Пять советов для роста стартапа

Одной из главных целей начинающего владельца бизнеса является рост компании. Сейчас моему бизнесу CloudPayments уже шесть лет, и это уже далеко не стартап, это компания, 95% акций которой принадлежат группе «Тинькофф». Поэтому я точно могу сказать — у стартапа может быть будущее.

Но успех в одночасье — скорее исключение из правил. «Волшебной таблетки» не существует. Но есть опыт, которым я готов поделиться.

Нанимайте «своих» людей

Прежде чем начать думать о траектории роста бизнеса, вам нужно собрать команду единомышленников и убедиться, что это именно те специалисты, которые помогут вам достичь роста в будущем.

За столом вашего малого бизнеса должны сидеть правильные игроки. Для меня люди — это главное. Конечно, ещё продукт, но продукт в моем бизнесе — это сервис, а за ним тоже стоят люди.

Поэтому, когда я формировал компанию, брал в команду людей, которые не боятся засучить рукава и впахивать. Выражения «это работа не моя!» — не существует в их словаре до сих пор.

При этом я не тиран, я вкладываю в зону комфорта моих людей. Это мой принцип, и это дивидендная политика, которая работает — 90% коллектива, с кем мы начинали, работают в компании и сегодня.

Выстраивайте работу с помощью регламентов и дедлайна

Когда мы организовали стартап, я вел работу с ключевыми сотрудниками на «понятийном уровне»: на доверии, а не с помощью регламентов. И эта ошибка стоила компании 1,5 млн рублей убытка.

Так, в самом начале у нас не было денег на дорогого специалиста, и мы взяли на позицию главного бухгалтера мою знакомую землячку. Я был уверен, что она входит в круг единомышленников нашего бизнеса, к тому же проговорили все условия и перспективы роста.

Оказалось, что в финансовых вопросах не должно быть 100% доверия. В первый и самый тяжелый год для нашего бизнеса главный бухгалтер обворовывала нас, снимая с корпоративной карты небольшие суммы (5–10 тысяч рублей) на свои личные нужды. Оплачивала корпоративной картой покупки в продуктовых магазинах, счета на автомобильных заправках.

За это время общая сумма воровства составила около 1,5 млн рублей. А в один «прекрасный» день она просто не вышла на работу. Как выяснилось позже, в этот день с корпоративной карты была списана сумма за покупку авиабилетов. Её личное дело и трудовая книжка тоже пропали. Исчезли также и два Macbook, принадлежащие компании.

Позже выяснились и другие обстоятельства — за все это время не сдавались отчетности в налоговую и Пенсионный фонд. Пришлось платить крупные штрафы. И все это в период, когда мы с партнером по бизнесу брали потребительские кредиты на выплату зарплат сотрудникам.

Этот печальный опыт научил меня стратегически подходить к ведению бизнеса и выбору сотрудников. Сейчас у нас в компании полная прозрачность в работе благодаря четким регламентам и отчетности.

Инвестируйте в свой бизнес

Вероятнее всего, на ранних стадиях бизнеса вы или вообще не увидите прибыль, или она будет очень низкой. Поэтому советую все заработанные деньги направлять опять в бизнес. Многие стартапы, например, в конце года выводят дивиденды на выплаты акционерам, собственникам или генеральным директорам.

Но в нашем случае любые доходы шли обратно в компанию и на развитие сотрудников, что позволило нам быстро вырасти.

Сосредоточьтесь на своих сильных сторонах

Что вы предлагаете рынку, а другие нет? Сосредоточьтесь именно на этом и делайте это все лучше и лучше. При этом помните, что все это вы делаете для клиента.

Именно восприятие вашего бизнеса клиентом может реально помочь его росту или его разрушить. Предоставьте качественный продукт или услугу, а клиенты подарят вам похвалы, например, в тех же социальных сетях. Если облажаетесь, они расскажут о вас миру еще быстрее. Рост вашего бизнеса напрямую зависит от того, насколько клиенты довольны вашим продуктом или работой с вами.

Разнообразьте ваши продукты или услуги

Независимо от специфики вашего бизнеса есть вероятность того, что вы сможете продать хотя бы еще один дополнительный продукт.

Например, уже через несколько лет мы поняли, что, помимо интернет-эквайринга, можем предложить своим партнерам (именно так мы называем своих клиентов) сервис по аренде облачных онлайн-касс.

А за последний год вывели на рынок еще два сервиса — для приема безналичных чаевых, донатов и онлайн-оплаты коммунальных услуг. Разнообразив свои предложения, вы точно вырастете. Главное, чтобы новые продукты или сервисы удовлетворяли вкусам ваших клиентов, а не были просто вашей прихотью по масштабированию бизнеса.

Развитие стартапа — процесс сложный, требующий времени, терпения и умения противостоять трудностям, которые возникают на вашем пути. Тем не менее рост необходим, для того чтобы полностью реализовать свой потенциал.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
ООО ААА

Ну бухгалтеру как можно корпоративную карту дать?))))) Мне кажется такую ошибку совершают только 0.001% стартапов

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Спиридонов
Автор

Мой опыт настоящий, все на граблях 😂

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин

Процент сильно выше:)

Ответить
Развернуть ветку
Nice Man

Это почему вы решили написать советы? Какая мотивация?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Спиридонов
Автор

Попросили, а я подумал почему бы и нет. Буду часто теперь тут мелькать.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Почему продался?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Спиридонов
Автор

Так, масштабироваться на единицу времени нужно было, да и долларовым миллионером хотелось стать.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Истомин

Не почему, а почём!

Ответить
Развернуть ветку
tom muntyan

Дмитрию респект, красавец!

Ответить
Развернуть ветку
Диана Кучма

Благодарю за действительно хорошие советы! И за то что поделились своим опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Черников

Спасибо, полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Barausov

Хорошие советы, но текст сильно проигрывает живой речи выступлений Дмитрия! Ну и не хватает примера с холодильником=)

Ответить
Развернуть ветку
Nurbol Abu

Красавчики . Пользуюсь вашим сервисом в Казахстане. 💪

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Спиридонов
Автор

Спасибо 🤜🤛

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Красюк

А я дам совет автору - когда я заполняю форму и нажимаю кнопку Enter, то я надеюсь что форма будет отправлена. А у вас в списке она, внезапно,  очищается.

Это я про форму поиска транзакций, три месяца прошу исправить.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Maydanyuk

Дмитрий, можешь поделиться регламентом или принципами регламента, очень актуально?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда