Зачем мы делаем свою работу
Спикеры VK JT рассказывают о своей мотивации создавать технологии и продукты для пользователей.
6 марта мы проводим нашу первую технологическую конференцию, где в более чем 40 докладах и дискуссиях подробно расскажем об опыте разработки проектов VK. Но мы создаём технологии не ради самих технологий, а ради людей и возможности быть ближе друг к другу.
У каждого — своя связанная с профессией история и мотивация каждый день делать то, что он делает.
В моей работе есть два трека. Первый — прикладные исследования искусственного интеллекта. Мы используем и изучаем последние технологии: это могут быть популярные суперпрорывные инструменты, про которые пишет весь рынок, или нечто ещё более новое, чего ещё нет ни в open source, ни в других компаниях. Мы смотрим, можно ли это применить в VK.
Например, мы в 2020 году применили новую технологию, которая дала нам возможность запустить распознавание аудиосообщений без дополнительных закупок железа. Мы сделали это первыми в России, конкуренты — через год, а кто-то вообще до сих пор не запустил.
Второй трек — помогать бизнесу и командам машинного обучения делать единые продукты и технологии, полезные и нужные друг другу. Тут важно общаться на одном языке и с бизнес-ребятами, и с хардовыми инженерами, чтобы создавать продукты на стыке их интересов.
Очень приятно, когда приходишь на очередную конференцию или митап, с тобой в разговоре обсуждают новую фичу ВКонтакте — и оказывается, что ее делала твоя команда. И вообще круто видеть, что люди пользуются сделанным тобой продуктом. Например, было много благодарностей от пользователей, когда мы запустили шумоподавление в VK Звонках: стало меньше слышно тех, кто разговаривает рядом в офисе, уменьшилось эхо, шум транспорта — общаться стало комфортнее.
Так как мы проводим на работе большую часть своей жизни, важно иметь неподдельный интерес к работе. Чтобы люди в офисе были тебе рады. Чтобы мы горели вещами, которые делаем.
В процессе развития специалиста есть определённая точка роста — её достигаешь, когда перестаешь воспринимать работу только как средство зарабатывания денег. В этот момент ты видишь своё участие в большом процессе и значение личного вклада.
Чтобы чётче чувствовать свой вклад, круто периодически оцифровывать результаты своей работы. Условно, мы показали пользователям плашку с призывом сменить пароль, 70% увидевших это сделали — и ты видишь, что на твой призыв отреагировали, ты сделал реальный вклад в безопасность.
Мой супруг вообще не из IT: иногда очень сложно рассказать ему, как прошел мой день. Поначалу мои слова для него вообще были белым шумом. Это на работе ни у кого не возникает вопрос, что такое 2FA или «задизейблить». И раньше на вопрос мужа проще было ответить «Да нормально день прошёл». Но постепенно он тоже втянулся и стал разбираться в багах, фичах и продакшене.
Есть такая цитата, которую приписывают Уинстону Черчиллю: «За безопасность надо платить, а за её отсутствие — расплачиваться». Мне нравится эта формулировка, показывающая ценность нашей работы: безопасность должна быть невидимой для пользователя, но при этом она ощутима.
Я, как и многие дизайнеры, обладаю врожденной деформацией: мы видим мир несовершенным. Нам важно сделать его приятным и дружелюбным, сгладить углы, чтобы с ним было приятнее и комфортнее взаимодействовать. Это касается и интерфейсов.
Мне буквально нравится разгадывать поведение пользователей людей, почему они принимают те или иные решения, какие триггеры на них влияют, придумывать нетривиальные решения, находить компромиссы с разработкой в рамках технических ограничений. Когда всё это складывается в конечный результат — это кайф.
Мы следим не только за метриками, но и за отзывами пользователей и пытаемся их рационализировать. Например, пользователь пишет, что флоу создания чата слишком длинный — дизайнеру это не стоит воспринимать на свой личный счёт, а нужно профессионально разобраться в человеческих мотивах.
Дизайн влияет на удобство через восприятие интерфейса. Например, мы занимались обогащением сниппета видеоосообщений в чатах, чтобы у пользователя было выше желание нажать на него и посмотреть — не за счёт условной яркости контента, а за счёт оформления. Есть такой закон: эстетически превалирующие интерфейсы гораздо лучше воспринимаются даже в условиях технических ограничений.
Я получаю большую дозу дофамина, когда фича выходит в свет. После того, как мы запустили видеосообщения, у пользователей появилась альтернативная возможность для общения с друзьями в более эмоциональной, приближенной к реальности плоскости.
Как руководителю мне нравится помогать сотрудникам расти. Самый частотный запрос — «Куда мне двигаться дальше». Я помогаю найти ответ на этот вопрос и сам расту вместе с командой. Мы вместе накапливаем экспертизу, получая обратную связь от команды, изучая опыт запуска фичей, проверяя различные гипотезы. И особенно круто, когда на собеседованиях ребята подчёркивают наши успешные фичи или предлагают схожие нашему видению решения — о, круто, мы тоже об этом думали, значит, мы друг другу подходим.
Мне нравится моя команда, потому что она крутая. Мы работаем для пользователей, ценим их время и хочется верить, что облегчаем им жизнь — стараемся давать возможность работать с электронной почтой, фокусируясь на важном, придумываем фичи, чтобы ускорить взаимодействие с письмами.
Лично моё участие — направлять команду, куда именно требуется прилагать усилия в каждый конкретный момент. Для этого я занимаюсь стратегией разработки и развития продукта. В ежедневной работе она превращается в конкретные задачи, за выполнение которых я отвечаю как руководитель.
Сильнее всего драйвят большие цели. Например, один из наших уже реализованных амбициозных проектов называется «Октавиус» — восьмая по счёту версия веб-интерфейса Почты. Амбициозным он был потому, что по факту мы всё старое выкинули и переписали с нуля, а это случается нечасто.
Конечно, больше всего наша работа влияет на нас самих, и я не исключение. Горжусь тем, что плодами моих трудов и трудов команды пользуются миллионы людей ежедневно, и приятно, когда эти же люди высоко оценивают то, что ты сделал.
Читаю обратную связь от пользователей — неважно, положительная она или нет — и становится понятно, что в жизни многих людей Почта очень важна.
ВКонтакте — до сих пор небольшая с точки зрения количества сотрудников компания, вклад каждого человека очень большой и хорошо ощутимый. Для меня этот вклад — прежде всего в техническом решении сложных, казалось бы нерешаемых задач.
Миссия в том, чтобы вывести компанию и её продукты на новый технологический уровень, новую планку надёжности. Я задаю определённую планку, к которой мы с командой стремимся, выстраиваю техническое лидерство и взаимодействие между участниками.
Уникальный момент в работе над инфраструктурой — техника двигает продуктовые метрики: когда мы ускоряем работу машин, когда сервис становится более отказоустойчив, это влияет на восприятие аудитории. Пользователь замечает, когда сервис начинает работать быстрее, и проводит с ним больше времени, таким образом «голосуя» в поддержку улучшений в инфраструктуре.
Графики роста нагрузки часто ошеломляют и обескураживают, когда осознаёшь весь масштаб того, чем занимаешься. Жизни многих десятков миллионов пользователей завязаны на твоё техническое решение. Наблюдение за высоконагруженным сервисом — это одновременно и эндорфины, и большая мотивация для того, чтобы сделать его ещё быстрее, надёжнее и эффективнее.
В IT важно иметь широкий личный кругозор и своё уникальное видение: человек может дать своей команде, продукту и компании только то, что есть в нём самом. Именно поэтому важно делать то, что интересно лично вам.
Взрослого, сформированного человека невозможно заставить работать. Для этого у него должно быть внутреннее желание что-то поменять и сделать лучше. Экспертиза лишь даёт инструменты для эффективного анализа и изменения окружающей действительности.
Хороший дизайн — это дизайн, созданный для людей, но это дизайн, который не только слушает людей, но и разбирается в их глубинных потребностях. Мне интересно исследовать возможности дизайна и предлагать людям новые интересные способы делать их повседневные дела и в конечном счете делать цифровую и не только среду доступнее, интереснее и удобнее.
Большие компании вроде VK для меня — среда, где я могу заниматься тем, что мне по-настоящему интересно, а аудитория продуктов по-настоящему огромна, поэтому я могу повлиять на опыт множества самых разных людей.
У каждого есть своя суперспособность, Как мне кажется, моя — это коммуникации и умение доносить сложные вещи простыми словами, упаковывая в ясные формулировки. Я учусь этому всю жизнь.
Есть сложные штуки типа accessibility, и нужно уметь объяснять, почему обеспечивать доступность сервисов для абсолютно разных людей важно каждому из нас — вне зависимости от того, какой работой мы занимаемся.
Повышая доступность совершенно разных сервисов, будь то социальная сеть, почта, магазин приложений или музыкальный стриминг, мы фактически расширяем кругозор, опыт и возможность общаться для абсолютно разных людей. Как бы пафосно ни звучало, от этого мир действительно становится лучше и богаче в культурном и духовном смысле.
Чем больше у нас информации о том, насколько мы все разные и как с каждым из нас лучше всего общаться, тем шире наш кругозор, тем мы умнее, а наша жизнь насыщеннее. Через инклюзивность наш мир становится лучше и надёжнее, а общество — крепче и эмпатичнее.
Я чувствую эффект моей работы в том, как к ней относится моя дочь: мне кайфово от того, что она считает эту работу важной и нужной. Она наблюдает, как можно делать общество и мир сильнее через доступность продуктов, и она понимает, что и сама сможет делать такой вклад, когда станет старше. Это влияет на её развитие как личности — по крайней мере, мне хочется в это верить.
Здорово, конечно, рассказывать о социальной пользе и важности своей работы, вежливо умалчивая о том, как эти самые мессенджеры и почты сливают все кому надо даже до официального запроса.
Любой смартфон по дефолту слушает окружающее пространство. Любой пров анализирует трафик и сохраняет историю. Ну и как бы да, любой незапрещенный мессенджер - это по умолчанию слив всего куда надо.
ВК тут всего лишь один из.
Это, конечно же, не так.
Слушать != Собирать данные.
Собирать данные != Передавать эти данные во вне.
Передавать эти данные во вне != Сливать мусорам без легальных оснований.
Ну и далее по списку.
Но даже если «все так делают» - это не становится каким-то менее убогим занятием. :)
В таких вопросах обычно думают сначала о себе, а не об этичности того или иного общедоступного сервиса, где в принципе не предусмотрено никакое шифрование, и заведомо известно, что сервис сливает данные - на вполне реальных судебных прецедентах.
Ну так если человек думает о себе, то в статье о «зачем мы работаем» он фоточки из отпуска прикладывает и выписку со счета, а не буллшит про «дочка будет гордиться, что я мир лучше делаю».
Я ж про это. Дальше уже кто на что готов за зарплату и уютный офис - личное дело каждого.
Пафосно. Есть такой старый анекдот про "что главное в танке т-34". Там все по своему правы. Но истина - за мартышкой.
Хорошо, есть ли примеры, кто удовлетворяет требованиям или это история "как хотелось бы" и с реальностью ничего не имеет общего?
Требованиям чего?
Ну ок, Proton, например. 🙂
Ок) протон не просматривается, ок. Так и запишем)
У вас есть какие-то убедительные доказательства обратного? :)
Конечно есть. Только не будем перекладывать ответственность. Приведите свои доказательства того, что proton безопасный с вашего отверждения. Затем я опровергну, поскольку вы начали утверждать, а я опровеигать
Даю 100%гарантию, что вы сольетесь. Я за2 оода на любое утверждение даже ответа не получил пусть самого наивного
Согласен полностью, но что же делать тогда ? Работают в том правовом поле, которое существует. Закрыть компанию?
Ну, делать можно много чего.
Например, менять правовое поле (как через изменение существующего, так и через перемещение в другое) 🙂
Это поле, оно, знаете ли, тоже не из ниоткуда взялось.
Но как минимум - не заниматься (само)обманом со всем вот этим «делаю мир лучше и инклюзивнее».
Пора признать, что изменить ситуацию может только революция на этой стадии. Или набросайте сценарий, как ВК может что-то сделать, не став Яндексом (хотя они так были тем, чем он стал).
Насчёт менять мир, это же просто маркетинг, не более
Ещё бы статья вышла от цензоров ркн. Вы делаете технологии? Лол. ВК клипы или замена ютубу? Как смешно отрабатывать на гос. машину, внушая себе «делаем пользу для людей»
«Зачем мы делаем свою работу» — да кто бы знал…
Интересно будет послушать спикеров на конфе!) Особенно про инклюзию и AI
ребята транслируют очень классные и позитивные мысли , воодушевляет тем. что они занимаются поистине кайфовым для себя делом и понимают . что это на благо людей
Ну ты наивный
Молодцы команда ВК. Что ни говори, а хорошая платформа у них. Удобная и многофункциональная.
Руководители и директора)
А ради чего сидит мидл разраб или джун?)
А игрушка кота Персика настоящая на фото или сделанная нейросетью? Тоже такую хочу)
Настоящая, почему нужно нейросеткой рисовать?
Очень, наверное, мотивирует тот факт, что ты делаешь соцсеть только ради того, чтобы можно было заблокировать ютуб, переманив в вк всех блогеров, и тем самым еще больше инфы передавать товарищу майору. Воистину «кайфовое для себя дело», видимо, как тут в комментах пишут)))
Я пользуюсь ВК не так давно — с 2008 года и просто поражаюсь вашему умению с каждым обновлением делать сервис хуже и хуже. Из приятного и удобного вы превратили его в уродливый и контринтуитивный.