Как создавать корпоративную культуру без HR-отдела

Или как работает в финтех-сервисе “Бустра” инициативная группа по организации розыгрышей и праздников

В нашей компании HR-отдел только формируется, поэтому пока у нас нет человека, ответственного за работу с персоналом, командообразование и формирование корпоративной культуры. Зато это создает условия для проявления личной инициативы: нет указаний сверху, но наши сотрудники сами устраивают корпоративные мероприятия и формируют общие ценности и стиль общения внутри команды. Рассказываем, как это происходит и что из этого получается.

Telegram-канал только для своих

Маркетолог нашей компании по своей инициативе завела корпоративный телеграм-канал, в нем 106 подписчиков, существует он для сотрудников и называется «Бустра Френд». В нем мы, как и все, рассказываем о достижениях компании, но публикуем и информацию для общего развития, ссылки на мотивирующие истории, викторины и интеллектуальные упражнения. Иногда сотрудник, который 8 часов подряд занимается однообразной работой, забывает о возможностях развития. Нужно помочь людям выйти из состояния внутреннего застоя, если такой возникает. Не надо просто советовать: почитай книжку или пойди на тренинг. Мало кто слушает советы, о которых не просил, но людям можно дать тему для размышления. Обычно задачки и викторины нацелены на командообразование, связаны с развитием креатива, памяти и мышления. Чтобы добиться новых целей, нужно уметь выходить за рамки обыденности. Ведь, работая в финтех-компании, мы все должны следить за развитием технологий, придумывать новые решения, формировать бизнес-процессы.

Изображение: stock.adobe.com
Изображение: stock.adobe.com

В своем телеграм-канале мы стараемся напомнить сотрудникам о том, что они работают в технологичном бизнесе, развитие которого зависит от каждого из них. Телеграм-канал пишется без контент-плана, но у него есть главная цель: дать сотрудникам почувствовать свою причастность к крупной компании. Чтобы коллегам было важно видеть, как быстро мы развиваемся и как меняются наши показатели.

Инициативный Новый год и много розыгрышей

Инициативная группа сама организует праздничные корпоративы и не только на Новый год. Например, ребята в самарском офисе очень весело отпраздновали Хэллоуин в этом году с костюмами, фотозоной и розыгрышами призов. В фойе установили стеклянный барабан с номерами телефонов сотрудников и призами, и каждый смог выиграть какую-то приятную мелочь. Розыгрыши нравятся коллективу, но устраивать их без повода тоже не имеет большого смысла.

Недавно мы проводили розыгрыш с помощью рандомайзера среди тех, кто оставит отзыв о работе в нашей компании на сайтах, где мы размещаем вакансии. Но мы сразу сказали ребятам, что отзывы должны быть беспристрастными и объективными — фальшь будет видно сразу. Писать нужно только так, как оно есть на самом деле.

Кроме того, мы периодически разыгрываем сертификат на 5 000 рублей между ИТ-сотрудниками компании. После каждого спринта — периода, отведенного на решение той или иной задачи — мы выбираем трех ИТ-специалистов, которые больше всего взаимодействовали с остальной командой. За каждого из них сотрудники могут проголосовать, в зависимости от того, кто быстрее откликался на запросы коллег во время спринта и принес максимум пользы компании.

Инициативе нужна подпитка

Но и без поддержки топ-менеджеров и собственника компании инициативной группе не обойтись. Иначе в какой-то момент энтузиазма у людей станет меньше. Однажды в одном из наших корпоративных розыгрышей призом стал кофе-брейк с гендиректором компании. Такая встреча прошла на ура. Это оказалось удачной идеей, все получили массу приятных эмоций. То, как прошел «призовой кофе-брейк», понравилось всем. Такие встречи позволяют сотрудникам лучше ощутить, что все мы одна команда и работаем на общее дело, будь то основатель компании, руководитель отдела или рядовой менеджер. И что в нашей команде работа каждого влияет на общий результат.

Изображение: unsplash.com
Изображение: unsplash.com

С другой стороны, для владельца компании такие встречи — это возможность получить обратную связь и узнать, как работает компания, какие боли и стремления есть у каждого члена команды, а также донести до сотрудников свое видение того, как бизнес должен развиваться.

Ребята из инициативной группы работают без материальных поощрений. Мотивация у них только одна: отклик всей нашей команды. Пока у нас нет HR-специалиста, инициативная группа формирует общие принципы нашей корпоративной культуры, традиции и стиль взаимодействия внутри команды. Один из главных наших принципов — общительность и дружелюбие. Такой открытости сотрудников друг к другу я не видел ни в одной компании. Здесь мы не боимся неловко пошутить и нарушить субординацию: все свободно общаются друг с другом на корпоративных мероприятиях и всегда готовы помочь коллегам в работе.

11
Начать дискуссию