Страх и ненависть на корпоративе
Нужны ли вообще компаниям и сотрудникам корпоративы? Как избежать их негативных последствий и сделать мероприятие максимально полезным? Статья и опрос для HR-менеджеров.
Почти каждый HR в своей карьере сталкивался с необходимостью организовать ивент, будь то выставка, конференция, корпоратив. Этот процесс в компании для самого организатора очень похож на сказку про Золушку, которая пахала-пахала, всем помогала собраться на бал, наряды им гладила, сестер наряжала, и сама, конечно, тоже там побывала, но не успела насладиться ивентом в полной мере, тут же вернулась к своим обычным задачам, и ей остается только пахать дальше и прислушиваться, не скачет ли принц с туфелькой, вернее – директор с премией за отлично организованное мероприятие.
Но обычно никто никуда не скачет, так как если именно вы должны были организовать мероприятие, то, что оно прошло хорошо – это всегда само собой разумеющееся событие, а если что-то пошло не так, и трансфер превратился в тыкву, то виноваты опять же будете именно вы.
Я, как бывшая HR-Золушка, отвечающая в компании не только за рекрутинг и обучение персонала, но и за корпоративы, а после ушедшая насовсем в ивент-сферу, хочу поделиться с вами, что нужно сделать, чтобы нейтрализовать неприятные сюрпризы корпоратива, и что сделать сразу после мероприятия, чтобы в следующий раз все прошло еще лучше, а потом еще лучше и так, как может только мечтать самый завзятый перфекционист.
Что может случиться страшного на корпоративе?
Пойдем методом «от противного». Часть респондентов нашего опроса (вы можете найти его в конце статьи) ответила, что корпоративы опасны, так как многие не умеют пить, а когда в крови коллег высокий уровень алкоголя, они могут вести себя неадекватно, подпортить себе и другим репутацию, имидж компании и даже имущество. Многие руководители не любят корпоративы, потому что там начинаются служебные романы, хотя нет никакой гарантированной защиты от этого, ведь, если у людей нет личной жизни вне работы, она будет на работе.
Может быть и такое, что в процессе тимбилдинга нарушается субординация, что вылез наружу какой-то конфликт внутри отдела, кто-то показал себя как абсолютно некомандный игрок. Навряд ли вы можете избежать всех этих ситуаций и повлиять на них, но как максимально смягчить негативные последствия, если что-то пошло не так?
Находиться в центре событий на мероприятии, чтобы оперативно реагировать и знать наутро, что из слухов правда, а что все же слухи. Вы – менеджер, вы должны знать ситуацию и урегулировать, насколько это возможно.
Если что-то непоправимое произошло, донести до сотрудников правило «Все, что было на корпоративе, остается на корпоративе», попросить минимизировать обсуждение случившегося в курилках и вне компании, сделать все, чтобы негативные события не попали на фото и видео с ивента
- Поговорить с «нашалившим» сотрудником, но только если это входит в ваши полномочия, а также предложить виноватым принести свои извинения – лично или публично, обычно это стоит делать именно так, как нанесено оскорбление, если при всех – то при всех и извиняться.
Если мероприятие не понравилось коллегам или руководству?
Самый действенный метод оценки ивента – получение обратной связи через анкету-опрос. Проводите его после каждого крупного события. Задайте вопросы по всем пунктам состоявшегося корпоратива – обслуживание, проживание, питание, развлечения, конференция, трансфер и так далее.
Лучше просить дать оценку по 10-балльной системе, и обязательно с возможностью написать – почему понравилось, а почему нет. Зачастую, если что-то не понравилось, но у людей была легальная возможность высказаться и пожаловаться об этом, то основное недовольство уже слито и теперь ваша задача – не повторить эти же ошибки в следующий раз.
Существует c десяток сервисов для создания опросов, таких как Typeform, SurveyLegend, StepForm, Oprosso, CrowdSignal, SurveyNuts, SurveyPlanet, но я считаю, что стандартные гугл-формы отлично подходят для этой задачи, а если сотрудников очень много, то все ответы вы увидите в таблице, сможете получить общую статистику, распечатать и отмахиваться потом ею от тех, кто говорит, что ивент был «не торт».
Важно делать такие опросы анонимными и не проводить репрессии по итогам, тогда вы будете получать намного больше информации от коллег. Вот пример опросника после мероприятия:
А если проблема была в подрядчиках?
Самая большая сложность в ивентах – это не сделать все самостоятельно своими руками, а необходимость довериться десятку-другому незнакомых людей, именно потому я рекомендую заранее посмотреть, как работает ведущий на другом ивенте, попробовать закуски в выбранном вами ресторане, протестировать уровень языка и дикцию вашего переводчика, заранее заказывать подарки и оформление, чтобы было время исправлять чужие недочеты. Ах, да, и обязательно проверять все – сколько приехало штук, везде ли рисунок корпоративного цвета, нет ли брака.
Но мы сейчас говорим о посткорпоративных событиях и, если ситуация произошла – не бойтесь сказать исполнителю, что вы недовольны. Как клиент вы имеете право не заплатить за оказанную не полностью услугу или услугу ненадлежащего качества, вы можете заплатить за нее меньше, можете написать негативный отзыв, занести компанию подрядчика в черный список, сообщить всем знакомым HR, чтобы не заказывали у них ивенты, все подрядчики об этом прекрасно знают и обычно дорожат своей репутацией.
К сожалению, практически ни одно мероприятие не обходится без мелких косяков, но адекватный исполнитель по первой же вашей просьбе или исправит ошибку или сделает для этого все возможное.
Как в следующий раз быть на высоте?
Для более эффективной организации ивентов в дальнейшем рекомендую вам также сразу после каждого проекта проводить «Ретроспективу». Это прием, пришедший из IT-методологий AGILE и SCRUM, идея которого отлично переносится на ивент-менеджмент и регулярно используется в проджект-менеджменте. Ее суть заключается в общем собрании проектной команды после мероприятия и в процессе встречи команда высказывается и обсуждает ивент. Вот основные вопросы, которые вам необходимо проговорить:
Что прошло хорошо?
- Какие идеи сработали и их можно оставить на следующий раз?
- Что можно исправить?
- Какими способами можно это исправить?
Особой причиной для использования метода ретроспективы в ивент-менеджменте я считаю то, что уже здесь, фактически, начинается планирование вашего следующего мероприятия. Вы уже видите и понимаете, кто за что может отвечать, в идеале - сразу назначаете ответственных, когда они предложили какую-то идею, просите их проследить, чтобы эта идея была в проекте осуществлена.
Ретроспектива - это еще такой мозговой штурм «Как сделать следующий ивент лучше», а не разбор полетов в школе камикадзе. Вне зависимости от того, когда и какое запланировано мероприятие, у вас уже есть конкретные пункты, которые вы учтете в будущем.
Что еще можно учесть на будущее?
Готовьтесь заранее
Подготовка к большим мероприятиям начинается обычно за полгода или даже за год, а к небольшим хорошо бы за 2-3 месяца, и особенно стоит планировать заранее, если это праздничные даты. Ведь хорошие рестораны, артисты, ведущие в сезон расписаны задолго.
Используйте сильные стороны
Если сотрудникам по душе активный отдых, создайте им возможность пробовать каждый раз что-то новое, экстремальных видов спорта хватит на много лет корпоративов, если они творческие, то давайте им способы проявить себя, например, организуйте концерт или шоу талантов. Если вам и коллегам очень понравился ведущий, забронируйте его на ваш следующий ивент. Есть компании, у которых много лет на всех праздниках один и тот же ведущий или фотограф, одно и то же ивент-агентство, и сотрудники их знают и любят.
Исходите из запроса заказчика
Ваш заказчик – руководство компании или HR-директор, уточните, какой именно цели они хотят достичь, для чего делают этот корпоратив. Варианты ответов, как подсказку, вы можете найти в нашем опросе и из множества видов празднования выбрать тот, который отвечает запросу.
Учитесь на чужих ошибках и успехах
Читайте отзывы, просите рекомендации, проводите свои и используйте уже существующие исследования о том, что именно предпочитают сотрудники и что повышает их лояльность к компании.
Именно для этого мы затеяли свое небольшое исследование, про рейтинг любимых корпоративных подарков, предпочтения сотрудников по организации мероприятий. Пройдите его и узнайте, что считают о пользе корпоративов ваши коллеги.
Желаю вам только удачных корпоративов!
А почему вы считаете, что мнение сотрудников не важно? Ведь корпоратив именно для них.
Потому, что сколько сотрудников сколько и мнений.
Одному нравится так другому эдак. Всем не угодишь поэтому делай как считаешь нужным.
Это относится кстати и к организации любых мероприятий дружеских или там сходку ресурса организовать какого нибудь.
Когда начинаешь у каждого узнавать в какое заведение ему хотелось бы и в какое время ему удобно,а еще хуже если начинаете это совместно обсуждать, то с большой долей вероятности получается говно или не получается ничего да еще и переругаются все.
Просто всем указываешь сразу место и время. Кто захочет тот найдет возможность кто не захочет тот не прийдет. ФСЁ
Да и люди любят готовые решения к тому же.
Даааа, все верно говорите! Я с вами согласна! Демократия с орагнизацией практически несовместимы )
Да потому что как правило корпоратив компания делает формально. И зачастую мнение не учитываются. Но не исключаю и тех кто учитывает.
Есть те, кто учитывает. Просто все мнения не учтешь, даже если всего 20 сотрудников, в первую очередь, конечно, кто платит, тот и заказывает. Руководство само часто избегает корпоративов, просто считает, что людям это надо - ну давайте им дадим.
Я работал в таком коллективе который вместо корпоратива выбирали премию. Это тоже хороший подход. Выпить по бокалу шампанского и получить приятное настроение и премию, которая перед праздниками не кому не мешает.
Я еще одну видела компанию, где сотрудники решили всю сумму на праздник (на 80 человек) отдать на благотворительность, а праздник сами себе устроили с шампанским и оливье.
И вот кто-то спросит так можно было?) А подход действительно хорош. Нужно взять мысль на вооружение.
Ну я даже пример написала, что если спросить заранее - мнения разделятся. А вот учесть мнение сотрудников после корпоратива - конечно нужно, но тоже, в разумных пределах
"экстремальных видов спорта хватит на много лет корпоративов"
Вы хоть в курсе, сколько стоит экип для экстрима? ... Повылазил херассмент после новогодней похмелухи.
Экстрим для офисных сотрудников - это аренда оборудования всего на полдня, его не нужно покупать на всех. А вы какой экстрим имеете в виду?
"это аренда оборудования всего на полдня" - Чтобы эти дауны убились. Воочию, девица на квадрик, ручку в пол, уеб...ссимо ап землю. Скорая, менты, все дела. Замяли!
Ну конечно, если за технику безопасности и инструкторов не платить, то точно кто-то убьется.