{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

А не слишком ли много я учусь

Что еще стоит за профессиональным выгоранием. И это не только трудоголизм.

В его стране около полуночи. Он сидит в домашнем кабинете в белой рубашке и галстуке. Только что приехал из офиса. Сын, шестилетний Ян, заглядывает в монитор, чтобы убедиться, что папа правда работает. Видит на экране такое же серьезное, как папино, лицо неизвестной тети в очках, и терпеливо уходит к себе.

Усиль свою силу

Эмиль топ-менеджер филиала, экспат. Ему нет 40, три высших образования, одно из которых медицинское. Он говорит на трех иностранных языках свободно, два в процессе изучения. Два года назад он закончил МВА, после чего возглавил большое представительство компании. Эмиль мой клиент в индивидуальном коучинге.

На мой вопрос, как дела, что изменилось с прошлой встречи, Эмиль закашлялся, с ухмылкой произнес: «О, какой прекрасный вопрос! Дела сгущаются. Давление политиков больше, нам приходится справляться в новых законах... Я говорю понятно по-русски?». Конечно, понятно, Эмиль. Вашей работе не позавидуешь, так много неопределенности, которую вам нужно снижать. Я сочувствую вам.

Эмиль начинает формулировать запрос на сессию: «Я хотел бы найти, куда мне двигаться в обучении. Сейчас хорошее время подумать об этом, чтобы успеть в бюджет». Такого поворота я не ожидала. Только что он говорил, как много работы, какая она сложная, как не хватает времени, чтобы полечить свой кашель. Я надеялась, будет что-то о делегировании. Но вдруг обучение!

Последнее оценочное интервью он прошел блестяще, оценки его компетенций максимально возможные. Но есть вещи, в которых ему хотелось бы усилиться. Диджитал и финансы. Чтобы быть еще эффективнее, ему нужно знать об этом в два раза больше, чем сейчас. Ресурсов у него на это, похоже, нет. И новый приступ кашля мешает говорить.

Преодолев смущение, он произнес: «Я почему-то жду, что ты спросишь, сколько времени провожу в обучении». Мне послышалась досада в его голосе. И после паузы: «И еще я жду вопрос, почему мне кажется, что я все время должен учиться. Я и сам не знаю, почему, так что, наверно, лучше не спроси. Я немного испытываю волнение, прости мой русский». Русского коуча он выбрал сам, чтобы практиковать язык.

Руководство корпораций поощряет тягу к учебе и ценит менеджеров, постоянно повышающих свой уровень. Развитие необходимо: цифровизация, конкуренция, нужно многое успеть. Учиться интересно: когда видишь, как работают новые инструменты в бизнесе, дух захватывает. Непрерывное обучение менеджмента – залог эффективности бизнеса. И одна из причин профессионального выгорания.

Я не собираюсь писать о том, как важен жизненный баланс, и не хочу цитировать последние письма людей перед смертью, как им жаль времени, которое они провели не с семьей. Я хочу поговорить об эффективности. И о том, как понять, для чего на самом деле ты продолжаешь непрерывно учиться - действительно ради дела или в угоду устаревшим неосознаваемым убеждениям.

Учеба как наркотик

Разница во времени со страной, где живет моя клиентка Александра, небольшая, поэтому ее я застаю в офисе. Все сотрудники уже ушли, мы проведем сессию, и она еще немного поработает. «Помоги мне выбрать. Я нашла три потрясающих курса, если коротко, один писательский, второй про психологию, третий про тайм-менеджмент. Через месяц я заканчиваю текущий, и пора выбрать следующий. А они мне все нравятся», - не теряя время на вступления, начинает сессию Александра.

После повышения она руководитель департамента продаж локальной производственной компании, обслуживающей международные корпорации. Ее место работы уже несколько лет располагается в маленьком захолустном городке на территории СНГ. На работе она много общается по-английски, старается держаться позитивно, профессионально, чтобы клиентам было комфортно с ней.

Но окружение совсем не способствует, поэтому Александра постоянно учится, чтобы быть в развивающей среде, общаться с успешными людьми. Окупаются ли эти инвестиции в непрерывное обучение, приносят ли они прибыль в каком-либо выражении, Александре давно интересно, но посчитать времени нет.

Двенадцать поездок в год в Европу по работе и в отпуск она считает недостаточными для того, чтобы поддерживать себя в культурной форме. Смеется: «Может, я учебная наркоманка уже? Но все равно, давай выберем курс, а в следующий раз поговорим об этом!»

Почему ты попался

Навыки и знания, к которым так стремятся успешные люди, можно сравнить с инструкциями, спускаемыми сверху. Тот, кем они хотят стать, дергает их за ниточки ценностей, заставляя пройти еще один курс и немедленно запланировать другой. Убежденность, что прямо сейчас ты еще недостаточно хорош, движет ими, толкает в спину, как им кажется, вперед, к будущему, в котором они смогут быть довольны собой, наконец.

Но идут годы, а вместо уверенности в себе копятся дипломы и сертификаты. Известный факт, что убеждения рулят нами, в реальной жизни не учитывается. Изнутри нам кажется, что мы мыслим здраво, логично и правильно. Вот бизнес, вот давление внешней среды, вот скиллы, которых мне не хватает, чтобы стало лучше, логично же пойти и их получить! Но так ли это? Всегда ли мы способны оценить ситуацию, как говорится, без эмоций?

Я хочу предложить вам довольно простой способ, как определить, почему вы продолжаете учиться, если где-то в глубине души вам кажется, что можно было бы сделать как минимум паузу.

Если вы замечаете у себя мысль «а не слишком ли много я учусь», попробуйте расспросить себя и выяснить, когда и кому вы дали обещание постоянно улучшаться и что за убеждение гонит вас «за парту».

Техника обнаружения убеждений

1. Опишите свою ситуацию с обучением, например, так. Я постоянно учусь, а, возможно, хотел бы учиться меньше. Я мог бы сократить количество обучающих программ, но не делаю этого.

2. Если представить, что я прекращаю покупать новые курсы, что произойдет плохого?

3. Ответьте на этот вопрос максимально честно.

4. К ответу задайте следующий вопрос: «И когда это произойдет, что будет еще хуже этого?

5. Ответьте. И повторите вопрос уже к последнему ответу.

6. Продолжайте так спрашивать себя, пока не почувствуете, что опустились на самое дно бочки с ответами.

Этот прием используется, чтобы выяснить устаревшие убеждения и обещания, данные в какой-то другой ситуации, когда они имели жизненно важное значение, а теперь мы продолжаем пользоваться ими по инерции.

Примеры убеждений

Приведу примеры найденных убеждений на историях моих клиентов.

Мария, руководитель отдела фармацевтической компании, нашла у себя убеждение, что она умрет в одиночестве, если будет есть зеленые салаты. Ее руки покрывались экземой, как только она начинала есть здоровую пищу и готовить себе овощи. С помощью вопроса «Что еще хуже этого» мы постепенно двигались в основному страху через промежуточные «я потеряю компанию любимых друзей, которой очень дорожу».

Страх умереть под забором в грязи и холоде мешал молодому менеджеру банка Евгению делать рутинные задачи на работе. Он стремился выполнять только самые трудные, которые требовали невероятных усилий. Так как его должность не подразумевала сверх-задач, руководство намекало ему на низкую эффективность и направило на коучинг. Ведь большая часть его рабочего дня состояла из рутинных задач, а страх подзаборного существования связывал его по рукам и ногам, и мешал «сверять тупые таблички» и заставлял прокрастинировать.

Ольга, HR-менеджер, из-за страха быть незамеченной категорически не могла перестать делать ошибки в документах. Перед отправкой письма в головной офис она проверяла под микроскопом весь текст несколько раз. Но одну, самую важную ошибку все равно оставляла, замечала ее и оставляла. При этом чувствовала тепло в груди, удовольствие и предвкушение. Конечно, за этим следовала переписка с копией ее начальнице. Хорошо, что была возможность пойти на коучинг. Другой альтернативой могло быть увольнение из любимой компании.

Зависимость от любви или плохой тайм-менеджмент?

Тема одиночества, покинутости и смерти волнует всех. Но как по-разному она проявляет себя в наших жизнях. Страх быть отвергнутым теми, кто нам дорог, заставляет нас делать странные поступки. Часто во вред себе, делу, которое мы искренне любим, нашим близким и клиентам.

Зависимость от одобрения, признания, любви других людей мешает проявлять добрую волю, принимать решения, критически мыслить и блокирует способность развиваться наилучшим образом. Эту зависимость назвали созависимостью. И это она – настоящий фундамент для зависимостей всех мастей, в том числе и трудоголизма, который считается отцом профессионального выгорания.

Наша психика способна шутить и играть с нами в свои подчас жестокие игры. Мы становимся заложниками своих же неосознанных убеждений. Но есть хорошая новость. Стоит обнаружить свое застревание в убеждении, как во многих случаев оно прекращает свое влияние на нас.

Изучайте себя, не бойтесь заходить вглубь. Кроме того, что это интересно, положительно влияет на эффективность в бизнесе и личной жизни.

Мне было бы интересно узнать, как по-вашему, стоит уходить на глубину или достаточно настроить тайм-менеджмент? Искать ли причины в себе или искать другую работу, где не надо столько учиться? Что вы думаете об этом?

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Наталья Анри

Тут хоть люди умудряются успевать учиться. 

А если хочешь учиться, но на это совершенно нет времени, потому что дом-работа-дом, иногда тренажерный зал. 
День сурка 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sokolov

каждый находит время на то - что для него важно, вы правы ))

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Тут я написала про людей, у которых плюс ко всему есть обязательства перед работодателем, который это все оплачивает. Там белка ты или не белка, не играет роли - оплачено, предоставь документ, что прошел курс. Согласна, столько всего надо успеть. Но всегда ли надо, вот в чем вопрос...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Наверно, в IT люди находятся под давлением из-за скорости развития индустрии. Пока ты осознаешь новые знания, все уже опять изменилось. Чтобы оставаться на месте, ты должен все время нестись, даже не бежать. Технологии развиваются быстрее, чем человеческий мозг успевает их усвоить. В принципе, как я вижу, во всех индустриях именно сфера IT чаще всего заставляет людей постоянно учиться, и это фрустрирует и пугает своей неизбежностью. Тоже история про страх одиночества. Не угонишься, останешься один, голодный и босый...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

О, какую вы интересную тему подняли, Иван! Двойные послания работодателя! С одной стороны, иди учись, а с другой - ничего нового делать тебе не дадим. Тут и обесценивание, и чувство ненужности и бессмысленности деятельности вообще. Спасибо, что написали об этом, очень важно! А вы это на личном опыте испытали?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Да, корпоративные планы развития зависят от многих факторов. И от разгильдяйства и невключенности в процесс людей, обслуживающих это самое развитие. Все тянут одеяло на себя, у кого бюджет, у кого отчет... Мы с клиентами составляем свой план, который человек сам хочет и считает правильным, и даже, бывает, подключаем специалиста по переговорам, чтобы отстоять интересы клиента перед бюджетодержателем. Иногда нужно сделать какую-то неочевидную мелочь, и картина меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Люди учатся всю жизнь и лишь когда умирают перестают учиться. Зачем сопротивляться?

Другое дело каким способом.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Точно, мы учимся даже когда не замечаем этого :-). А каким способом вам кажется хорошо учиться?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

Мне нравится самообразование и учиться на практике, но это подходит далеко не всем и не во всех профессиях.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Понимаю, самообразование требует больше усилий от человека, это не всем подходит.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sokolov

Считаю, что постоянно обучатбся-развиваться нужно, НО не в знании сила, а в ПРИМЕНЕНИИ знаний сила!

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Конечно! А что вы имеете в виду под применением? Вроде все применяют полученные знания.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Sokolov

применяют как раз единицы! Сила не в знании, а в применении знания!  Все знают  что надо сделать чтобы избавиться от избыточного веса, все знают о долгосрочном вреде курения, об опасности в микро кредитовании, и ..... что толку от этого знания? 

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin

В этом и есть проблема. И это же причина, почему в "России" не идут западные коучи и ораторы с "очевидными вещами" - потому что все всё сами знают, но на практике мало кто делает. 
Наглядное сравнение относительно финансового состояния: в России "у соседа новый Порш, а я доедаю старый борщ", а на Западе человек бедный - потому, что он делает мало/ленивый итд. И он это понимает и признает

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

У наших людей до делания не доходит, потому что мы живем в созависимой культуре. Когда на все нужно получить разрешение, а его словно бы не дают. И прежде чем слушать иностранных (да любых) коучей, надо на психотерапию сходить, разобраться с запретами на делание.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

С запретами на что разобраться? И как вы сюда лихо приплели созависимые отношения.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

С запретами на действия. Многим нужно разрешение. Насчет "лихо приплели" объясните, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Чтобы такие заключения выдавать нужно провести хотя бы минимальное исследование, которое установит связь между созависимыми отношениями в паре и якобы существующими такими же в российском обществе(каких групп?). Потом доказать применимость инструментов к этим группам. А так, конечно, не стоит тратить время на изучение такой ерунды. Лучше, что-нибудь, evidence-based почитать по своей теме

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

я учусь потому что я учусь!.. ой, потому что мне просто интересно узнавать новое. доходит до смешного - несколько раз изучал питон, но через год знания выветриваются потому что его не применяю

Ответить
Развернуть ветку
Olga Krasnova
Автор

Если не применять, то быстро забывается, да. Учиться интересно, конечно. Просто иногда учебы становится слишком много. 

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

"развитие" не имеет смысла, так как не востребованно, и не имеет цели.

всю учебу можно запихнуть в зад, если она не имеет цели быть примененной.
как сказал Тайлер Дерден из "Бойцовского клуба" -  "саморазвитие это анонизм."

только лишь желание что-то сотворить, создать, или испытать, должно указывать что тебе делать.
А не делать что-либо в дне сурка, в слепой надежде что из этого "выпадет выгодная плюшка".

Монотонность, Механистичность, не ключ к искренности, счастью или наслаждению.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

кроме того, знания и общение должны быть лаконичными.
в данный момент мы видим как людей и интеллектуалов, 
кормят как свиней обьемным и мало эффективным комбикормом.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда