Я Александр Трубенков – основатель школы предпринимательского искусства, руководитель компании iPantry. В своей практике руководителя использовал различные системы поощрения, в том числе и KPI. В комментариях расскажу, когда KPI имеет смысл, а в каких случаях эту систему лучше не применять.
Вводить или нет систему KPI, зависит от многих факторов – личных качеств сотрудников, характера взаимодействия с руководством, срока работы в компании и даже характера работы.
Рассмотрим эти нюансы более подробно:
1. KPI эффективен в управлении персоналом, когда мало контакта с сотрудниками – они работают либо на удаленке, либо взаимодействие руководителя с ними минимально. В этом случае KPI как бы заменяет внимание руководства. И, наоборот, чем больше совместной работы, тем меньше может быть KPI или совсем исключен.
2. Выбор модели поощрения зависит от личных качеств сотрудников. Если человек способен сам себя организовать, проконтролировать свою работу, то лучшим методом поощрения станет высокая зарплата, а KPI можно убрать. И наоборот.
3. Большое значение имеет характер работы. Если это рутинный труд, требующий выполнения простой, монотонной производственной работы, то стоит ввести KPI. Он подстегнет человека выполнять план и даже перевыполнять. Но творческому человеку лучше создать комфортные условия, обеспечить хорошее отношение и предложить высокую зарплату. Он и без KPI будет творить.
4. Базовое правило KPI заключается в том, что его не нужно вводить для новичков. Первые полгода работы в компании сотрудник обучается, знакомится с особенностями и нюансами своей должности именно на этом предприятии. KPI может дать отрицательный эффект – в погоне за вознаграждением человек рискует не справиться с задачами, наделать ошибок, может разочароваться и покинуть компанию. KPI можно вводить для сотрудников, которые уже освоились на рабочем месте, понимают, что от них хотят и как достичь результатов.
В целом KPI – это очень зрелая система мотивации. Она предполагает, во-первых, зрелость самого индивида. Во-вторых, человек должен уметь делать свою работу, нести личную ответственность за результат.