Состояние жертвы и как из него выйти
Любой коллектив делится на три типа людей:
Игроки (20%) - те, кто на передовой, они яркие, они достигают новые вершины, постоянно обучаются или узнают что-то новое. Ведут за собой к новым достижениям.
Жертвы (20%) - это каста тех, кто постоянно чем-то не довольны, они являются следствием своей жизни, а не причинной. Они громко заявляют о своем недовольстве происходящим. Это те кто постоянно не доделывает, любой шаг не по инструкции - остановка.
И зрители (60%) - они наблюдают за борьбой между игроками и жертвами и присоединяются к тем, кто в данный момент громче заявляет о своей позиции.
Переход человека из одной группы в другую возможен только между игроками и жертвами.
Из игрока в жертву люди переходят разным причинам:
- потеря цели;
- долгое нахождение в кругу жертв;
- потеря контроля над ситуацией;
- сильные эмоции;
- усталость и выгорание;
Как помочь или как самостоятельно можно выйти из состояние жертвы:
- Осознать проблему и честно себе признаться, что-то пошло не так.
- Не обсуждай с другими ситуации на которые не можешь повлиять.
- Ситуации, на которые можешь повлиять - разбери, как стать причиной происходящего;
- Действуй;
Самы сложный шаг - осознание. У меня был случай в трудовой деятельности.
Две коллеги, между собой подружки - по меркам корпоративной жизни. Были максимально продуктивны, любое изменение - поддержат, любая проблема решат.
С течением времени (более 5 лет работы в компании) они начали сталкиваться с проблемами, которые на их уровне не решались, были предложения от них, высказанные руководству. Но все мы прекрасно знаем и понимаем, что системные изменения могут происходит годами.
И в какой то момент произошел переход девчонок из игроков в жертвы, причем так как он был коллективный - все было быстро и с поддержкой соратника.
И тут начались проблемы, ведь данные персоны - начальники отделов, а не просто рядовые специалисты. Тут нужно еще отметить, что в роли игроков - они сделали хороший переход по карьерной и зарплатной лестнице.
Все в течении года в их жизни и в развитии подчиненных отделов пошла полная стагнация, даже немного деградация, ведь каждое предложение об изменении или улучшении воспринималось в штыки, находилось миллион причин почему не сработает и максимально широкий круг окружающих их людей знал в мельчайших подробностях, об очередной непонятной идеи от руководства, которая станет для всех проблемой.
Однажды в ходе беседы с одной из них, об изменении орг структуры, я в открытую высказала свою позицию, и пояснила что мне не нравится текущая позиция и их нахождение в состоянии жертвы. Через сутки они пришли ко мне вдвоем, я дала почитать литературу про жертв и игроков, мы разобрали пару ситуаций, как можно было поступить по другому. Сильно не буду вдаваться в подробности, но как итог, волшебство случилось наполовину. Через 3 месяца у одной был положительный результат по выходу из состояния жертвы, а вот вторая еще сильнее ушла в жертву.
Так вот к чему это, в состоянии жертвы свои прелести, они сильно манят людей, а игрок - это всегда вне зоны комфорта, но как сладка победа - достижение цели.
Здесь выбор каждого из нас, что нам важнее, куда хочется)