Доска желаний с научной точки зрения — как использовать визуализацию для достижения целей
• Как работает фокус внимания?
• Как сфокусироваться на цели?
• Как максимально упростить себе задачу?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво, с научной точки зрения разобраться в инструментах фокусировки на цели для эффективного ее достижения
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
Единственное, чем человек может управлять — это фокусом своего внимания. Всем остальным мы управляем через этот фокус. И не только мы... Бренды тоже активно за него конкурируют.
Один из наших клиентов — производитель коммунальной техники — дарит заказчикам брендированные модельки машин масштабом 1:43. Потом невольно начинаешь замечать такие же на дорогах.
Если начал бегать, видишь бегунов. Когда присматриваешь новый портфель — кругом одни портфели. Целая вселенная портфелей. Может быть так появилась эта фраза, — про запрос во вселенную.
А как обстоят дела с научной точки зрения? И можно ли этот эффект использовать для достижения своих целей?
Прайминг
Фокус внимания — как собака-ищейка. Ему нужно дать «понюхать» то, за чем гнаться. В английском prime — «первичный». Прайминг — это управление первичным сигналом, который настраивает фокус внимания.
Шутки о том, что иногда банан — это просто банан, как раз отсюда. Кто о чем, а вшивый о бане. И еще масса всем известных примеров из жизни и фольклора.
Интересно, что если начать утро позитивно, то и день в целом проходит так же. Сразу вспоминается книга Хэла Элрода «Магия утра. Как первый час дня определяет ваш успех». По Элроду, продуктивное утро — залог такого же продуктивного дня и наоборот. Кстати он довольно успешно работал в продажах.
Наверно по тому же принципу у всех народов мира пышно празднуется даже не столько рождение ребенка, сколько свадьба, которая предваряет рождение. Похожее отношение к новому году — как его встретишь, так и проведешь.
С помощью фокуса внимания можно управлять не только автомобилем, но и предстоящим днем, годом и даже продолжением рода. Конечно последнее иногда происходит наоборот из-за отсутствия фокуса внимания, но это лишь подтверждает предыдущие тезисы. Все-таки нужно вовремя настраиваться на правильные действия, держать их в голове.
Банальное утверждение — когда мы видим в рекламе как девушка ест йогурт и одновременно светится от счастья, то чаще покупаем именно этот бренд. Однако давайте попробуем провести мысленный эксперимент. Представим, что в этом ролике снялся самый неприятный в нашей жизни человек. Да еще и светится от счастья... На контрасте становится виден эффект прайминга.
С похожей преднастройкой есть детский сценарий розыгрыша. Ребенок спрашивает кого-нибудь, в том числе и взрослого:
— Какого цвета снег?
— Белый. — отвечает взрослый.
— Какого цвета холодильник?
— Белый.
— Что пьет корова?
— Молоко...
После этого ребенок радостно скачет, а взрослый недоумевает. Если вы тоже попались, то корова пьет воду, а молоко — белое. Ох уж эти коварные дети со своим праймингом.
Доска желаний
Откровенно, говоря, я не очень верю в «доску». В том смысле, что обычно ее изображают в виде коллажа со множеством самых разных хотелок. Помятуя о фокусе, смысл доски в том, чтобы фокусировать, помогать поддерживать целеустремленность.
Природная целеустремленность — это следствие ригидности нервной системы. У действительно целеустремленного человека цели только последовательные (например, хочу стать руководителем отдела, чтобы приобрести опыт и стать топ-менеджером). Естественно он съездит в отпуск и купит машину, но это не главное.
Параллельные цели (например, хочу заработать денег, съездить в путешествие, стать руководителем) могут достигаться при наличии дисциплинированности. Конечно напоминания способствуют дисциплинированности, потому что дисциплина — это память о целях. Однако расфокусировка значительно усложняет задачу.
Компромиссным решением может быть магистральная цель. «Магистральная» — это значит, что при ее достижении реализовываются все остальные желания.
На Олимпиаду 2014 г. американская олимпийская сборная привезла девять спортивных психологов. Одной из главных целей психологов – было помочь спортсменам с визуализацией. Они помогали сфокусироваться на главном, чтобы потом реализовались приятные второстепенные цели.
В фильме «Мирный воин» наставник главного героя (спортсмена, гимнаста) по имени Сократ говорит ему: «Нужно научиться выбрасывать мусор из головы».
Идея магистральности лежит в метафоре магистральной дороги. Если построить идеальные для существования города, но без возможности туда доехать, они станут городами призраками. Однако, если начать с дороги, то неизбежно появятся сначала заправки и придорожные кафе, а потом и города с фабриками и заводами.
На этом много веков подряд строилась политика Великобритании, которую не случайно называли владычицей морей. Кто владеет морем, тот владеет миром. Кому интересна тема, могут почитать о теории «Морской силы» Альфреда Мэхэна.
Целеполагание — непростая задача, и главное, на мой взгляд, что нужно сделать — это найти магистральную цель, на пути к которой, а тем более при достижении, будут сами решаться остальные задачи.
А что касается доски, то достаточно просто одного рисунка или даже надписи со своей магистральной целью.
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.