Организационная диагностика как главный метод бизнес-консалтинга. Недооцененная методика, определяющая все!

Эффективное, результативное консультирование предприятия немыслимо без глубокой, проблемно-ориентированной диагностики. В ходе диагностики консультант получает информацию о ситуации в отрасли, о состоянии дел в компании, о проблемах и упущениях, идеях и предложениях дальнейшего развития предприятия. Консультант систематизирует информацию и предлагает обоснованный план дальнейших консалтинговых мероприятий.

Диагностика длится примерно неделю и состоит из индивидуальных бесед (интервью) и групповых сессий с руководителями верхнего и среднего уровня и ценными специалистами.

Организационная диагностика предприятия.
Организационная диагностика предприятия.

В консалтинговых проектах я часто сталкиваюсь с тем, что клиенты (первые лица предприятий) довольно часто предосудительно или даже агрессивно относятся к оргдиагностике, называя ее пустой тратой времени. Но на самом деле — просто либо боятся её результатов, либо не понимают её возможностей.

Вот основные причины, почему первые лица компаний избегают диагностику:

1. "Во время расследования самое главное — не выйти на самого себя"

В этой старой детективной шутке содержится ответ — почему руководители боятся и избегают проведения диагностики. Грамотно проведенная и честно интерпретированная диагностика обычно указывает, что корень всех проблем организации находится в личности первого лица (владельца или директора предприятия) . Получать такой вывод о себе никому из руководителей не хочется, поэтому проще диагностику пресечь и направить консультантов сразу на выполнение какой-то стандартной прикладной работы: "Давайте без вашей этой диагностики! Нам нужно описать бизнес-процессы. Сотрудники у нас слабые, ленивые, им нужно прописать процессы для четкого выполнения, а для меня разработать соответствующие инструменты контроля!"

А почему сотрудники такие «плохие»? Потому, что ты сам таких набираешь!
А почему текучка такая высокая? А потому, что ты унижаешь людей (демотивирующий стиль руководства) и/или клинически мало платишь. Так что бесполезно описывать бизнес-процессы, разрабатывать систему мотивации и проводить прочие работы, пока не будет устранена первопричина.
Это как красить по ржавчине — через полгода все опять облупится, а маляра обвинят в плохо выполненной работе. Обвинят совершенно обосновано! Будь профессионалом и работай по технологии. Не иди на поводу у клиента, который требует: «крась быстрее, не грузи».

В своей консультационной практике я несколько раз сталкивался с такими клиентами, которые отказывались от оргдиагностики в принципе. Или в варианте «лайт» — агрессировали на слово «проблема». Оргдиагностика потому и называется проблемно-ориентированной, что она позволяет выявить и устранить внутренние проблемы организации.

Как поступить? Что делать?
Бытует мнение, что нужно вести консультирование в парадигме «не проблемы, а возможности». Не «решать проблемы, а изыскивать возможности»… Есть опасение, что консультант может оттолкнуть клиента, сконцентрировав внимание на слове «проблема»…

Но мне нужны не любые клиенты! Мне нужны клиенты с аналитическим складом ума, склонные к саморефлексии, адекватно воспринимающие результаты проблемно-ориентированной диагностики.

Мы проводим консалтинг в компании не для праздника, а чтобы выявить и решить проблемы!

Как тот маляр из вышеупомянутой метафоры, я убеждаю заказчика, что единственно правильный подход — зачистить конструкцию до металла, обработать кислотой, нанести грунтовку, и только потом красить!

2. «- Я сам вам за 10 минут расскажу, какие у нас проблемы…»

Представьте себе пациента, который приходит на прием к врачу и сам все рассказывает о своем недомогании, лихо связывая симптомы с причинами, и просит выписать ему конкретное лекарство и лечебные процедуры. А врачу даже рот не дает открыть, чтобы провести опрос и обследование по протоколу…

Или вот еще характерный эпизод их к/ф «Берегись автомобиля", где герой Миронова обращается к автослесарю (Невинному) с жалобами на неисправности, при этом Миронов сам пытается поставить диагноз своему авто. А автослесарь, устав от его болтовни, обрывает на полуслове: »Вы гараж-то отоприте уже!". Типа, я сам осмотрю автомобиль и установлю причины неисправностей…

Сцена с диагностикой авто из х/ф Берегись автомобиля
Сцена с диагностикой авто из х/ф Берегись автомобиля

Поэтому задача консультанта (моя задача) — вернуть клиента к реальности, к натуральному порядку вещей. В систему врач-пациент, автомеханик-автолюбитель. Это профессиональная задача консультанта: не идти у клиента на поводу, не выступать в роли официанта ("Чего изволите, сэр?") .

Если какому-то клиенту-предпринимателю нужен консалтинговый «фаст-фуд» — то он его легко найдет на рынке, у инфоцыган.

Ведь без качественной диагностики невозможно полноценно помочь предприятию. А, тем боле — превзойти ожидания клиента. А это — наша (консультантская) задача.

Проблемно-ориентированная диагностика позволяет:

  1. Уточнить (изменить) запрос на консультирование. Диагностика дает принципиально новый взгляд на состояние организации, на имеющиеся проблемы и их причины. Такую глубинную и достоверную информацию клиент самостоятельно не сможет получить. Тут нужна помощь консультанта с его специальными методами.
  2. Проверить (провалидировать) слишком амбициозные стратегические цели на реализуемость и адекватность. Готова ли организация (хватит ли силёнок) достичь заданных целей? Или же инвестиции средств и времени будут сделаны напрасно и результат достигнут не будет?Потому что «не из любого элементного состава можно достичь желаемого состояния системы» — так говорил мой учитель Аркадий Ильич Пригожин.

Ценные свойства диагностики:

- объективная

Консультант не привносит в результаты никакой отсебятины (своих фантазий) , не навязывает, не манипулирует. Он только организует внутреннюю работу, с помощью специальных методов собирает и обрабатывает первичную информацию из самой организации и возвращает обратно со своими интерпретациями, которые обосновываются и обсуждаются.

- всесторонняя

Оргдиагностика проводится не по жестко ограниченной модели, а позволяет консультанту свободно исследовать те области организации, которые ситуационно необходимы и вызывают актуальный интерес.

- глубокая

Регламент диагностики выстроен так, что между консультантом и респондентами возникает доверие, позволяющее респондентам раскрыться и выдать крайне важные, сокровенные проблемы организации. О которых в самой организации не принято говорить, а уж тем более выдавать постороннему человеку.

- экономичная (эффективная)

Работа с информацией проводится таким образом, что проблемное поле структурируется в виде древовидной формы (направленный граф).

Приоритезация проблемного поля организации
Приоритезация проблемного поля организации

Видно какие проблемы являются корневыми, а какие результирующими. Направленный граф дает нам понимание, с каких проблем (корневых) нужно начинать консультационные работы. Таким образом, мы можем действовать точечно, экономно, в первую очередь решая корневые проблемы. Вместо того, чтобы распылять силы на решение всех выявленных проблем, или прорабатывать их не в той очередности.

Также к экономности можно отнести тот факт, что проведение диагностики в течение нескольких дней позволяет консультанту познакомиться с персоналом, установить доверительные отношения, изучить оргструктуру, систему мотивации и основные процессы компании. В результате чего последующая проработка этих направлений пройдет быстрее, а значит, дешевле/выгоднее для заказчика.

Заключение

Надеюсь, у меня убедительно получилось показать ценность, полезность проблемно-ориентированной диагностики для задач бизнес-консультирования организаций.

Также советую прочитать статью про фиаско конкретного проекта по описанию бизнес-процессов, который провалился как раз по причине того, что диагностика не была проведена.

И, традиционно, призываю задавать вопросы и высказывать мнения в комментариях.

Приглашаю всех в мой телеграм канал, где много доп. информации, общения, интерактива!

Хотите пообщаться лично? Контакты в описании канала.

Начать дискуссию