Государство и бизнес в Китае: все ли решают личные отношения?

Время прочтения: 10 минут

Самый частый совет, который получают иностранные предприниматели в Китае, – «знакомьтесь и завязывайте отношения, ведь все решают личные связи». И действительно, отношения – это одно из ключевых понятий китайской бизнес-культуры. Для него есть особое слово в китайском языке, которое часто и не переводится на другие языки, – гуаньси. Для бизнесмена гуаньси важны везде – с поставщиками, с клиентами. Однако особую роль, конечно, имеют связи с правительственными чиновниками. В отличие от многих западных стран, для китайской экономики свойственна значительная роль государства. Оно по-прежнему распоряжается основными ресурсами, например, землей, и пристально следит за действиями бизнес-игроков.

Значимость связей с органами власти зависит от двух обстоятельств:

  • отрасль экономики, в которой действует компания,
  • масштаб деятельности компании.

Отрасли экономики различаются по степени допуска иностранных игроков и тому социальному и политическому весу, которым они наделяются правительством в стратегиях экономического развития. Этим определяется жесткость регулирования или, наоборот, относительные послабления и дополнительные преференции.

Масштаб деятельности компании определяет, на каком административном уровне придется выстраивать Government Relations (GR). Выход на китайский рынок транснациональных компаний – почти всегда результат длительных согласований на высоком правительственном уровне. Для малых и средних предприятий связи с правительством означают налаживание контактов с органами власти соответствующего уровня тех областей или городов, на территории которых компания ведет деятельность. И расширение масштаба деятельности означает и одновременно и выход на правительственные органы более высокого уровня.

Государство и бизнес в Китае:  все ли решают личные отношения?

Как выстраивать отношения с правительством (GR) в современном Китае, и все ли зависит от личных контактов? Разбираемся ниже.

Гуаньси в современном Китае

Выстраивание связей с китайским правительством сегодня задается теми изменениями, которые происходят в сфере государственного управления и регулирования экономикой. После прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 г. китайское руководство уделяет значительное внимание этой сфере, стремясь искоренить изъяны прошлых управленческих практик. Нечеткое разделение обязанностей и их пересечение между разными ведомствами, размытые правила и неясное регулирование – все это создавало почву для непрозрачных решений и коррупции. Как раз в таких условиях важную роль играли неформальные практики и личные отношения, в частности гуаньси, с помощью которых компенсировали несовершенство официальных правил.

В 2016 г. Си Цзиньпин предложил новое видение отношений между государством и бизнесом, которые должны стать «близкими и незамутненными» (亲清新型政商关系). «Близкий» в данном случае означало открытую и деятельностную позицию чиновников по отношению к представителям бизнеса, стимулирующую прямой диалог и кооперацию. «Незамутненность» отсылала к традиционному идеалу неподкупности и личному бескорыстию. Новый тип связей акцентировал важность прямого взаимодействия между чиновниками и бизнесом, которое не будет использовано в корыстных целях.

Практическая реализация этого нового видения включала несколько составляющих.

  • Борьба с коррупцией

Уже в 2010-х гг. был взят курс на упорядочивание и усиление прозрачности государственного регулирования. В 2012 г. стартовала антикоррупционная кампания, которая продолжается и до сих пор. Ее цель – борьба с «тиграми и мухами», крупным и мелким взяточничеством. Примечательно, что среди пострадавших от борьбы с коррупционерами оказались индустрия лакшери-товаров и ресторанный бизнес, поскольку дорогие подарки и банкеты были самым распространенным способом выстраивания отношений (гуаньси).

  • Централизация регулирования

Вторая составляющая нового курса – упорядочивание рыночного регулирования, а именно упрощение административных процедур и снижение затрат для бизнеса, согласование стандартов правоприменения, выстраивание понятных и не дублирующихся схем управления. В этих целях в 2018 г. была проведена значительная административная реформа. В структуре Госсовета КНР возникло новое ведомство – Государственная администрация Китая по регулированию рынка (国家市场监督管理总局, SAMR), которая приняла на себя многие функции, прежде выполнявшиеся отдельными учреждениями.

К ключевым функциям этого супер-ведомства относятся: регистрация малых и средних предприятий и выдача лицензий на ведение бизнеса, кредитный надзор, контроль за антимонопольным законодательством, ценовой мониторинг, борьба с недобросовестной конкуренцией. Централизация и устранение дублирования предполагают более четкие границы ответственности для регулирующих органов и более ясные требования, которым должны следовать компании. Тем самым взаимодействие между государством и бизнесом все больше подчиняется прописанным правилам, оставляя меньше пространства для неформальных способов решения вопросов.

  • Цифровизация

Наконец, новый курс регулирования экономики включает в себя и цифровизацию. Все больше государственных сервисов для бизнеса переходят в онлайн-формат, как например, оформление заявки на инвестирование. Одновременно с этим, значительный объем данных, касающийся деятельности компании, также оказывается в цифровом пространстве, например, “белые” списки добропорядочных компаний и “черные” списки “утративших доверие” из-за правонарушений (失信企业黑名单). Соединение данных от разных ведомств в единые базы также призвано сделать деятельность компаний более прозрачной и снизить вероятность кулуарных решений.

Государство и бизнес в Китае:  все ли решают личные отношения?

Связи с правительством в Китае сегодня

Новации последних лет – антикоррупционная борьба, централизация и цифровизация – в значительной степени меняют характер связей с правительством в Китае. Как отмечают эксперты, в прежних условиях главная задача GR состояла в обеспечении доступа к рынку – получении необходимых лицензий и разрешений. Ключевую роль играли как раз связи (гуаньси) и знакомство с «нужными людьми», ведь предстояло взаимодействовать с многими относительно разрозненными ведомствами для достижения выгодного решения.

Сейчас задачи GR оказываются более сложными и требующими непрерывного внимания. Доступ к рынку по-прежнему остается приоритетным вопросом. Однако к нему добавляется необходимость пристально отслеживать постоянно изменяющиеся требования регулятора. В практике китайского руководства нередки случаи, когда решения принимаются довольно внезапно, без оглядки на интересы бизнес сообщества. Относительно недавний пример – решение о сокращении учебной нагрузки в школе в 2021 г., которое поставило под запрет репетиторство вне школы и по сути обрушило рынок китайского Edutech. Отслеживание политических новостей позволит лучше понять мотивацию регуляторов и, возможно, предугадать новые решения.

Подобный мониторинг особенно актуален в тех отраслях, которые китайское руководство считает политически важными или значимыми для защиты прав потребителей. Сегодня к таким отраслям относится финансовая сфера, НИОКР, зеленая энергетика и экология, здравоохранение и фармацевтика, пищевая промышленность, вопросы социальной защиты населения, образование и страхование. При этом контакты с «нужными людьми» потребуются скорей для получения инсайдов о планируемых нововведениях, нежели оформления документов, для которых разработаны онлайн-сервисы.

Что делать?

Какие практические шаги можно предпринять для налаживания связей с представителями чиновничества в условиях нынешнего Китая?

  • Мониторить актуальную экономическую политику

Практическое значение имеет оценка регуляторных рисков в конкретном секторе экономики. Важно помнить, что экономические отрасли различаются по уровню зарегулированности и политическому весу для нынешнего правительства. Так, здравоохранение и пищевая отрасль регулируются предельно жестко. В то же время есть новые отрасли, значимые для нынешнего политического курса, как новая энергетика, в которых можно ожидать дополнительных преференций и упрощенного регулирования. Так, например, выход Tesla на китайский рынок в 2012 г. совпал с намерением китайского руководства развивать производство электрокаров, и благодаря этому компания получила возможность выстроить сеть зарядных станций.

Реальную ситуацию в отрасли поможет выявить анализ прецедентов за последние 12-18 месяцев, когда выдвигались претензии со стороны регулятора к компаниям. Это позволит вскрыть мотивацию регулятора и те политические решения, которые ее подкрепляют, а также разобраться с вариантами решения возникших проблем.

  • Составить карту регуляторов

Целесообразно составить карту регуляторов: какие именно ведомства и в какой части могут оказывать влияние на бизнес компании. Это позволит объективно проанализировать сильные стороны в деятельности компании. В то же время можно выявить и потенциально уязвимые места, которые могут стать объектом внимания со стороны регулятора.

  • Выстраивать диалог и выходить с инициативными предложениями

В последние годы, согласуясь с установкой на открытый диалог, китайские ведомства и местные правительства разных уровней ввели практику регулярных встреч с представителями зарубежного бизнеса: открытые и закрытые круглые столы, дружеские завтраки, предновогодние встречи. Они адресованы не только крупным ТНК, но и малым и средним иностранным предприятиям. При всем неизбежно церемониальном характере таких встреч они тем не менее создают возможность для прямого взаимодействия и обсуждения волнующих вопросов.

Характерная черта отношений (гуаньси) – взаимность, когда оказанная услуга запускает бесконечную цепочку встречных благодеяний. Этот же принцип реализуется в отношениях с чиновничеством. Компании могут инициативно заявить и проинформировать о себе, но эффективнее будет предложить деятельное участие. Для выполнения KPI местные чиновники особо ценят непосредственные инвестиции в регион. Однако вложения могут быть и в иной форме: предложение новых управленческих решений или новых технологий, участие в местных социально-культурных и экономических инициативах. Важно не только просить содействия, но и инициативно предлагать участие.

  • Налаживать горизонтальные связи с профильными ассоциациями

В наведении контактов с чиновниками помогут и те, кто уже преуспел в этом деле. Участие в профильных ассоциациях не только открывает многие каналы связи, но и позволяет узнать об опыте коллег. Крупнейшее из подобных объединений – Китайская ассоциация предприятий с иностранными инвестициями (中国外商投资企业协会) – была учреждена еще в конце 1980-х гг. и до сих пор играет важную роль в диалоге между бизнесом и правительством. Похожие ассоциации функционируют во многих провинциях Китая. Часто роль медиатора между бизнесом и правительством играет Китайская ассоциация международного сотрудничества малых и средних предприятий (中国中小企业国际合作协会).

Ощутимое содействие может оказать участие в мероприятиях, которые организует торговое представительство РФ в Китае.

Наконец, может быть полезно также и членство в российско-китайских деловых ассоциациях, которые нацелены на развитие двусторонних экономических контактов. Они как раз и позволят значительно расширить сеть связей (гуаньси), которые и помогут решить самые неожиданные задачи, в том числе и выход на китайские органы власти. Среди наиболее авторитетных ассоциаций Российско-Китайский деловой совет, РАСПП, Китайско-Русская Ассоциация предпринимателей, Российско-Китайская Палата.

Некоторое сходство культуры Китая и России – отношение к власти и государству, коллективизм, сердечность в личных отношениях – сближает и практику выстраивания связей с органами власти в наших странах. Это позволяет специалистам по GR работать над укреплением связей как с китайскими, так и российскими органами власти, выстраивая карьеру специалистов с уникальными квалификациями.

3
Начать дискуссию