Простой способ рассчета оборачиваемости 10 000+ SKU
Дано: сеть розничных магазинов (3 региона, 6 городов, 10 магазинов и центральный офис) , годовой оборот 1 млрд. руб. SKU всего на складах 11 000.
Запрос: выявить объем замороженных в товаре денег и определить оптимальный объем товарного запаса.
Закупка осуществляется:
1. Сезонная закупка 2 раза в год на выставках.
2. Заказ аксессуаров, очковых и контактных линз из центрального офиса.
3. Закупка у торговых представителей.
Задачи: провести аудит процесса закупок в 8 из 10 магазинов. рассчитать показатели оборачиваемости по месяцам за 2022 и 2023. провести анализ и выявить объем замороженных денег. Сформулировать рекомендации по выстраиванию процесса закупок.
Опустим этапы согласования ТЗ с заказчиком и уточнения типа «что значит замороженный товар»; пропустим так же и интервью с сотрудниками компании, участвующими в процессе закупок, т.к. эта статья про то как рассчитать оборачиваемость и определить оптимальный объем товарного запаса.
Все цифры и формулы доступны в документе
Под оборачиваемостью я понимаю Период времени, который необходим для распродажи всех складских остатков до конца.
Оборачиваемость или Период Оборачиваемости Запасов (ПОЗ) считаю по формуле — ПОЗ = Т,дн / КОЗ,
где Т — это период расчета (в днях).
КОЗ — коэфициент оборачиваемости запасов — по сути отражает скорость продаж — чем выше коэфициент тем больше и быстрее вы продаете товаров — рассчитывается по формуле КОЗ = СПТ,руб / СВЗ, руб;
где СПТ — это себестоимость проданных товаров за рассчетный период (в рублях); СВЗ — средняя величина запасов (в рублях) = (запасы на начало + запасы на конец) / 2
Я определил для анализа ежемесячный и ежегодный периоды за 2022 и 2023 год.
Подготовил таблицу: подготовил описание сокращений и проводимых рассчетов, описал названия строк и столбцов, внес формулы. Осталось внести фактические данные, дальше всё делает табличка сама. (таблица и шаблон доступны по ссылке)
Себестоимость проданных товаров доставал из отчета 1С По продажам
Запасы на начало и концец периода - отчет 1С Движения с группировкой по складам
Вношу в таблицу запасы на начало, запасы на конец и СПТ. Остальные показатели и график рассчитываются автоматически.
Результаты анализа
Период оборачиваемости запасов на 01.10.2023 составляет — в целом по сети — 96 дн.
По сравнению с 2022 г заметны улучшения показателя оборачиваемости в целом по сети на 22%.
По итогам 2023 г есть превышение складских запасов в 3,75 раза (на 567 млн. руб). Для распродажи складских запасов с текущей скоростью продаж потребуется в целом по сети 4 года.
Рекомендации собственнику
- Адаптировать Технологию проведения закупок и внедрить в компании.
- Установить правила для Сезонных закупок - все модели, закупленные на сезонных выставках, получают статус "Новый" в 1С и продажи по ним оцениваются. Количество Нового строго ограниченно, т.к. это по сути "товар на пробу" (пойдет/не пойдет). По Новым отслеживаются продажи в каждом салоне, а через 1/3/6 мес принимается решение о включении/исключении в Складскую программу.
- Внедрить понятие Складская программа - имеет внутренние ABCXYZ-категории. Проще говоря, чем товар больше имеет спрос тем больше мы его закупаем. Админы ежеквартально отслеживают изменения спроса с помощью 1С и формируют/корректируют/согласовывают заявки на закупку складских позиций.
- Руководить Сезонным закупом должен человек, знающий предпочтения наших клиентов в каждом салоне. Этот человек должен уметь составлять предварительный бюджет и план закупок ДО выезда на выставки на основе данных о продажах и знаниях о клиенте!!! Мотивация - количество Новинок попавших в складскую программу, Отсутствие упущенного спроса на основе отчета 1С, уровень сервиса (детали описаны в Технологии проведения закупок)
- В складскую программу включаются те позиции, которые имеют стабильный спрос, запасы по ним должны быть достаточны, а закупочные цены должны быть самые минимальные. Основная функция закупщика: Отслеживать изменения спроса, обеспечивать наличие ходового товара на складах и витринах салонов, искать и получать самые низкие цены от поставщиков. Мотивация: отсутствие упущенного спроса, уровень сервиса, ПОЗ, СВЗ, СПТ.
Ожидаемые результаты к концу 2024г.:
- Сокращение "замороженных" в товаре денег на 30-50% от текущей стоимости склада.
- Сокращение неликвидных товаров до уровня 20% от общего количества.
- Сокращение совокупного объема денег, необходимого для оборота - до 50% от текущего уровня.
- Повышение лояльности клиентов за счёт удовлетворения спроса.
- Увеличение прибыли за счёт минимизации закупочных цен. Завязываем мотивацию всех участников процесса закупки на минимальных закупочных ценах.
- Контроль новинок и остальных категорий товаров.
- Правильное делегирование финансовой ответственности за счёт привязки мотивации персонала к показателям интересным бизнесу (ПОЗ, СВЗ, СПТ).
Подписывайся, комментируй. Мне интересно твоё мнение.
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
Мне поступил запрос на разработку стратегии продвижения услуг по установке натяжных потолков с использованием таргетированной рекламы в социальных сетях. Для эффективного привлечения клиентов необходимо определить целевую аудиторию, создать привлекательные рекламные креативы и использовать оптимальные рекламные инструменты. В рамках исследования ра…
Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.
Всё началось с запроса от группы психологов, которые проводят тренинги по профессиональному выгоранию. Они хотели необычную визуализацию для своих корпоративных программ — что-то, что иронично показало бы офисную жизнь и проблемы выгорания.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Не радуют результаты на Авито? Возможно, проблема не в площадке, а в отсутствии тестов и новых подходов? Не обязательно быть маркетологом или экспертом в рекламе — достаточно простых инструментов, таких как A/B тестирование. Разбираем в статье какие изменения в объявлениях действительно работают, а какие нет.
Подскажите пожалуйста, у вас в итоговых цифрах за год запасы на начало и конец периода стоит как сумма всех запасов помесячных
Почему делаем так, а не берем запасы на начало периода года и запасы на конец периода года?