Ассоциации и союзы – инструмент развития и масштабирования бизнеса
Рассмотрим еще одну организационно-правовую форму некоммерческой организации, представляющий интерес для коммерческого сектора – Ассоциации или Союзы. Это структуры, объединяющие разных субъектов в целях отстаивания общих интересов и достижения определенных целей и задач.
Рассмотренные в нашей предыдущей статье Некоммерческие партнерства также являются одной из разновидностью Ассоциаций, но с рядом юридических особенностей. «Ассоциация» и «Союз» – это синонимичные понятия, не имеющие, по сути, юридических различий. Вы можете назвать свое объединение любым из этих понятий. Однако, как правило, Ассоциации создаются для работы в какой-то узкой области, например, «Ассоциация производителей молока» а Союзы – в более широкой, например, «Союз сельхозпроизводителей».
Ассоциация (союз) – это основанное на членстве некоммерческая организация, объединяющая юридических и/или физических лиц для представления и защиты «единым фронтом» общих, в том числе профессиональных интересов, а также для достижения общих общественно полезных целей, не противоречащих закону и носящих формально некоммерческий характер. Это прописано в ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Участники Ассоциации при этом сохраняют свою полную независимость и самостоятельность, но несут субсидиарную ответственность (то есть могут обязаны погасить долги Ассоциации) по обязательствам Ассоциации в объёме и порядке, установленных учредительными документами. При этом Ассоциация не несет ответственности по обязательствам ее членов.
Как правило, Ассоциации и Союзы создаются юридическими лицами – коммерческими и некоммерческими структурами для координации совместной деятельности, защиты и отсаживания общих интересов, а также достижения общих целей. В случае с коммерческими структурами речь может идти о координации, например, совместной предпринимательской деятельности. При этом координация не должна носить прямого коммерческого характера, как, например, в коммерческих товариществах. Косвенно, конечно же, объединение предпринимателей в Ассоциацию имеет сугубо коммерческие интересы и цели. Однако важно отметить, что если вы планируете заниматься исключительно прямой предпринимательской деятельностью, объединившись со своими партнерами по бизнесу, вам следует сразу создавать коммерческое товарищество, а не Ассоциацию или Союз. Если вы создали Ассоциацию и решили, что она вам не подходит, ее можно с легкостью преобразовать в коммерческое товарищество или даже в ООО.
Рассмотрим некоторые важные юридические особенности ассоциаций:
1. Количество учредителей Ассоциации (коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также физических лиц) должно быть больше 2-х. То есть невозможно создать Ассоциацию только с одним партнером по бизнесу.
2. При создании Ассоциации необходим исполнительный орган управления: единоличный (председатель, президент и т.д.) или коллегиальный (совет, правление, президиум и т.д.).
3. Имущество Ассоциации формируется за счет регулярных или единовременных денежных взносов учредителей. Также допускаются добровольные имущественные взносы и пожертвования. Как и все некоммерческие структуры, Ассоциации имеют право заниматься коммерческой деятельностью для достижения целей и решения задач, для которых они были образованы.
4. Преимущества для бизнеса, учреждения Ассоциации и объединения в Ассоциацию или Союз те же, что и для некоммерческих партнерств. Они связаны, прежде всего, с концентрацией и сосредоточением ресурсов для эффективного решения единых задач и достижения целей, что приводит к:
• значительной экономии издержек;
• возможности разработки и использования общего бренда;
• эффективности объединения для совместного освоения зарубежных рынков, обмена опытом, идеями, финансовыми ресурсами и технологиями, совместного создания продуктов и услуг;
• повышению привлекательности компаний и многим другим преимуществам.
Кроме того, Ассоциации и Союзы имеют право претендовать на гранты, льготы и субсидии от государства и другую поддержку при реализации социально-гуманитарных проектов и инициатив в рамках госпрограмм. Ассоциации и Союзы предпринимателей также привлекают большое внимание СМИ, что является своеобразной рекламой. Кроме того, объединения способствуют налаживанию деловых связей и контактов с другими коммерческими и некоммерческими структурами.
Примеры Ассоциаций и Союзов:
• объединения субъектов, целью которых является координация коммерческой деятельности, представление, отстаивание и защита общих интересов;
• профессиональные объединения граждан, не связанные с трудовыми отношениями и защитой трудовых прав;
• объединения работодателей;
• саморегулируемые организации и их объединения;
• объединения профессиональных союзов и кооперативов;
• торгово-промышленные палаты;