Ghostbusters: как мы превратили удаленщиков в охотников за офисными привидениями

Привет! Меня зовут Ольга, я руковожу HR учебно-методического отдела онлайн-школы «Фоксфорд». Половина наших сотрудников работает удаленно: например, преподаватели приходят только для проведения занятий, а 95% менеджеров в отделе продаж вообще не появляются в офисе.

В этой статье я поделюсь правилами, которые помогают нам строить процесс дистанционной работы, и расскажу о забавном эксперименте с корпоративным Хеллоуином.

Так как «Фоксфорд» — онлайн-школа, мы верим в дистанционный формат коммуникации: как с клиентами, так и с сотрудниками. Мы знаем, что гибкость расписания, экономия времени, отсутствие привязки к одному месту (будь то офис или школьная парта) — факторы, которые важны для всех. Поэтому мы не только ведем дистанционные уроки, но и управляем многими рабочими процессами онлайн.

Плюсов у удаленной команды я вижу очень много: во-первых, мы можем выбирать лучших специалистов из любого региона, во-вторых, мы предлагаем им комфортные условия для работы. В то же время, чтобы удаленная экосистема приносила ожидаемые результаты, нужно не только правильно отбирать людей, но и много делать для их вовлеченности в процесс.

Проблемы у всех удаленщиков одинаковые

IT-компания Buffer со своими партнерами в 2019 году опросила 2470 человек, которые работают удаленно из более 10 стран. Мне показались самыми интересными два момента: 99% респондентов предпочли бы всю жизнь работать удаленно (то есть, кажется, будущее все-таки за этим форматом), однако все они сталкиваются с одними и теми же проблемами.

Согласно исследованию, 22% респондентов сложно отключаться от работы в свободное время, 19% чувствуют себя одинокими, 17% с трудом дается взаимодействие и коммуникация с командой, 10% борются с отвлекающими факторами, 8% тяжело себя мотивировать. Еще часть проблем связана с разницей в часовых поясах, ненадежным вайфаем и другими факторами.

Одна из моих основных задач как руководителя HR-отдела — не только найти правильных людей, но и удержать их, восполнить их потребности, сделать так, чтобы им нравилась работа в компании. И если с переключением, режимом и отвлекающими факторами HR помочь явно не может, то на коммуникацию и ощущение себя как части дружной команды — вполне.

5 советов для организации работы в удаленной команде

За 10 лет работы мы в «Фоксфорде» сформулировали правила, которые помогают выстроить процесс и поддержать ощущение контакта, причастности и вовлеченности. На основе этих правил мы можем дать такие советы:

  • Отвечать в мессенджере в течение 2 часов, в почте — в течение 24-х.
  • Проводить планерки каждую неделю: команды в офисе и за его пределами собираются еженедельно.
  • Обязательно включать камеру во время звонков. Чтобы строить отношения, пусть и рабочие, важно видеть друг друга.
  • Поддерживать активность в корпоративных чатах: мы транслируем на всех сотрудников новости компании, поздравляем с праздниками и днями рождения, анонсируем грядущие изменения и мероприятия.
  • Обучать сотрудников онлайн: так как мы все-таки онлайн-школа, то для обучения подключаем коллег вне офиса тоже используем интерактивные механики. Практика показывает, что эффективность занятий в таком формате не страдает.

Вроде бы ничего необычного, правда? Однако даже простые, но прописанные правила помогают качественно изменить процесс работы.

Эксперимент: поймать призрака в мессенджере

Правила, о которых я рассказала выше, — это основа. Базовые вещи, без которых в нашей компании удаленщики бы грустили, чувствовали бы себя оторванными от команды и со временем переставали бы видеть в работе смысл.

Но нам этого мало — мы хотим вывести вовлеченность команды на новый уровень. Поэтому экспериментируем с корпоративными мероприятиями — точнее, над тем, как интегрировать в них удаленных сотрудников.

Приведу пример. В октябре все отмечали Хеллоуин: в это время в офисах появляются соответствующие украшения, проводятся вечеринки с костюмами и т.д. Но мы хотели сделать праздник для всех в «Нетологии-групп», куда входит наша школа, а не только для офисных сотрудников.

Придумали онлайн-квест. Сначала поискали в сети — вдруг кто-то уже такое делал? Ничего не нашли и в итоге разработали механику сами.

С самого утра написали, что к нам проникло привидение, которое подыскивает себе жертву. Чтобы защититься от него, нужно было прикинуться «своими» — то есть сменить аватарки и должности на максимально «страшные». Например, менеджер Вячеслав мог прятаться под личиной клоуна Пеннивайза :) На самый страшный аватар и должность был приз.

​Активация Ольга Зубакова
​Активация Ольга Зубакова

Вторая часть квеста — найти и разоблачить привидение. Мы завели в Slack аккаунт призрака и писали в чаты от его имени. Так как все уже успели поменять аватарки и должности, оказаться привидением мог кто угодно.

Задания для команд​ Ольга Зубакова
Задания для команд​ Ольга Зубакова

Мы сочинили загадки и зашифровали подсказки. В поиске привидения могли участвовать и удаленщики. Ребятам понравилось, скоординировались целые команды из тех, кто в офисе и кто вне.

Бюджета на эту движуху практически не было, но уровень вовлечения был максимальный — 90% удаленных сотрудников искали привидение или как минимум прикинулись нечистью.

Назвали мы это мероприятие «Слакоуин». От команды потом получили очень позитивную обратную связь.

​Обратная связь Ольга Зубакова
​Обратная связь Ольга Зубакова

Механику нашего «Слакоуина» можно использовать для любого праздника. На носу 23 февраля и 8 марта, так что фантазии HR-отделов есть где разыграться :)

P.S. Буду рада, если вы тоже поделитесь опытом — как вы помогаете удаленным сотрудникам интегрироваться в команду?

1010
1 комментарий

Отчасти выбор работать удаленно мною был сделан как раз потому что не нужно участвовать в тимбилдинге и прочей лабуде, но вы молодцы.

3
Ответить