К кому пойти на бизнес-разбор?

К кому пойти на бизнес-разбор?

Разборы бизнесов как явление набирают популярность, и множество именитых (и не очень) гуру бизнеса и консультантов практикуют такие мероприятия для желающих предпринимателей. Популярность не возникает на пустом месте. Разборы, с одной стороны, зрелищны и являются желанным типом контента среди мегатонн посредственной информации. Но они также и полезны тем, чей бизнес разбирают: позволяют подсветить «слепые зоны», дать инсайты и идеи по развитию бизнеса, наполнить энергией.

Но есть ряд опасностей, которые создаются подобными разборами. Если вы предприниматель и решили подвергнуть себя и бизнес такому «краш-тесту», то перед вами встанет вопрос, а к какому эксперту/гуру пойти. Материал ниже поможет избежать ряда рисков.

Во-первых, выбирайте «разбирателя» (давайте назовем его наставник) соответствующего уровню вашего бизнеса.

Наставник, специализирующийся на стартапах, мало полезен для компаний среднего и тем более крупного бизнеса. А наставник-владелец многомиллиардной компании уже далек от проблем малого бизнеса и может случайно навредить советами из другого уровня развития компании.

Как-то я проводил стратегическую сессию с производственной компанией малого бизнеса. И в разговоре с собственником сказал, что ему придется еще не раз поменять команду, прежде чем он дойдет до оборота в миллиард рублей. Он тогда мне ничего на это не ответил, но у меня было ощущение, что я вбросил эту мысль в пустоту. Но через 3 года мы случайно увиделись с ним на конференции, и он говорит: “Константин, а я только сейчас понял, что ты мне сказал тогда, на сессии (3 года назад). Если бы до меня дошло сразу, я бы не сделал множество ошибок за это время”.

Не уверен, что эта мысль тогда была полезна в его ситуации – ему нужны были рабочие инструменты планирования и распределения ответственности в коллективе, источники привлечения квалифицированных руководителей. А тут – бац! “Не переживай, тебе все равно их менять” :)

Люди, прошедшие множество шагов вперед в развитии своего бизнеса, не всегда помнят, а иногда неверно трактуют причины, благодаря которым они достигли тех или иных результатов.

Поэтому моя рекомендация такая — наставник, разбирающий ваш бизнес, должен пройти тот путь, в который входите вы, но еще не уйти в следующие уровни развития. Тогда и проблемы ваши будут пониматься более точно, и решения вспомнятся более адекватные и применимые в вашей ситуации.

Во-вторых, отделите эффекты воздействия адреналина и других гормонов от объективной необходимости что-то менять в своем бизнесе.

Во время разбора меняется гормональный фон. В таком состоянии вам может показаться, что мысль, инсайт, пришедшие в голову являются истинными и их срочно нужно внедрить.

Разбирая этапы производственного цикла в одной компании, я обратил внимание, что операции, которые не добавляют существенной ценности (ручная сборка шкафов) занимают много пространства на заводе. Я озвучиваю эту мысль, и тут же руководитель собирает всех управленцев и объявляет им, что они прекращают ручную сборку в таком объеме, что нужно связаться с дистрибьюторами и объявить им об этом решении. Я попытался остановить этот процесс, но было слишком поздно. Через какое-то время подоспели данные с аналитикой по продуктам и из нее было видно, что сейчас это наиболее маржинальное направление и составляет оно более 40% в структуре валовой прибыли компании.

Наращивать долю операций с высокой добавленной ценностью и уходить от дистрибьюторов в данном примере нужно, но делать это надо было постепенно, дифференцированно и более дипломатично.

Не торопитесь. После разбора вашего бизнеса с наставником нужно подробно зафиксировать все идеи и инсайты, обсудить их со своей командой, “прогнать” через финансовый анализ. Если после этого идеи будут выглядеть перспективными, то — вперед!

В-третьих, оставайтесь заказчиком разбора, а не испытуемым-участником шоу наставника.

Вы должны понимать, что любой разбор (особенно если он публичный) делается с целью создания продающего контента для наставника.

Чтобы разбор выглядел более зрелищным, наставнику нужно применять более провокативные методы коммуникации с вами и аудиторией. Это может быть и заход в темы, в которые вы не собирались заходить в таком формате и составе зрителей. Или повышение голоса и назидательный тон от наставника, который неуместен в партнерском взаимодействии (наставник, в первую очередь, должен быть вашим партнером). И апеллирование к помощи неквалифицированной аудитории, которой дается право оценивать и ставить под сомнения ваши решения.

Возможно, всё это для вас не является какой-то проблемой и вы, наоборот, хотите испытать себя. Ок, просто примите для себя такое решение до разбора. И не теряйте своих целей — зачем именно вам нужен разбор, что вы хотите с помощью него достичь?

РЕЗЮМЕ

Если подводить итог по разборам, то:

  • Я считаю разборы бизнесов полезным инструментом, если подходить к этому процессу экологично.
  • Не нужно гнаться за большими именами в сфере бизнеса — вам намного больше может помочь предприниматель, чей бизнес всего на одну ступень выше вашего.
  • Помните, что ответственность за решения лежит только на вас, поэтому дайте инсайтам и идеям, возникшим во время разбора, отстояться. Принимайте решения с «холодной головой».

Удачных разборов!

***

Если статья была полезной, буду рад видеть вас у себя в Телеграме: @knfedorov

44
3 комментария

Если кто то считает что его бизнесу нужен разбор. То дешевле и выгоднее начать с психолога.

Если в башне поебень. То что ебень, что не ебень. Ни че не поможет.

2
Ответить

90% это цыгане, у которых за душой ничего, либо выбившиеся на инфоповодах, тоже не имеющие за собой ничего. Приходилось пообщаться с парой таких экспердов

1
Ответить

Выбор правильного наставника – это половина успеха в бизнесе

1
Ответить