Результативность и/или Эффективность. На чем строить управление бизнесом?
Кейс.
История компании, в которой использование этих подходов в управлении бизнесом помогли пройти через серию кризисов и стать лидером в своей отрасли.
Кризисы. ( происходили на протяжении 20 лет)
- Западный бренд разорвал с ними эксклюзивный контракт после того, как их продукт получил в России заметную долю рынка
- Значимое падение потребительского спроса на их рынке
- Отзыв лицензии на поставку товаров в Россию их ключевого поставщика
- Логические трудности с началом СВО
На данный момент времени компания является лидером на на своем рынке.
Размышления об ее устойчивости привели меня к формулированию концепций Результативности и Эффективности. Ниже краткое описание сути этих концепций.
Эти слова в заголовке отражают принципиально разные подходы к управлению организацией. Отличие в том, что Результативность отражает краткосрочный, а Эффективность долгосрочный подход к управлению компанией.
Кратко об этих понятиях.
Эффективность – одновременная забота о результатах и ресурсах/средствах.
Результативность – основное внимание на обязательном достижении желаемого результата. Забота о ресурсах и средствах вторична.
Эффективность основана на построении системы управления.
Результативность основана на героизме руководителей и сотрудников.
Какие бы модели развития бизнеса вы не рассматривали всегда существует стадия, которая связана с запуском бизнеса.
По сути, это та стадия, которая определяет будет ли у бизнеса будущее или выживет бизнес или нет.
Для нее характерна концепция Результативности. Базовые показатели для этой стадии: объем продажи и прибыль.
Эта стадия очень похожа на взлет истребителя с палубы авианосца, потому что взлетная полоса сильна ограничена.
Проходит время и становится понятно, что бизнес выжил. Концепция Результативности сработала.
Что дальше?
Перед Собственником встает выбор:
- Использовать дальше концепцию Результативности (она же привела к сохранению бизнеса)
- Перейти к Концепции Эффективности (заниматься созданием системы управления, которая приведет к выживанию бизнеса в долгосрочной перспективе)
Проблема.
Трудно отказаться от того, что уже дало хорошие результаты. Однако сохранение Концепции Результативности как основы для управления компанией приводит через некоторое время к печальным последствиям.
Основные характеристики организации, культура и система управления которой основаны на Результативности.
A. Главный приоритет в целеполагании: финансовые цели. (размер прибыли, объем продаж, величина рентабельности продаж, собственного капитала, активов, денежный поток и тд)
B. Ориентация на краткосрочные планы (месяц, квартал и год).
C. Основа системы управления - жесткая функциональная структура.
D. Распоряжения «сверху вниз», исполнение «снизу вверх». Фраза «выполнить и доложить» отражает ее суть.
E. Жесткий контроль исполнения - один из ключевых управленческих навыков руководителя.
F. Микроменеджмент – распространенный стиль управления.
G. В системе стимулирования опора на финансовые инструменты.
H. Жесткая иерархия.
I. Формат совещаний- сольное выступление руководителя.
J. Краткосрочный взгляд на конкурентоспособность по принципу «здесь и сейчас». Основа - более низкие цены и различные акции.
Основные характеристики организации, культура и система управления которой основаны на концепции Эффективности.
A. Целеполагание имеет несколько горизонтов: стратегический, операционный и текущий.
B. В основе управления принцип двух ключей: организационная структура и идеология
C. Миссия, Видение и ценности являются ключевыми инструментами управления
D. Кроме финансовых целей существуют нефинансовые цели.
E. Система мотивации включает в себя как финансовые, так и нефинансовые стимулы.
F. Активное вовлечение сотрудников в обсуждение целей и стратегических приоритетов.
G. Поддерживается командный подход к работе.
H. Поощряется инициатива (идеи, предложения) от рядовых сотрудников.
I. Активно внедряется вертикальная и горизонтальная карьера для сотрудниковJ. Поощряется сотрудничество и обмен опытом
Концепция Результативности.
Основное преимущество.
На коротком отрезке времени позволяет добиться значимых финансовых результатов.
Основной недостаток.
Приоритет финансовых целей убирает из фокуса руководителей и сотрудников нефинансовые цели. Такие как, лояльность сотрудников и клиентов. Следствие: они начинают расставаться с компанией.
Снижение уровня лояльности может быть заметно не сразу, однако вернуть его на прежний уровень потребуется много времени и сил.
Концепция эффективности.
Преимущество.
Обеспечивает жизнеспособность и достижение целей организации в долгосрочной перспективе.
Недостаток.
Высокие требования к стилю руководителей и системе управления управления компанией. В частности, микроменеджмент, как стиль управления ,противопоказан.
Идеальная ситуация.
Руководители компании отличают одну концепцию от другой и в зависимости от изменений внешней среды и ситуации на рынке способны использовать обе концепции.
Важно.
Даже переходя на Концепцию Результативности следует помнить, что она может быть эффективна на коротком промежутке времени.
Способность руководителей, даже применяя концепцию Результативности, не забывать о концепции Эффективности позволяет во многих ситуациях сохранить устойчивость бизнеса.