости ниже рынка.

С учетом всех недостатков кредитов в банке, для роста сети Cinnabon был нужен другой источник инвестиций. Так, Вячеслав и Олег обратились в компанию FRONTIERS и рассказали о планах по развитию своего бизнеса. Мы проконсультировали, помогли составить финансовую модель и бизнес-план, предупредили о рисках. А затем предоставили площадку, на которой основатели компании могли общаться с инвесторами.

Как компания расширила рынок в России и вышла за рубеж

«Примерно год назад, осенью 2023-го, мы начали переговоры по покупке сети в Краснодаре. И уже в начале 2024-го закрыли сделку. Для этого мы, опять же, использовали частные инвестиции. Команда FRONTIERS разработала юридическую конструкцию, где инвесторы вошли в долю действующего бизнеса», — поясняет Вячеслав Соколин.

Одной из причин, почему инвесторы очень положительно отнеслись к проекту, были стабильные финансовые показатели. Таким образом, к 2024 году число точек в России достигло 36. Но Соколины решили не ограничиваться отечественным рынком и начали экспансию за рубежом.

«Где-то полтора года назад мы задумались над тем, что рост компании в России — это конечно замечательно, но все равно есть некий потолок. Мы, конечно, может выходить в другие города нашей страны, но в то же время нужно закладывать семена для дальнейшего, более серьезного и масштабного развития. Тем более, что у нас есть огромный опыт работы с брендом Cinnabon», — делится Вячеслав.

Так Соколины заключили договор на развитию франшизы на территории Израиля.

«На тот момент бренд уже завоевал известность в стране, но компания еще не была представлена (в отличие от большинства других стран Ближнего Востока). Конечно, выйти на новый рынок было непросто. Нам пришлось полностью адаптировать бренд и меню, получить все разрешения, разобраться в деталях рынка, нанять сильный ключевой менеджмент… В общем, это был тот еще челлендж», — вспоминает Олег.

Итак, первая пекарня в Израиле открылась в июле 2024 года. Потребители очень позитивно отнеслись к новому кафе, результаты первых месяцев работы превзошли ожидания основателей. И теперь они планируют продолжать развитие в Израиле и открыть там еще 35-40 точек. Уже сейчас строится вторая локация, запуск которой состоится осенью, и выбирается третья.

Кафе сети Cinnabon есть более чем в 60 странах мира
Кафе сети Cinnabon есть более чем в 60 странах мира

Кроме булочек Cinnabon в кафе будут подавать еще и легендарное американское мягкое мороженое Carvell — с этим брендом Соколины также заключили соглашение.

«Также совсем недавно мы подписали с правообладателем бренда Cinnabon эксклюзивную мастер-франшизу на развитие на территории Казахстана — это тоже очень интересный рынок. Мы видим, что мы сможем открыть там до 40-50 пекарен в течение следующих 5-6 лет — частично самостоятельно, частично с партнерами-субфранчайзи», — рассказывает Вячеслав.

После Нового года Соколины планируют запустить первую, а затем и вторую пекарни в Алма-Ате. А затем создать в Средней Азии и в Израиле управляющие компании и продолжить пополнять портфель брендов.

По мнению основателей проекта, франчайзинг — очень перспективное направление. Такая модель бизнеса дает возможность развивать в разных регионах страны и даже мира уже известные бренды с выстроенными бизнес-процессами.

«Мы с коллегами видим нашу стратегию на следующие 10 лет развития в построении мощной мультифранчайзинговой компании. В мире много таких примеров, а мы знаем, что с нашей командой точно сможем это сделать», — уверен Вячеслав.

Как развивать бизнес в долгосрочной перспективе

Соколины подчеркивают, что начинали строить компанию с перспективой на будущее, и со временем только утвердились в верности такой долгосрочной стратегии. Они не стремятся к спекуляции на рынке, не пытаются заработать деньги по-быстрому, оптимальная модель для них — это бизнес, который просуществует не один десяток лет.

Их компанию выбирают инвесторы с похожей долгосрочной стратегией — те, кому нужна не доходность в моменте, а перспективы и рост на длинной дистанции.

«Долгосрочный взгляд — это купить акции или доли хорошей компании и держать их вечно, как говорил когда-то Уоррен Баффет. И если ты нашел такую классную компанию, то даже если на старте или в каком-то моменте показатели будут чуть хуже ожидаемых, можно быть спокойным: на горизонте в 5-10 лет твои инвестиции окупятся», — считает Вячеслав.

Компания выплачивает деньги инвесторам только из реально заработанных денег. Из части прибыли формируется подушка безопасности, часть направляется на дивиденды

«Мы даем нашим инвесторам получать хороший пассивный доход. Конечно, в связи с повышениями ключевой ставки Центробанком многие предпочитаю инвестировать в другие инструменты. Но нельзя забывать, что это все временное явление. У нас же со временем растет как прибыльность инвестиций, так и, что более ценно на наш взгляд, их долгосрочность. Ведь наши инвесторы остаются с нами надолго (хотелось бы даже сказать: навсегда», — подчеркивает Олег.

Главное о работе с частным капиталом

Почти любая компания рано или поздно оказывается на том уровне, когда для развития уже не хватает собственных денег и нужно дополнительное финансирование. В такой ситуации могут помочь инвестиции от частных лиц.

«Мы привлекаем инвестиции на открытие новых пекарен. Для этого предлагаем инвесторам приобрести долю в предприятиях и стать совладельцами», — поясняет Олег Соколин.

Это работает так: фактически бизнес соглашается делиться частью своей прибыли с инвесторами, но если компания по какой-то причине в моменте не генерирует прибыль, ей не нужно ничего выплачивать инвесторам-совладельцам. Этим продажа долей в компании отличается от привлечения коммерческих займов, когда инвесторы дают предприятию деньги в долг под фиксированный процент.

«Мы не работаем с займами, даже если проценты по ним для нас ниже, чем дивиденды по итогам финансового периода. Наши инвесторы становятся совладельцами бизнеса, и мы выплачиваем дивиденды только с реальных доходов — мы считаем, что так более честно и менее рискованно для бизнеса. Получается, худшее, что может произойти — мы не сможем привлечь инвестиции на открытие новых кафе. При этом уже существующий бизнес продолжит работать и приносить дивиденды своим инвесторам», — подчеркивает Олег Соколин.

Эта стратегия позволяет проекту привлекать инвесторов с такими же ценностями, как у Соколиных. Это люди, которые не гонятся за высокой прибылью в моменте, а придерживаются долгосрочной инвестиционной стратегии — вкладывают с горизонтом планирования на 3-5 лет, чтобы обеспечить себе стабильное благополучие.

33
1 комментарий

Спасибо за пост!