Аутсорсинг в ритейле. Как это работает?

Аутсорсинг прочно вошёл в систему российского бизнеса. Сегодня большинство крупных холдингов и компаний прибегают к аренде рабочего персонала и всё больше штатных позиций переводятся на аутсорсинг. В 2020-м году по данным консалтинговой компании Gartner глобальный рынок аутсорсинга оценивается в 3,4 трлн долларов США. Если посмотреть на прогрессивные, развивающиеся предприятия, то тенденция перевода работников “на аутсорс” с каждым годом завоёвывает всё большую долю рынка.

Меня зовут Сергей Гашков. Я - генеральный директор ГК “Персональное решение”. В ноябре будет 14 лет, как мы занимаемся аутсорсингом и 9 из них мы развиваемся во франчайзинговом направлении. 2020-й пандемийный год стал трамплином в нашей работе с клиентами федерального масштаба. Но обо всём по порядку.

Как всё начиналось?

Начав работать в аутсорсинге в 2007, мы занимались предоставлением неквалифицированного персонала (грузчики, разнорабочие, комплектовщики) крупным предприятиям, заводам, складам, распределительным центрам. Ориентир был взят на B2B сегмент (контракты долгосрочные, объёмы большие). Такими темпами, к 2010-му году мы уже имели пул из постоянных B2B-клиентов и, ко всему прочему, государственные заказы. Аутсорсинг в России стал набирать обороты, спрос рос. Наших рук уже не хватало.

Аутсорсинг в ритейле. Как это работает?

В 2012-м бизнес-модель была упакована во франшизу, чтобы сеть могла выполнять заказы от Калининграда до Владивостока максимально эффективно. К слову, на сегодняшний день количество филиалов перевалило отметку в 250 человек.

Линейка предоставляемого персонала также разрослась: грузчики, разнорабочие, комплектовщики, маркировщики, стикеровщики, курьеры, кассиры, мерчендайзеры, кладовщики, промоутеры, дворники, сортировщики, упаковщики и пр. исполнители работ, для которых не требуются специальные навыки и знания.

Пандемия

В 2020 мы заходили уверенным шагом. За нашими плечами были выполненные заказы от муниципальных предприятий, работа с заводами и фабриками, логистическими и распределительными центрами, тендеры. Поэтому, несмотря на карантин, вирус и всеобщую панику, год мы закрыли с выручкой в почти 1,5 миллиарда рублей.

Но помимо удачно закрытого финансового года, у нас в кармане лежали подписанные контракты с крупнейшими федеральными сетями: ПЭК, Wildberries, DNS, OZON, Магнит и др. Контракты были заключены для последующей передачи нашим франчайзи.

Чтобы заключить партнёрские отношения с такими крупными игроками на рынке, необходимо было не просто выйти на ЛПР и удачно провести встречу. Необходимо было досконально изучить все внутренние бизнес процессы, ознакомиться с цифрами, дойти до сути. И только по итогам анализа всех вводных данных внедрять свою систему работы.

Так было и с “Магнитом”, одним из крупнейших ритейлеров в СНГ. Переговоры велись полгода. Чтобы сделать сотрудничество взаимовыгодным, необходимы были десятки писем, созвонов в zoom, личных встреч. В итоге, удалось подписать договор так, что все стороны остались в выигрыше. Как вы понимаете, этот клиент был важен для нас.

Зачем аутсорсинг ритейлу?

Вполне резонный вопрос, ведь в штате любого магазина есть линейный персонал. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно проследить за работой супермаркета хотя бы на протяжении недели.

Каждое утро в магазин отправляются фуры с продуктами. Но весь трюк в том, что в понедельник может прийти 3 фуры, во вторник 0, а в среду 10. Отсюда вопрос: сколько грузчиков должно быть в штате, чтобы удовлетворить потребность магазина? 5? 10? А, что с ними делать, если работы в этот день для них нет? Платить за курение сигарет и игру в домино?

Аутсорсинг помогает как раз в такие “пиковые” моменты, когда потребность в людях резко возрастает. К тому же, всегда есть возможность замены одного работника на другого (заболел, не вышел, не понравился). У каждой бригады есть бригадир для контроля эффективности.

И это мы не говорим о рациональном подходе в отношении финансов. За штатный персонал нужно платить налоги, страховые взносы, больничные и отпуска. С арендным персоналом такой истории нет. Оплата по факту и все выплаты ложатся на плечи исполнителя.

И в качестве заключительного аргумента можно привести тот факт, что работая с персоналом на аутсорсинге, у ритейла отпадает необходимость в штатном “кадровике”, подбирающем людей ежедневно, а также, доплатах бухгалтеру за расчёты.

В общем, работа с аутсорсингом “Магниту” была также интересна во многих плоскостях.

Про “Магнит”

Несколько слов о “Магните”, если вы о нём не слышали. Его инфраструктура включает в себя 38 распределительных центров (РЦ) по всей стране, общей площадью более 1,7 млн кв.м, а также собственный парк из около 4900 грузовиков.

Аутсорсинг в ритейле. Как это работает?

Логистическая сеть представлена от Мурманска на севере до Владикавказа на юге, а также простирается на восток до Красноярска.

Работоспособность логистической инфраструктуры компании обеспечивают около 35 тыс. сотрудников. «Магнит» является импортером № 1 плодоовощной продукции в Российскую Федерацию. Подписав договор с центральным офисом, мы тем самым, обеспечили наших франчайзи постоянными заказами от “Магнита”, практически в каждом городе.

Как всё устроено?

Первое звено цепи - склад, или, правильнее, распределительный центр (РЦ), снабжающий магазины товарами. Из себя он представляет “ячеистый склад” (по местам хранения). К каждому РЦ привязаны конкретные магазины.

Этап 1

В каждый отдельный магазин отправляется файл учёта всех покупок и расходов за определённый день. Директор магазина "подбивает" цифры и делает прогноз на будущее, примерно понимая, сколько этого товара нужно будет привезти. Цифра может меняться ежедневно. Эта информация отправляется в центральный офис “Магнита” аналитикам, которые, в свою очередь, отправляют запрос закупщикам, чтобы те заказали необходимый объём у поставщиков.

Этап 2

Закупщиками составляется список покупок, которые отправляются далее непосредственно в РЦ, к которому привязан данный "Магнит". Дальше фура с уже заказанными продуктами приезжает на РЦ.

Этап 3

Товар привозят в специальных боксах. Далее начинается тщательная проверка доставленных товаров, если что-то пришло ненадлежащего качества, отправляется на пересорт. Диспетчер по боксам привозит их на мойку для приведения ёмкостей с товарами в надлежащий вид. Боксы готовы.

Кладовщик-отборщик получает задание с самого утра на конкретный магазин, своеобразный “список покупок”. Он ходит по сектору собирает тележку, как покупатель с перечнем продуктов в магазине. С помощью ТСД (терминал сбора данных) он “пропикивает” товары (количество и наименование). После сканирования продукты отправляются в тележку.

Технологии

Очевидно, чтобы ежечасно отгружать такие объёмы продукции без перебоев, РЦ должен работать, как швейцарские часы. Именно поэтому компания активно внедряет новые технологии работы.

РЦ компании поэтапно переходят на круглосуточный режим работы, что позволяет доставлять товары в магазины до часа-пик, а также внедряют технологию pick-by-line. Доставка свежих продуктов в эти магазины осуществляется среднетоннажным транспортом до 14:00 ежедневно отдельно от других товаров. Планируется осуществлять разгрузку фруктов и овощей по принципу FIFO, а также повсеместно внедрить голосовое управление складскими операциями — pick-by-voice.

Расшифрую термины выше.

Метод FIFO (First In, First Out, в переводе — первый пришел, первым уходит). Суть данного принципа заключается в том, что если товар поступил первым на склад, то его отправляют грузополучателю в первую очередь.

В РЦ у каждого сотрудника есть, так называемый, ТСД - терминал сбора данных. Это устройство, для обновления базы данных в ПК. Терминал позволяет считывать штрих коды с продукции и хранить информацию о ней в своей внутренней памяти. Терминал сбора данных является самостоятельным компьютерным мини-оборудованием, способным прочитывать зашифрованные в кодах данные и передавать их для последующей обработки.

ТСД - терминал сбора данных (фото из интернета)
ТСД - терминал сбора данных (фото из интернета)

Технология Pick by line используется для быстрой обработки грузов ритейл-компаний в тех случаях, когда можно четко разделить потоки от поставщиков по магазинам еще на входе на склад.

Pick by voice - голосовые ТСД. От аппарата идут наушники с микрофоном. На каждом товаре есть штрих код, который необходимо озвучить. Информация фиксируется в ТСД.

Какой персонал нужен “Магниту”?

В экосистеме РЦ присутствует много разных позиций и специальностей. Мы оказываем услугу по предоставлению от 3-х до 10 позиций.

Например такие:

Кладовщик-отборщик. Он “пропикивает” товары, складывает их в тележку. Оттуда он выкладывает собранное на палеты, либо "запаллечивает" самостоятельно тележки. Далее фуры загружают и отправляют их в магазин.

Кладовщики-отборщики работают в разных секторах : алкогольный, заморозка, овощи, фрукты, основной склад, “охлажденка”. Также кладовщики-отборщики подразделяются на мультиотборщиков. Их могут посадить на электророхлю делать то же самое, но уже на электророхлях.

Диспетчер вторсырья. В основном, женская позиция. Несложно догадаться по названию, что тут необходимо перебирать товар (в основном развесной и упакованный). Бывает, что товар портится по пути в РЦ. Гниль выкидывают. Подобной работой занимаются переборщики. Разница лишь в том, что вторые работают с овощами.

Диспетчер по поддонам. Собирает и складирует все паллеты и поддоны на РЦ.

Швея. На РЦ есть свои швеи, занимающиеся ремонтом и восстановлением предметов из ткани. Такими предметами могут быть чехлы для автомобилей, рули, детские мягкие игрушки. Небольшие расхождения швов убирают и приводят продукцию в товарный вид.

Диспетчер по развозу, водитель электроштабелера. На специальном электроштабелёре снимает товар с верхних регалов и опускает, чтобы кладовщики их отбирали. Для подъема груза не нужно прикладывать усилий – достаточно нажать на кнопку.

Диспетчер-паллетообмотчик. Обматывает паллеты стрейч-плёнкой перед погрузкой на фуры.

Мойщик боксов. Это диспетчер, который складывает боксы, забирает и моет специальной уборочной техникой.

Кейс партнёра

В качестве примера работы с данным ритейлером приведём кейс наших партнёров из Ижевска - Владимира и Татьяны Бадановых. В конце 2020 года они получили контракт с “Магнитом” от головного офиса. Первая тестовая заявка поступила 3-го января уже в 2021-м году на 1-го человека - кладовщика-сборщика.

Супруги Бадановы
Супруги Бадановы

Попав в “Магнит”, любой персонал проходит инструктаж, так как устройство РЦ - сложная, многоуровневая система, требующая предварительной подготовки. Сотрудник “Магнита” рассказывает об обязанностях и функционале каждой отдельной специальности, проводит экскурсию по объекту. Далее сотрудник приступает к работе.

Сотрудники проводят тщательный инструктаж персонала
Сотрудники проводят тщательный инструктаж персонала

Бадановы работают с “Магнитом” уже полгода. На сегодняшний день они выводят около 40 человек на объект, а оборот денежных средств только по “Магниту” достиг 2 млн.рублей. Начав с предоставления на РЦ одного кладовщика, сейчас им приходят запросы на дополнительные специальности. При этом заявка постепенно растёт.

“Результат и производительность - вот, что важно. Мы работаем с руководством "Магнита". Они уважают нашу работу и видят, как растёт эффективность” - говорит Владимир Баданов.

Что интересно, подход Бадановых к бизнесу помог им практически полностью вытеснить конкурентов с объекта. Стабильные выплаты работникам, ответственность, грамотная математика заказа, исполнительность - качества, которые помогли в кратчайшие сроки добиться таких успехов.

На сегодняшний день наша сеть выводит примерно 100 человек на объекты “Магнита” в день.

18 мая стало известно, что «Магнит» договорился о покупке «Дикси», также известной розничной сети. В рамках сделки второй по обороту российский ритейлер купит 2612 магазинов «Дикси» формата «у дома» и 39 «суперсторов» под брендом «Мегамарт», сообщили в компании. Сделку планируют закрыть, предположительно, 31 августа. Для нас это означает, что работа предстоит большая.

Как вы считаете, где ещё могли бы пригодиться услуги аутсорсинга персонала?

1313
Начать дискуссию