Что болит у внутрикома: диагноз и лечение от агентства Brand Lovers

Избавиться от старых проблем и вылечить то, что «наболело» в рабочей жизни — реально и крайне рекомендовано уже в первые месяцы нового года! О главных вызовах, с которыми столкнулись специалисты внутренних коммуникаций, и о том, как с ними работать в 2024 году, рассказывает Иоланта Саркисян, руководитель агентства Brand Lovers.

Друзья, всем привет!

Новый 2024 захватил, закружил и, кажется, уже почти затянул в привычный рабочий ритм. И хочется со свежими силами взяться за новые проекты, создавать, внедрять и воплощать, но старые «боли» как ненужный балласт прибивают к земле и тянут назад. Что делать? Лечить и прорабатывать все проблемы до единой!

Вместе с моей командой я проанализировала статистику и результаты отраслевых премий и рейтингов, обобщила опыт нашего агентства и опросила коллег. Так, я выделила семь главных болевых точек, с которыми в разной мере сталкиваются специалисты внутренних коммуникаций. И у меня отличная новость — каждую из них можно вылечить! Читайте наш новый обзор, ищите свои боли и забирайте готовый план действий по их лечению.

Иоланта Саркисян
Руководитель агентства Brand Lovers

Боль №1. Системности все еще крайне мало

Начнем с хронического – с недостатка системности. Есть ли у вас стратегия, коллеги? А метрики эффективности? Контент-план на год? А если и есть, все это работает? Как часто задачи, прилетающие от внутренних заказчиков, рушат ваш намеченный план и заставляют сдвигать, менять, перекраивать… Будучи в найме, я сама не раз сталкивалась с этой проблемой, и сейчас встречаю ее уже в работе наших клиентов, партнеров и подписчиков – по результатам пульс-опроса в нашем отраслевом Telegram-канале 42% респондентов назвали своей главной болью отсутствие системного подхода.

Нас заваливают запросами и задачами. И мы действуем реактивно, вне плана и вне стратегии. Большая часть актуальных задач внутрикома — пока информирование, а не работа со смыслами. Рассказать о жизни компании как можно большему числу людей, транслировать информацию — эта задача в фокусе. Работать в рамках общей стратегии бизнеса, формировать единую корпоративную культуру, поддерживать изменения, транслировать смыслы, менять поведение сотрудников — это не в фокусе.

Как это вылечить

Представим, что вы только заступили на позицию специалиста по внутренним коммуникациям или развитию бренда работодателя. Задач много. Их список растет. Вы хватаетесь за одно направление, прикрываете тылы на другом, и в итоге не успеваете ничего. Спокойно! Действуйте поступательно – от меньшего к большему и выстраивайте тактику в параллели со стратегией.

Начните с ключевых задач и целей всей вашей работы и создайте своеобразные маяки – что именно вы хотите транслировать сотрудникам, какие смыслы передать, какую культуру привить. Соберите базу – статистику по внутренним каналам, обратную связь сотрудников, лучшие практики конкурентов. Проведите экспресс-аудит. С этими данными вы уже сможете разработать первичную систему для внутренних коммуникаций, пусть пока широкими мазками, в черновой версии, но вам будет от чего отталкиваться и чем аргументировать свою точку зрения руководству и внутренним заказчикам.

Боль №2. Внутриком по-прежнему недооценивают

Еще одна проблема, которая остается с нами на протяжении десятилетий. Изменения в сознании бизнеса уже есть, но тектонического сдвига так и не случилось. Сегодня руководство уже понимает, что наша функция приносит прибыль и помогает сократить издержки – это нашими усилиями снижается текучка, увеличивается процент удержания, снижается стоимость найма. Но доказать и показать, какие именно действия привели к успеху и повлияли на ключевые показатели, не можем даже мы сами. Тем временем кризис заставляет бизнес снижать расходы. И нож гильотины, прежде всего, режет бюджеты там, где нельзя увидеть реальную прибыль – в PR, маркетинге и внутрикоме.

Как это вылечить

Повышайте свою самоценность и учитесь буквально «продавать» свой проект и свою работу. Вы действительно влияете на развитие бизнеса и от ваших действий зависит очень многое. Поймите эту мысль, примите ее и транслируйте руководству. Если понадобится – не один раз. Помните, что бизнес мыслит цифрами. А значит цифры нужны и нам. Что мы можем посчитать? Все! Фиксируйте каждое действие – количество рассылок и постов в TG-канале компании, число проведенных конкурсов и подготовленных плакатов. Из этого складывается ваша работа и ваш результат.

От действий переходите к конкретным оценкам – регулярно собирайте обратную связь вашей целевой аудитории, ваших сотрудников. Проводите короткие опросы после каждого события, опрашивайте аудиторию о качестве внутренних СМИ и каналов, изучайте статистику. Все данные берите на карандаш и оперируйте этими цифрами, когда отправитесь согласовывать бюджет на очередной проект или будете готовить отчет о своей работе. Ничто не докажет руководству ценность вашей работы лучше, чем повышение объективных и измеримых показателей.

Боль №3. Работа над брендом работодателя встала остро как никогда

Кадровый голод – уже давно не страшный сон, а повсеместная реальность. Количество незакрытых вакансий выросло почти в два раза за пять лет и обновило свой антирекорд. И это только начало – по оценкам аналитиков к 2030 году дефицит рабочей силы может составить от 2 до 4 млн человек. Соискателей мало, а удержать новичков становится все сложнее – конкуренты предлагают более высокие зарплаты и более выгодные условия. Соревнование за лучшие кадры усилилось, и выиграет тот, кто сможет стать лучшим местом для работы, как в глазах соискателей, так и в головах действующих сотрудников.

Как это вылечить

Обозначьте для себя и руководства, что люди – это ваш основной внутренний клиент и главный актив для бизнеса. И работа с ними должна строиться, как с клиентами – по законам брендинга, через привлечение, удержание и вовлечение. Бесспорно мы можем демпинговать заработными платами (и именно так по данным аналитиков сейчас выстраивают свою работу сотни российских работодателей). Но повышать ставки до бесконечности невозможно, а значит пора добавлять к финансовой мотивации качественный HR-брендинг – разрабатывать стратегию, выделять EVP, проводить комплексный аудит каналов коммуникации, строить платформу HR-бренда…

Я могу продолжать до бесконечности, но остановлюсь – понимаю, что у вас на все это, скорее всего, нет ни времени, ни рук. Но это не значит, что на HR-брендинге можно ставить крест, это значит, что вы можете найти эти самые дополнительные «руки» извне и привлечь внешнюю экспертизу на старте. У нас в Brand Lovers всего за пять лет работы накопилось с десяток отличных примеров такого партнерства – мы приходили в нужный момент, помогали навести гигиену коммуникаций и выстроить систему и вместе приходили к быстрым результатам. Сейчас мы по-прежнему продолжаем работу, но уже в качестве консультантов – благодаря выстроенными процессам внутренняя команда справляется своими силами.

Боль №4. Борьба за внимание аудитории усиливается

Новый контент появляется каждый день, а времени на него остаётся все меньше. По статистике у работающих россиян есть от 10 до 20 часов свободного времени. Как они его проводят? Смотрят видео и другой развлекательный контент в интернете, слушают музыку, гуляют, готовят, читают и занимаются спортом.

Как сделать так, чтобы в этом плотном графике нашлось время на просмотр интервью с руководителем департамента логистики или посещение корпоративного мероприятия? Как ни крути, а у нас сильные конкуренты — YouTube, VK, Кинопоиск и другие мастодонты развлекательного контента. И неудивительно, что мы часто проигрываем — по результатам аудитов каналов внутренних коммуникаций в трех разных компаниях, которые мы провели за этот год, в среднем только 50% регулярно читают новости в корпоративном TG-канале и только 30% обращают внимание на рассылки.

Как это вылечить

Моя главная рекомендация — сокращайте информационный шум во всех его проявлениях и активируйте только нужные для вашей аудитории коммуникации. Не делайте проекты ради проектов, не выпускайте новость ради новости (даже, если этого требует внутренний заказчик). В каждом вашем сообщении, в каждой активности должны быть понятны цель и ценность для участников и бизнеса. Проявляйте заботу — покажите, что вы цените время своей аудитории. И сделайте аудиторию своим соавтором — активно привлекайте сотрудников к созданию контента, расширяйте работу с амбассадорами и транслируйте часть информации их «руками», будьте в постоянном диалоге со своими читателями — проводите мониторинги и собирайте обратную связь.

Боль №5. Традиционные wellbeing-программы уже не работают

Wellbeing с нами меньше десяти лет, но даже за такое короткое время само явление распространилось максимально, а в организациях и вовсе стало обязательным к внедрению. И это отличная новость! Но перейдя в разряд чего-то привычного и массового, традиционный wellbeing стал приносить меньший эффект. На профильных конференциях эксперты и практики из компаний в один голос признали — появились новые проблемы, с которыми необходимо работать, и наши проверенные годами wellbeing-программы с ними не работают. Более того, способы для борьбы со стрессом, которые мы так заботливо предлагали искать, и сами стали зависимостью.

Как это вылечить

Ваш первый шаг — проверить, как работают те wellbeing-проекты, которые уже внедрены. Не ослаб ли эффект, не снизился ли результат? Работающие инструменты сохраняем, остальные — отдаём на обсуждение команде. Дайте голос самим сотрудникам и создайте обновлённую wellbeing-программу вместе.

Не бойтесь затронуть «острые» темы, связанные с зависимостями и вредными привычками. Возможно, именно в этих вопросах сотрудникам и нужна «скорая помощь» компании. И помните о том, что всегда имеет цену — о благотворительных проектах, в которых сотрудники могут принять непосредственное участие. Возможность сделать доброе дело и помочь другому лечит, мотивирует и даёт энергию не меньше любого тимбилдинга.

Боль №6. HR-проекты — это HR-проекты

«Руководитель не вовлечён», «кажется, топ-менеджменту все равно, что мы делаем», «работаем сами по себе» — такими словами описывали отношение руководства к внутренним коммуникациям многие коллеги, которые приходили ко мне на консультацию. Хотелось обнять и сказать: «все понимаю, сама через это проходила». И действительно, как и пять лет назад, HR- и внутриком- проекты зачастую не включают в общую стратегию и рассматривают как дополнительные бонусы для сотрудников (дополнительные, но совсем не обязательные). Полноправным партнёром бизнеса мы так и не стали, вопросы, связанные с внутренними коммуникациями, часто отходят на второй план и не стоят в приоритете руководства.

Как это вылечить

Будьте в постоянном диалоге с руководителями, заявляйте о себе и своей функции. Самостоятельно предлагайте решение, которое впишет внутренние коммуникации в общую стратегию развития. Вы эксперт! И лучше вас в компании никто не сможет показать и доказать, как корпоративная культура влияет на прибыль компании. Вовлекайте топ-менеджмент во внутриком-активности, только так руководители на своем примере почувствуют, что ваши инструменты действительно работают, мотивируют и зажигают.

Боль №7. Кто позаботится о тех, кто заботится о других?

Профессиональное выгорание принимает характер эпидемии. По данным опросов по всему миру число тех, кто когда либо сталкивался с симптомами выгорания или испытывает их сейчас, колеблется от 80% до 40% . При этом главные «спусковые крючки» — это постоянные стрессовые ситуации, нервное напряжение на работе, заниженная оценка ваших результатов, отсутствие обратной связи и поддержки от руководства. Ничего не напоминает? Да-да, это все те же боли, о которых я говорила выше. И это значит, что мы – в зоне риска.

Одновременно возникает парадоксальная ситуация – мы внедряем wellbeing- программы, пропагандируем важность work&life balance, организуем офисные тренировки и как заправский Дед Мороз до самого 31 декабря создаем праздничное настроение для коллег. Мы постоянно заботимся о других и катастрофически забываем о себе. И нас таких – легион.

Как это вылечить

Только наполненный энергией, гармоничный человек способен отдавать, мотивировать, вовлекать и вести за собой, согласны? И если вы сами дошли до степени полной опустошенности, то не будет эффекта и у ваших проектов. Как вы будете зажигать других, если внутренний огонь потух? Отсюда мой последний, но не менее важный, чем все остальные, совет — не забывайте о себе, берегите себя, наполняйте себя.

Личное благополучие напрямую связано с успехом в профессии, поэтому развивайте и гармонизируйте — тело, душу, мозг. Прокачивайте скиллы, которые помогут в работе. Как личные — уверенность в себе, навыки выступлений, разговорные техники, дикцию, управление проектами, умение аргументировать свою точку зрения. Так и хард скиллы — знание технологий, умение и понимание работы с современными инструментами коммуникаций. Открывайтесь новому и окружайте себя теми, кто будет вдохновлять, давать знания и заряжать позитивом.

Приходите в наш канал, посвящённый простым инструментам wellbeing, записывайтесь на наши экспертные вебинары, приходите учиться в Академию Провнутриком. Мир полон возможностей, только успевайте ловить «свое» — полезное, приятное, впечатляющее.

Обнимаю и желаю удачи и воплощения самых смелых идей ❤

33
реклама
разместить
Начать дискуссию