Одна голова хорошо, а умная – лучше. Как мы вернули в 21 век рынок водоподготовки в России и причем тут язык Хищника
Несмотря на всеобщую цифровизацию и век ИИ, до сих пор есть продуктовые сегменты, в которых взаимодействие с пользователем остается сугубо аналоговым и совершенно неудобным для обеих сторон. Так было и с сегментом водоподготовки в частных домах.
Рынок ИЖС вопреки обстоятельствам продолжает расти от года к году, а значит, и количество потенциальных и реальных пользователей. При этом, несмотря на расширение аудитории, управление водоочистным оборудованием для частных домов среди больших игроков рынка принципиально никак не менялось и до недавнего времени управлялось в духе начала 2000-х.
Для понимания: коттеджная система представляет собой некий конструктор: колонну с фильтрующей засыпкой, блок управления и солевой бак для приготовления раствора, который реанимирует засыпку снова и снова. Блок управления или по-простому «голова» в этой триаде играет ключевое значение. Именно она запускает и регулирует ТО всей системы. От корректности настроек головы и правильной частоты регенераций солью зависит, прослужит ли ваше оборудование 5, 10 лет, или не выдержит и сезона.
Если регенерацию регулярно пропускать или делать ее без соли, то фильтрующий компонент просто забьется и реанимировать его не получится. При этом стоимость оборудования для частных домов довольно высока и в случаях со сложной, сильнозагрязненной водой может составлять несколько сотен тысяч. На территории РФ ни один автоматический блок управления на сегодняшний день не показывает, сколько соли осталось в солевом баке для регенерации. Вы должны отслеживать это самостоятельно, вручную, открывая крышку бака, если вовремя вспомните.
Вне зависимости от производителя меню настроек абсолютного большинства блоков управления линейно. Вы двигаетесь всегда в заданном алгоритме и, если хотите попасть к настройкам в конце меню, увы, его придется пройти с самого начала. Ошиблись? Тогда еще раз. В "аналоговых" блоках невозможно быстро выбрать интересующий раздел и легко настроить только его. Например, быстро изменить время регенерации фильтрующей загрузки, когда доступа к чистой воде не будет во всем доме, на момент, когда это вам удобно. С помощью небольшого числа кнопок вы двигаетесь внутри меню и понимаете (а чаще не понимаете), в каком разделе находитесь, только благодаря небольшому циферблату, его миганию или количеству точек между цифрами. Не хуже, чем язык Хищника из фильма конца 80-х.
Такое положение вещей создает ситуацию, когда потребитель если не беспомощен, то крайне озадачен и самостоятельно настроить систему без ошибок или поправить ее параметры под свой стиль водопотребления чаще всего не может. Для любых корректировок потребуется сервисный инженер, который тоже должен быть обучен настройке блоков и тоже не ошибиться во время нее. Частный мелкий бизнес может найти в такой ситуации временные плюсы, но для больших компаний моральное устаревание технологий в конечном счете приводит к дополнительным накладным расходам на поиск и обучение специалистов, работу колл-центров, отработку негатива и к невозможности полноценного качественного масштабирования сервиса и бизнеса.
Думать своей головой
Будем честны, часто первое, что приходит в голову в подобных ситуациях: а что там есть из решений в Поднебесной? Зачем изобретать велосипед, если можно его позаимствовать или усовершенствовать. Но опыт индустрии показал, что успешных примеров, которые можно было бы без опасений импортировать, у наших соседей по разным причинам нет. Какие-то головы конструктивно несовершенны и имеют столько рекламаций, что приведут к убыткам. Какие-то хранят данные на иностранных серверах и при блокировках быстро превращаются из умного устройства в «тыкву». Поэтому мы пошли самым длинным, но самым безопасным путем создания своего IoT с поддержкой локального управления.
Таким устройством стала умная голова SmartValve. Нам было важно, чтобы разобраться с ней мог простой человек, который не имеет никакого отношения к профессиональной водоподготовке. Исключить какой-то особенный софт и сделать интуитивно понятное управление. При этом количество процессов, которыми SmartValve должна управлять, космическое, а наши аппаратные возможности довольно ограничены. Опять же, мы – крутые специалисты в водоподготовке, но не в программировании.
Поэтому в качестве партнера по созданию SmartValve выступили Digital Chief. Программно-аппаратная часть и актуализация продуктовых данных во фронтэнде находится на стороне БАРЬЕР. Бэк/фронтэнд ведет Digital Chief. Нет проще процесса, чем освоить что-то через собственный смартфон. Поэтому было принято решение, что SmartValve будет поддерживаться через мобильное приложение, которое мы разрабатывали также совместно с Digital Chief.
Если пользователь приобрел оборудование самостоятельно, то при первоначальной настройке в приложении ему необходимо ввести вручную только параметры воды (они влияют на расчет ресурса системы), количество человек, использующих воду, и связаться с устройством через Wi-Fi.
Если оборудование приобретено через сервисную службу БАРЬЕР, то специалист компании со своего смартфона вводит все необходимые данные о параметрах воды и водопотреблении в приложении в специальном режиме сервисного инженера и привязывает к ним номер телефона клиента, передавая таким образом устройство новому владельцу. Потребителю остается только авторизоваться в приложении, все данные подтягиваются автоматически.
Вся соль проекта
Приложение включает уже привычный стартовый функционал: авторизацию и регистрацию, добавление устройства, подключение устройств к сети. Первичную настройку параметров и пуш-уведомлений, функцию обратной связи.
Но, конечно же, ценность в другом. Если раньше пользователь практически наощупь или с помощью сервисного инженера мог изменять настройки, то теперь он выполняет все самостоятельно в интуитивно понятном интерфейсе за пару кликов.
Отображение актуального уровня соли. Больше не нужно помнить о том, что что-то надо отследить, не забыть. SmartValve анализирует водопотребление пользователя и прогнозирует расход соли. Через пуш не раз напомнит, что она заканчивается.
Настройка, расчет и визуализация времени до конца регенерации. Регенерация процесс не быстрый, до полутора часов чистая вода не доступна во всем доме. С умной головой время до окончания регенерации и ее текущая стадия отображаются в приложении.
С "аналоговой" головой перенастроить регенерацию тяжело. Быстро остановить ее, чтобы вода стала снова доступна, например, при внезапном приезде гостей или возникновении еще каких-то обстоятельств, нужно опять же, через меню. Умная голова SmartValve позволяет экстренно пропустить регенерацию нажатием кнопки.
Есть такое понятие: санитарная регенерация фильтрующей засыпки. Это когда вы запускаете регенерацию без соли, грубо говоря, просто механически промываете фильтрующий материал, чтобы он дольше служил. Со SmartValve провести санитарную регенерацию можно за пару кликов, тем самым продлевая срок службы фильтрующего материала и уменьшая расход соли.
В зависимости от типов примесей в воде могут использоваться разные засыпки, а к ним – разные головы. С "аналоговыми" блоками управления вы должны знать особенности настройки каждой. SmartValve совместим с любыми засыпками БАРЬЕР, не важно, требуют они промывки солями или нет.
Если соль закончилась, приложение предложит сразу же оформить заказ.
Умная и независимая
Одной из главных задач при разработке была независимость от отключения интернета, санкций или ухода компаний. Поэтому все данные хранятся на российских серверах. В случае, если интернет (любой) все-таки отключили, умная голова продолжает записывать логи на протяжении года. Как только сеть снова станет доступной, SmartValve автоматически передаст это в облако данных и обновится по воздуху. Отключение интернета никак не влияет на работу системы, оборудование не перестает фильтровать воду.
А что делать пользователю в моменты отключения интернета, если по каким-то причинам срочно понадобится изменить настройки? Для этого в голове предусмотрена своя wi-fi точка, к которой клиент может подключиться, находясь в непосредственной близости с устройством, и скорректировать все, что необходимо.
Запись логов помогает и в дистанционной диагностике неполадок. Сообщения из раздела службы поддержки в приложении напрямую попадают технологу БАРЬЕР. Сотрудник видит изначальные настройки системы, а также может обратиться ко всей истории устройства и быстро понять причину поломки. В том числе в спорных ситуациях: можно отследить, как часто и добросовестно на самом деле обслуживалась система.
Когда-то переход от кнопочных телефонов к смартфонам был волнительным, все нововведения даются непросто. Мы понимаем, что на рынке еще долгое время будут пользоваться спросом привычные блоки управления и потому продолжаем продавать и их. Но все же цифровизация не стоит на месте, поэтому мы ожидаем переход на удобные и технологичные умные головы SmartValve в течение следующих 5 -7 лет.