{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Митап для разработчиков: как организовать и сделать так, чтобы не было скучно

Опыт мобильных разработчиков Finch и трэш-митапа Drink&Code.

Привет! Меня зовут Саша, я PR&HR в Finch. Мы в компании создаем мобильные приложения для крупных брендов вроде «Газпром-медиа», ФК «Спартак» и «Столото».

В ноябре прошлого года мы провели наш первый митап для мобильных разработчиков Drink&Code. Когда мы его организовывали, делали все по наитию: придумывали на ходу, подсматривали за коллегами. Получилось классно: мы собрали 40 разработчиков, пришли ребята из CarPrice, Rambler, Rendez-Vous, «Сбербанка».

Несмотря на результаты, я понимаю, что мы много где ошиблись — и можно было сделать лучше. Чтобы помочь другим, а заодно порефлексировать на будущее, я решил поделиться своим опытом, рассказать, как мы готовились, как прошло мероприятие и что пошло не так.

Я не буду касаться аренды площадки, подготовки спикеров, заказа кейтеринга. Первого — потому что мы проводили все в нашем уютном офисе, второго — потому что тема слишком большая и требует отдельной статьи, третьего — потому что это слишком очевидно.

Приготовьтесь, что дальше будет много букв. Начнем!

Зачем

Это главный вопрос, на который стоит ответить, прежде чем организовывать митап. Вам нужно четко понимать, какие задачи вы хотите решить, собрав в одном помещении 50 айтишников, которые два часа будут смотреть на слайды.

Для нас это был особенно актуальный вопрос: мы занимаемся разработкой уже больше 13 лет и за это время ни разу не проводили публичные митапы. Жили же как-то до этого, зачем вообще тратить на это время, деньги и силы разработчиков?

Мы сформулировали две проблемы, боли, которые нас сейчас беспокоят:

  1. У нас нет «имени» на рынке разработчиков. Бьюсь об заклад, что до этой статьи вы про нас не слышали (если ошибаюсь, то я рад). В контексте ИТ-рынка мы небольшая компания, хотя разработчики нам нужны так же, как и «Яндексу», JetBrains или Revolut. Чтобы о нас знали, нужно как можно чаще появляться в публичном поле и «мелькать» перед глазами. Митап — лишь один из инструментов, но это хороший способ собрать нужных людей, чтобы сказать им нужные вещи.
  2. Нам нужно развивать своих людей, а в идеале— превращать их в евангелистов. Развитие сотрудника ≠ развитие только hard skills. Выступления перед публикой — это отличный способ разобраться в сложной теме. Когда учишь других, ты учишься сам. Ну и кто, как не сотрудники компании, лучше всего расскажет о проектах, процессах разработки и команду?

Так появилась гипотеза, что митапы могут помочь нам решить каждую из этих проблем.

Идея

Прежде чем переходить к организации митапа, нужно ответить еще на один вопрос: что конкретно мы хотим донести до участников митапа? Условно говоря, нужно описать то впечатление о компании, которое должно сложиться в голове у участников после мероприятия.

В нашем случае мы хотели показать, что «Finch — это про разработку, неформальность и открытость». Мы считаем, что создавать серьезные проекты и обсуждать серьезные темы можно и без серьезной мины на лице. Поэтому наш митап должен был быть максимально неформальным, а доклады — немного «трешовыми».

Второй доклад на нашем митапе. Антон рассказывает про GraphQL

Формат мероприятия

После того как вы разобрались, зачем вам митап, и поняли, как вас должны воспринимать участники, самое время задуматься о масштабе мероприятия. Стоит ответить на следующие вопросы:

  • Сколько людей вы хотите видеть на своем мероприятии?
  • Сколько докладов у вас будет?
  • Митап будет платный или нет?
  • Митап закрытый или нет?
  • Что у вас будет в программе помимо докладов?

Мы хотели собрать 50 человек и сделать митап открытым и бесплатным. Про нас мало знают, поэтому смысла делать закрытое мероприятие пока что нет: люди вряд захотят пойти на встречу в незнакомую компанию, где будет непонятно кто.

Денег мы с участников не брали, опять же, потому что формат новый и люди про нас не знают. Возможно, в будущем, когда мы накопим лояльную аудиторию и постоянных гостей, можно будет брать за участие небольшой взнос, чтобы отбивать хотя бы малую часть затрат.

Далее перейдем к программе. Этот вопрос особенно важен, так как, буду честен, митап, где есть только доклады — скука смертная. Да что там, на него просто никто не придет! Конечно, спикеры могут выбрать интересную тему и хорошо подготовиться, но такое бывает не всегда — да и успеха не гарантирует.

Классических митапов очень много: CocoaHeads, митапы RedMadRobot, встречи в Яндексе — на каждом из них 3-4 матерых разработчика (преимущественно из продуктовых компаний) рассказывают доклады. Не поймите меня неправильно — это вполне рабочий формат, просто зачем разработчикам идти на ваш митап, если можно пойти на CocoaHeads?

Для нас это был вообще не рабочий вариант, так как у нас не так много прорывных и хайповых тем — все-таки мы аутсорс-продакшн. Поэтому мы решили для себя, что помимо докладов нам нужно показать что-то интересное и практичное. Мы хотели сделать так, чтобы наш митап был больше похож на ИТ-стендап, чем на серьезную конференцию. В голове возник глупый стереотип о разработчике, который любит отрываться на отраслевых вечеринках — и мы решили развить эту идею.

Наш концепт был прост: 3 доклада и 3 коктейля. В перерывах между выступлениями гостей учили правильно мешать алкоголь. Причем сами коктейли были классическими: Old fashion, «Маргарита» и т.д. — их вполне можно потом готовить дома.

В таком случае, даже если бы выступления показались скучными, люди все равно могли остаться, потому что самим смешивать коктейли — весело, в жизни пригодится.

Важно

Хотя часть нашего мероприятия была завязана на алкоголе, я все же считаю, что в идеале нужно ограничивать его употребление на любых конференциях, митапах, встречах.

Алкоголь — простой способ сделать людям весело. Не нужно ничего придумывать — даешь стакан, и всем весело. Но по факту может получиться так, что людям будет наплевать на контент самого мероприятия — главное, что наливают. Это самый ужасный для организатора исход.

Поэтому призываю вас добавлять алкоголь в программу осознанно — и соблюдать баланс между весельем и пользой.

Бюджет

105 тысяч рублей
Общая стоимость проведения нашего митапа Drink&Code

Заранее посчитайте, сколько денег вы готовы отдать за проведение мероприятия. Ниже список наших трат:

  1. Кейтеринг: 30 тысяч рублей.
  2. Алкоголь: 10 тысяч рублей.
  3. Оплата мастер-классов: 40 тысяч рублей.
  4. Мерч: 10 тысяч рублей.
  5. Таргетированная реклама и реклама в Telegram-каналах: 5000 рублей
  6. Оборудование: 10 тысяч рублей.

Ваши позиции могут отличаться — но порядок сумм с учетом количества людей должен быть более-менее понятен. Единственное, мы проводили мероприятие в своем офисе, поэтому итоговая сумма у нас не такая высокая, какой могла бы быть.

Аудитория

Все просто — чем четче вы определите аудиторию, тем проще будет готовить доклады и тем задорнее пройдет митап. По сути нужно ответить на следующие вопросы:

  • Какой технический уровень должен быть у слушателей?
  • Есть ли какие-то ограничения у участников? (никаких продуктовых компаний, никаких дизайнеров и менеджеров и так далее)

Отдельно раскрою первый пункт, так как он очень важен. Когда мы готовили доклады к Drink&Code, то рассчитывали на аудиторию junior/pre-middle разработчиков. Но это была лишь гипотеза: хотя мы делали предварительный отбор людей, при согласовании заявок на опыт особого внимания не обращали.

На митапе выяснилось, что к нам, помимо junior разработчиков, пришли еще и крепкие middle и несколько senior специалистов. Понятно дело, что им было неинтересно, и 5-6 человек покинуло зал еще на втором докладе. Было неприятно.

Чтобы не получилось, как у нас, советую выделить четкие критерии отбора участников и приглашать людей исходя из них. Лучше всего прямо в анкете регистрации указать графу «Ваш уровень» (опыт разработки).

Этот мужчина навсегда останется в моем сердце. Так много вопросов из зала еще никто не задавал

Спикеры

Спикеры — люди, от которых во многом зависит, как пройдет все мероприятие. Скучный и замкнутый спикер может завалить самую интересную тему — и наоборот.

Первый докладчик Андрей Шило — о разработке промо в приложении «THT-Club» 

По каким критериям отбирать спикера?

  • Опыт разработки. Все логично: если у человека опыт — год на фрилансе, то ему еще рано выступать перед публикой.
  • Опыт выступлений. Если у человека нет опыта, то это не значит, что ему нельзя выступать, но нервов будет больше, а готовиться будет сложнее.
  • Тип личности. Всегда существуют закрытые люди, которые не любят привлекать лишнего внимания. Не стоит их «ломать» и через силу отправлять на сцену.

В нашем случае выступали middle разработчики, у которых было 2-3 года опыта. Самое главное, мы подобрали таких людей, чтобы каждый из докладчиков отличался своей подачей: кто-то спокойно и методично рассказывал кейсы, а кто-то шутил и превратил наш офис в Stand-UP клуб №1 на 40 минут.

В общем, на любой вкус и цвет. Я не буду останавливаться на подготовке спикеров, потому что, как я уже говорил, это тема для отдельного материала. Так что перейдем сразу к выбору тем докладов.

Доклады

Я крайне рекомендую посмотреть лекцию Егора Толстого (ex. Avito) про выступления и подбор докладов. В лекции Егор говорит, что доклад должен быть либо хайповым, либо хардкорным, либо прикладным. В идеале, сделать так, чтобы 2 из 3 направлений пересекались.

Рассказ Егора Толстова про выступления

Скажу очевидную вещь, но доклады напрямую зависят от аудитории и наоборот. Если вы хотите собрать у себя senior-iOS-разработчиков, то расскажите им крутые кейсы про SwiftUI — это и популярно, и имеет прикладное значение. Тоже самое работает и наоборот: если собираете junior iOS, то им могут быть интересны базовые кейсы про работу с сетью.

В то же время, не советую выбирать тему, в которой у вас нет кейсов или в которой ваш докладчик не разбирается от слова совсем — даже если эта тема максимально на хайпе. Получится неискренняя лажа. Гораздо круче будет, если вы вместе со спикером подберете тему, которая будет интересна и аудитории, и выступающему, а у вас в голове будут реальные примеры и кейсы для ее подкрепления.

Обязательно продумайте хронологию докладов. Мы на Drink&Code выстроили все в порядке сложности: от самого простого до самого «загруженного» — чтобы не распугать аудиторию раньше времени.

Кстати, к слову о темах, мы выбрали наши прикладные кейсы: создание промоигр на ECS, перевод легаси на GraphQL и нестандартные кейсы CollectionView. В последнем добавили щепотку хардкора.

Тот самый доклад про CollectionView. Если нужно, могу отправить ссылку​

Оформление

Название. Название должно быть хлестким и запоминающимся, в идеале сразу — передающим суть. Drink&Code больше подходит хакатону, но мы решили, что сейчас это лучшее, что мы можем придумать.

Стилистика и логотип. ИТ-мероприятий много, поэтому, дизайн точно нужен — так вы будете как-то выделяться на фоне остальных. Мы придумали характерный, минималистичный дизайн с разноцветным бокалом. Он сильно подходит стилистике Finch — у нас минималистичный сайт, Facebook и дизайн презентаций.

Мерч. С митапа прошло уже два месяца, а участники до сих пор спрашивают у нас про футболки, так они понравились. Не стоит недооценивать силу мерча. Мы думали, что в 2020 году майками никого не удивишь, но спрос на майки доказал обратное. Люди любят халяву, особенно с крутым дизайном. Теперь жалею, что мы не сделали стикеры, свитшоты или стилизованные бокалы под виски.

Майка Drink&Code. Автору самого остроумного комментария готов отдать бесплатно.

Каналы продвижения

Пройдемся по тем каналам, что мы использовали.

  • Timepad. Мы использовали его как главную страницу мероприятия, где можно было зарегистрироваться. Там вы сможете подтверждать или отклонять заявки — так вы отсеете ненужных людей и любимых HR :)
  • Соцсети. Правильнее будет сделать анонс на странице компании в каждой из соцсетей, а потом создать специальную группу. Там можно выкладывать всю информацию и подогревать интерес.
  • Таргетированная реклама. Кратко скажу — это был провал. VK не дал нам запустить рекламу из-за бокала на обложке и рассказа о коктейлях на мероприятии. Facebook не принес ничего, возможно, дело в плохо настроенном таргете. Буду рад если вы поделитесь своим опытом.
  • Telegram-каналы. Тоже кратко — абсолютный успех. Мы разместили по бартеру рекламу в двух Telegram-каналах — они нам анонс, а мы им упоминание в качестве спонсоров на странице Timepad и на митапе + еще два разместили анонсы бесплатно (спасибо iOS.events!), так как понравился формат. Мы думали купить рекламу еще в двух каналах (2500 рублей за каждый анонс), но это было лишним. Из четырех каналов за день мы получили 50 регистраций, а затем — еще 90 в течение недели.
Всего на митап зарегистрировался 151 человек​

За день до мероприятия

Сделайте прогон каждого доклада со спикерами. С техникой и без. Важно понять, как будет выглядеть презентация на экране, как спикер будет рассказывать, не будет ли он перекрывать экран и так далее.

Обязательно напишите всем участникам, которых вы подтвердили на Timepad, лучше в Telegram. Всем до единого. Если не отвечают, то лучше позвоните и уточните, собираются ли они приходить. Если из 50 человек, которых вы подтвердили, 30 ответили, что не придут, то лучше перенести мероприятие. Иначе на следующий день к вам дойдут не 20, а максимум 10 человек: кто-то заболеет, кто-то заработается, кому-то будет лень ехать.

За неделю до мероприятия мы подтвердили 70 гостей (брали с запасом). За день до митапа мне подтвердило участие 54 человека. По факту пришло 40. То есть чуть больше половины от первоначального количества участников.

Важно

У меня был случай, когда за день до бизнес-завтрака больше половины аудитории отказалось от участия. Я подумал, что это плохо, но не критично — у меня еще есть половина списка, которая сказала, что точно будет. В итоге из 30 доехало 6 человек. Все прошло ужасно, а клиент был недоволен.

Винить здесь можно только меня, но никак не участников. Чтобы у вас не было подобного провала, запомните — лучше перенести мероприятие, чем сделать все впустую.

День мероприятия

Я дам лишь несколько советов, которые могут помочь:

  • Как правило, гости приходят вразнобой — кто-то приходит за полчаса до начала, а кто-то опаздывает на 15 минут или на час. Но лучше будьте готовы встретить людей уже за час до мероприятия. Если понимаете, что прошло уже 20 минут с официального начала и никого нет — звоните тем, кто обещался прийти. Если понимаете, что уже прошел час, а людей нет — сворачивайтесь. Вряд ли до вас дойдут.
  • Обязательно продумайте, где у вас будет гардеробная. Мы забыли про эту мелочь, и первым гостям было некуда повесить верхнюю одежду. Было неудобно.
  • Возьмите себе в подмогу пару человек. Решите, кто будет встречать гостей. Один человек не способен быть на welcome-зоне, настраивать технику и подбадривать спикеров одновременно.
  • Если видите, что один из участников задает много вопросов, то вежливо попросите его подойти к спикеру в перерыве, чтобы все успели спросить.
  • Думайте о тех, кто пришел заранее. Как правило, время старта всегда сдвигается на 10–15 минут, но есть часть участников, которые приходят рано. Именно они сидят в телефонах и ждут начала 20–25 минут. Если не включить музыку, не предложить им напитки, еду, то есть риск, что они ничего не дождутся и уйдут.
  • Митап не заканчивается после того, как заканчивается последний доклад. Начинается самое интересное — обсуждение и нетворкинг. Приглашайте гостей к спикерам, пусть они задают вопросы, если аудитория выглядит зажатой — инициируйте беседы сами. Зачастую от таких one-to-one бесед толку может быть больше, чем от всего остального мероприятия: вы можете рассказать про компанию, проекты, узнать про опыт интересного вам человека.

Обратная связь

После мероприятия обязательно соберите обратную связь от участников и спикеров. Спрашивайте сотрудников и гостей. Мы сделали короткую Google-форму и предлагали заполнить её всем, кто пришел к нам. При этом фидбек можно было дать голосовым сообщением, картинкой и текстом — просто форма была комфортнее всего.

Банально, но без фидбека вы не поймете, как все прошло и над чем стоит работать в следующий раз. Мы узнали, что 80% участникам понравилась атмосфера и формат мероприятия, а вот над докладами стоило поработать получше (писал об этом в разделе «Доклады»).

Говоря о результатах, то у нас получилось следующее: двум iOS-разработчиком настолько все понравилось, что они прислали резюме. К сожалению, ни один из них нам не подошел (один пока что начинающий Junior, второй просит слишком много). Но мы считаем, что для начала это неплохо.

Итоги

Надеюсь, что моя заметка поможет вам избежать наших ошибок. В конце я подготовил краткий список вопросов, можете использовать его как чек-лист.

  • Зачем вы проводите митап?
  • Что вы хотите донести до участников митапа?
  • Как участники митапа должны воспринимать вашу компанию?
  • Сколько людей вы хотите видеть на своем мероприятии?
  • Сколько докладов у вас будет?
  • Митап будет платный или нет?
  • Что у вас будет помимо докладов (кейтеринг, алкоголь)?
  • Какого размера у вас бюджет?
  • Какой технический уровень должен быть у слушателей?
  • Есть ли какие-то ограничения для участников? (никаких продуктовых компаний, только разработчики и так далее)
  • Кто будет выступать на вашем митапе? Какой опыт разработки и выступлений должен быть у этих людей?
  • О чем будут доклады спикеров? Это хайповые, хардкорные или прикладные темы?
  • Как называется ваше мероприятие?
  • Какое у вас оформление мероприятия? Что с логотипом?
  • Делаете ли вы мерч для мероприятия? Если нет, то почему?
  • Какие каналы продвижения митапа вы используете?

Ближе к лету мы планируем сделать следующий митап, приглашаем докладчиков из других компаний. Если вам или вашим сотрудникам будет интересно поучаствовать, то напишите мне в Telegram @norovy.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Щипачев

Футболка FUCK FINCH — топ!!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Net

Кто-то еще ходит на этот бред? Мне вас жалко. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Норовяткин
Автор

Правильно говорить не бред, а бренд

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Miller

Надо было экономить на кейтеринге и удвоить позицию алкоголь. Вышло бы экономно и в три раза веселее (так как без закуски)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Норовяткин
Автор

Звучит как хардкорная версия митапа для самых стойких) Спасибо за идею!

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Miller

Скажите им жратву и алкоголь приносить самим) Раз уж на входе платить не надо

Ответить
Развернуть ветку
Мария Дмитриева

Александр, Вы чудо!)
Очень мило, открыто и полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

Опа, это же тот самый Finch, который уже 13 лет на рынке разработки!... Шучу, ребят, расслабьтесь 🙃

 двум iOS-разработчиком настолько все понравилось, что они прислали резюме. К сожалению, ни один из них нам не подошел (один пока что начинающий Junior, второй просит слишком много).

Классика жанра 😆

Ответить
Развернуть ветку
Александр Норовяткин
Автор

Ну вот, а я уже надеялся

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Когда я жил в Лондоне, то понял секрет нескучного митапа — много пива, прям очень много. Прочее как-то уже вторично

Ответить
Развернуть ветку
Александр Норовяткин
Автор

Интересно. А как там проходят митапы? Какой формат вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Да все примерно так же. Может чуть больше упор на нетворкинг... вот вам фоточки:

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда