1000 и 1 вопрос: какие вопросы бывают в корпоративных опросах и для чего?

Мы опросили уже больше 3 млн человек и знаем, что правильно поставленный вопрос часто является ключом к корректным результатам. В этом материале Елена Парфёнова, старший консультант AXES Management, разобрала, какие бывают вопросы и как выбирать тип в зависимости от ваших задач.

1000 и 1 вопрос: какие вопросы бывают в корпоративных опросах и для чего?

Закрытые вопросы

Закрытые вопросы – это вопросы, в которых респонденту нужно выбрать один или несколько вариантов ответа из заранее предложенных. Закрытые вопросы бывают:

• со стандартизированной шкалой, когда варианты ответов для разных вопросов одинаковые;

• с уникальными вариантами ответов для каждого вопроса.

В корпоративных исследованиях обычно закрытый вопрос – это утверждение, с которым респонденту нужно в той или иной степени согласиться или не согласиться.

Пример: «Мне достаточно информации для эффективной работы и принятия решений».

Краткость и единообразие вариантов ответа позволяют узнать и проанализировать восприятие той или иной ситуации большого количества респондентов, обобщить и выявить объективные тенденции и «подкрепить их цифрами».

Закрытые вопросы, как правило, являются основой анкеты корпоративных исследований и позволяют структурировать опыт, который сотрудники получают в компании.

Открытые вопросы

Открытые вопросы необходимы, когда варианты ответа сложно или нецелесообразно «стандартизировать» заранее. То есть больше информации и пользы принесет то, что респонденты выразят свое мнение «в свободной форме», оставив текстовый комментарий.

Распространенная в корпоративных опросах практика – завершающий открытый вопрос. Такое вопрос дает сотруднику возможность поделиться важными для него идеями и предложениями на темы, которые не были затронуты в анкете.

Пример вопроса: «Информации о чем Вам не хватает?».

Открытые вопросы позволяют уточнить причины и примеры ситуаций, которые стоят за тенденциями, выявленными с помощью закрытых вопросов, или собрать дополнительную информацию. Их в анкете существенно меньше, чем закрытых, так как не для всех затрагиваемых тем нужны такого рода уточнения, а слишком большое количество вопросов замедляет заполнение анкеты и утомляет респондента, что может негативно сказаться на активности участия в опросе.

Пример вопроса: «Первым делом в нашей Компании я бы изменил…»

Возможен и комбинированный формат, когда в качестве одного из вариантов ответа, если не подошел ни один из предложенных, сотруднику предоставляется возможность оставить комментарий в свободной форме.

Вопросы с одиночным или множественным выбором

Закрытые вопросы могут предполагать выбор одного или нескольких вариантов ответа. Вопрос с одиночным выбором в опросах вовлеченности и удовлетворенности позволяет определить степень согласия сотрудников с тем или иным утверждением. Вопрос с множественным выбором позволяет увидеть частотность (наиболее популярные и непопулярные варианты ответа) и дает больше возможностей для более разностороннего изучения и сопоставления разных тем. Количество и разнообразие вариантов ответа в вопросе с множественным выбором не ограничено или задается исходя из потребности.

Вопросы с множественным выбором удобны для:

• определения востребованности, например, каналов коммуникации или разного рода льгот, которые предоставляет компания;

• определения сложностей, с которыми сотрудники сталкиваются наиболее часто (например, в карьерном развитии или во взаимодействии со смежными подразделениями).

Пример вопроса: «Пожалуйста, выберите один или несколько источников, из которых Вы получаете информацию наиболее часто…».

Общие или «фокусные» вопросы

Вопросы анкеты могут делиться и на основании того, задаются ли они всем респондентам или только определенным категориям.

Есть вопросы, ответить на которые может любой сотрудник. Они затрагивают аспекты работы в компании, с которыми сталкивается каждый. Например, вопрос о том, насколько в целом уровень дохода соответствует, по мнению сотрудника, его вкладу в работу.

Есть вопросы, которые актуальны не для всех. Например, вопрос о том, насколько понятны критерии расчета премиальных выплат. Его, конечно же, стоит задавать только тем, для кого подобные выплаты предусмотрены.

Вопросы, которые задаются только определенным категориям респондентов, позволяют собрать дополнительную информацию, не «раздувая» при этом анкету для всех остальных участников. Один из наиболее частых случаев использования таких «фокусных» вопросов – это дополнительные вопросы для негативно настроенных респондентов, уточняющие конкретные причины недовольств.

Пример вопроса: «Каких ресурсов Вам не хватает?»

(вопрос задается только респондентам, негативно ответившим на вопрос "Я обеспечен всеми необходимыми ресурсами для эффективного выполнения рабочих задач.").

Обязательные и необязательные вопросы

Вопросы также можно разделить на обязательные или необязательные для заполнения.

Например, в онлайн-опросах система для сбора ответов просто не позволяет завершить заполнение анкеты, пока на все обязательные вопросы не будет получен ответ. Это помогает обеспечить равное количество ответов на все ключевые вопросы анкеты, благодаря чему сохраняется внутренняя сравнимость и равномерность выборки. Это позволяет быть уверенным в том, что разница в ответах на два вопроса анкеты вызвана именно разницей восприятия, а не тем, что на один вопрос ответила одна часть сотрудников, на второй – другая.

Вместе с этим в анкете также могут быть вопросы, ответ на которые опционален – на них отвечают только те, кому действительно есть, что сказать. Зачастую необязателен как раз завершающий дополнительный вопрос анкеты где те, у кого остались идеи и предложения, могут высказаться.

Пример вопроса: «Если у Вас остались комментарии по не поднятым в анкете темам, пожалуйста, напишите их здесь».

Задача исследования определяет количество и формат вопросов

Так, в опросах вовлеченности и удовлетворенности, чаще используются закрытые вопросы со стандартизированной шкалой.

Почему? Потому что их задача – получить «срез» восприятия сотрудников работы в компании, а для этого важно сохранить сравнимость внутри анкеты.

Анкета в опросе вовлеченности, как правило, достаточно объемная, и единая шкала ответов облегчает и ускоряет ее заполнение. Открытые вопросы и вопросы с множественным выбором зачастую используются как способы получения дополнительной информации и уточнения ответов к «основным» вопросам.

Разобрались? Готовы в комментариях дать советы по вашей анкете.

328328 показов
4141 открытие
Начать дискуссию