Редактор с 20-летним опытом работы: «Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно идти туда, где страшно»

Редактор с 20-летним опытом, основательница писательского агентства «Мастерская слова» и автор телеграм-канала «Через тексты к деньгам» Ольга Рыбкина рассказала о своей работе редактором, а ещё поделилась, как справляется с многозадачностью и профессиональной деформацией.

Автор статьи: Елена Дьяченко

Редактор с 20-летним опытом работы: «Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно идти туда, где страшно»

Начало карьеры

В одном из интервью вы говорили, что в десятом классе работали в городской газете. Расскажите, что это была за газета и как вы туда попали?

— Я мечтала связать свою жизнь с иностранными языками и стать переводчиком. Но были 90-е, родителям было сложно оплатить репетитора по английскому. Одноклассница рассказала, что в газете «Вечерний Первоуральск» работают со школьниками, и предложила попробовать писать статьи.

Когда мы пришли, нам дали задание — сделать интервью с первой учительницей. Мы оформили его вместе с одноклассницей, после чего я поняла, что не стоит совместно с кем-то писать статьи, лучше писать одной. Помню, как сильно мне понравился процесс работы над статьей и чувство, когда её публикуют.

Куда вы пошли учиться после школы и на кого?

— Я со второго раза поступила на факультет журналистики в Уральский государственный университет в Екатеринбурге. В первый раз мне не хватило двух баллов, но потом я подготовилась и через год поступила на бюджет. Училась пять лет, а с третьего курса начала работать полноценно в городских газетах.

Редактор с 20-летним опытом работы: «Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно идти туда, где страшно»

Трудно было совмещать учебу и работу?

— Часто приходилось жертвовать учебой. Я пропускала пары, чтобы поехать на интервью или на мероприятие, или чтобы доделать статью. Но я быстро навёрстывала и университет закончила хорошо. Совмещать можно, у меня тогда не было семьи, забот.

Вы тогда выработали навык многозадачности?

— Да, с 2003 по 2006 год я параллельно работала в нескольких газетах. Екатеринбург большой город, в нем семь районов, каждый имел свою газету. Я работала в трех из них. Иногда получалось так, что газеты выходили одновременно, и я писала то туда, то туда. А учитывая мой объём работы, порой я писала по полгазеты. Вот такая была высокая работоспособность.

В какой момент вы поняли, что хотите развиваться в редактуре?

— Это было в 2006 году, под конец обучения в университете. Я уже посмотрела, как работают редакторы, подружилась с выпускающим редактором в газете, и поняла, что бегать на интервью мне уже не очень интересно. Поэтому поставила себе цель — после учёбы найти вакансию редактора.

Я нашла работу в интерьерном журнале «Современный дом и офис». У них было несколько разделов, и у меня в трудовой книжке было записано «Редактор разделов». Это была моя первая серьезная работа, но через полгода я ушла. Там был сложный график, редакция работала постоянно: по вечерам, на выходных, в праздники.

После увольнения я две недели отдохнула, и быстро нашла работу в журнале для современных родителей «Baby-Land». На собеседовании с директором мне показали обложки журналов. Я спросила, можно ли мне сказать своё мнение, она согласилась. Я рассказала, что и как нужно исправить, и после этого меня взяли работу. Потому что когда ты аргументировано и профессионально высказываешь своё мнение, то оно воспринимается адекватно, и человек понимает, что ты профессионал.

Публичность: социальные сети и первые клиенты

Когда вы начали вести свои социальные сети с позиции эксперта?

— Я начала вести Инстаграм* в 2018 году. Сначала я не понимала, что там делать и как развивать страницу. Но уже в 2020 году начала делать акцент на своём профессиональном опыте и экспертности.

Вам сложно было проявляться публично: снимать истории и видео?

— Очень сложно, у меня было сильное внутреннее сопротивление касаемо историй. Я творческий человек, настороженно отношусь к техническим моментам. Тогда у меня было сопротивление к историям, а сейчас к рилз, и я их совсем не снимаю. У меня около 10 000 подписчиков в Инстаграм*, но сейчас делаю акцент на Телеграмм и активно развиваю свой канал.

Я считаю это нормально, когда у тебя есть сопротивление к новым вещам. Просто когда ты понимаешь для чего это нужно делать — берёшь и делаешь.

Сталкивались ли вы с хейтерами в социальных сетях?

— Я долго ждала, когда они появятся. На пике в Инстаграме* у меня было 13 000 подписчиков. Были люди, которые были не согласны со мной в каких-то бытовых вещах. Например, как-то раз спорили в комментариях на тему финансов. На профессиональные темы споров не было.

Я получила волну хейта, когда началась СВО. Тогда я опубликовала пост с заголовком «Мне не стыдно», где сказала, что я русская и мои дети русские. Так было и будет и стыдиться мне нечего. И-и-и… от меня отписалось сразу 400 человек. Но часть комментариев была в стиле «я бежала неделю, чтобы сказать, как вы мне неприятны».

В сообществе «Подслушано копирайтинг» во Вконтакте часто обсуждают книги, я тоже включаюсь в обсуждения. И там есть женщина, которую раздражает, что я могу зарабатывать деньги на текстах, а она нет.

В целом я спокойно отношусь к хейту. Люди сливают свою энергию на негатив, а я перевожу её в позитивное русло, и это даёт мне прилив энергии.

Я хожу на сессии к психологу, где мы обсуждаем, в том числе, что негатив от других — это топливо для моей ракеты. И хейт — это форма любви человека к человеку, но в искаженной форме. Если тебя что-то триггерит в другом человеке, значит что-то есть в тебе или то, что ты хочешь сам. Просто кто-то проходит мимо, а некоторые реагируют.

Писательское агентство и первые книги на заказ

Что сподвигло открыть своё писательское агентство в 2021 году?

— Я в работе опираюсь на запрос. У меня есть подруга, крутой пиарщик, и она говорит, что большое отличие истинных экспертов в том, что они могут придумать курс, интенсив под запрос, а не предлагать постоянно одно и тоже.

С книгами работаю с 2019 года. Когда я написала одну книгу, вторую, когда начала позиционировать себя в социальных сетях как писатель, ко мне начали обращаться с запросами: книга «под ключ» (когда у заказчика есть идея, но нет текстов, все в голове); редактура рукописей; сопровождение авторов в процессе работы над книгой. Тогда я поняла, что не справляюсь с задачами, и мне нужно делегировать часть из них.

Делегирование — это единственный нормальный способ роста для профессионала. Делать всё самой просто нереально, и оптимальный способ продолжить расти вширь и ввысь — открыть агентство. Агентство совершенно по-другому воспринимается потенциальными клиентами, серьёзнее и весомее, чем просто писатель на фрилансе.

Когда я задумалась о делегировании, сразу встал вопрос о поиске адекватных специалистов. Я хотела простого — чтобы в команде меня понимали, и я могла доверять этим людям. Так и пришла идея создать курс «Книги на заказ»: сама обучила, сама взяла на работу.

Сколько человек в вашей команде, и чем конкретно занимаетесь вы?

— Сейчас на постоянной основе у меня четыре человека: два куратора, менеджер и корректор. И есть люди, которые работают на проектной основе: дизайнер, иллюстраторы, авторы. Всё зависит от задач, которые стоят.

Я веду клиента от заключения договора до выпуска книги. Веду переговоры с потенциальными клиентами и решаю юридические вопросы. Также я сама пишу книги, занимаюсь сопровождением авторов. Ещё редактирую рукописи, чрезвычайно люблю этот процесс.

Авторы из каких сфер чаще всего обращаются в агентство?

— Чаще всего мы работаем с экспертами и предпринимателями из самых разных ниш. Реже обращаются авторы художественной литературы, у них своя специфика.

Как происходит процесс работы от обращения клиента до выпуска книги?

— Сначала клиент обращается в агентство. Заключаем с ним договор и начинаем работать: собираем информацию от клиента, пишем текст, согласовываем. Пишем текст глав и согласовываем финальный вариант. Затем текст проходит этапы редактуры, корректуры, дизайна и верстки. Готовый вариант отдаем в типографию для печати.

Что самое сложное в работе с клиентами?

— Подстраиваться под TOV клиента, но я журналист, и умею это делать. Сложно добыть информацию, потому что основной источник информации клиент. А он, в силу своей занятости, может переносить интервью.

Трудно, когда клиент уже написал свою рукопись, но без структуры и четкого понимания для кого эта книга. Всё это нужно отредактировать вместе с клиентом. Это сложно, но очень интересно. Потому что это новый вызов, который я принимаю и делаю.

Отдых и восстановление после работы

Что помогает вам справляться с работой и не терять мотивацию?

— Сейчас меня мотивирует внутренняя ответственность, чтобы побыстрее закрыть ипотеку.

Ещё мотивирует желание довести каждый проект до конца. Когда я начинаю работать в проекте, у меня появляется невероятный интерес и азарт. Да, со временем приходит усталость, особенно когда проект долгий. Бывает, что пишем книгу год. И здесь главная мотивация:довести до логичного финала проект, чтобы клиент был доволен.

Вы сталкиваетесь с профессиональной деформацией? Возникает желание исправить тексты вокруг себя?

— У меня жёсткая профдеформация. Я вообще не люблю читать газеты и журналы, только книги читаю. Но у меня в голове как будто есть тумблер, благодаря которому я переключаюсь с редактора на читателя. Был период, лет 10 назад, когда меня триггерили ошибки, но потом я договорилась сама с собой, что исправляю только те тексты, за которые мне заплатили. Единственное исключение делаю для друзей, когда они просят посмотреть их тексты.

Недолго я работала в издательстве. Я тогда заинтересовалась книгами, и чтобы понять «внутреннюю кухню», устроилась туда на месяц корректором. И за месяц работы я уже не могла смотреть на книги. Когда читала для себя, анализировала, а правильно ли поставлен перенос, нет ли здесь ошибки.

Как вы отдыхаете после интеллектуальной работы?

— Я часто работаю без выходных продолжительное время. Поэтому для меня лучший отдых — это сон.

Я смотрю сериалы, которые уже смотрела, а новые — нет. Я смотрю «Сватов», «Крик совы» или листаю книги, которые уже знаю. Мы даже обсуждали эту тему с психологом: при просмотре нового должны формироваться новые нейронные связи, а мне наоборот нужно расслабить голову. Также мы выезжаем вместе с семьей на море. Море и горы очень расслабляют, хотя это и бывает не часто.

Вообще у меня сложно с отдыхом, отпусков как таковых у меня не бывает. Работа со мной даже на отдыхе. Я понимаю, что это не очень хорошо, поэтому нахожусь в процессе выстраивания баланса между работой и отдыхом.

Редактор с 20-летним опытом работы: «Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно идти туда, где страшно»

Работа редактора: твердые и мягкие навыки

Какими твердыми и мягкими навыками должен обладать редактор?

— Грамотность, но стопроцентная грамотность — это редкость, поэтому лучше работать в тандеме с корректором.

Обязательно должно быть уважительное отношение к автору как к личности и к рукописи как к его творению. Не нужно убирать авторские особенности, чтобы не получилось множество одинаковых текстов с налетом стиля редактора.

Редактор должен разбираться в процессах организации, в которой он работает, и прокачивать свои управленческие способности, потому что нужно часто и быстро делегировать. Так как он не просто копирайтер, а управленец. Он должен понимать специфику работы с книгами, газетами.

Касаемо мягких навыков, то это прежде всего адаптивность, гибкость и стрессоустойчивость. Потому что бывает, что сегодня заказчик сказал так, а завтра совершенно иначе. Важно постоянно развиваться, чтобы избежать фактических ошибок. Не обязательно иметь высшее профильное образование, важнее начитанность и широкий кругозор.

Какой совет вы бы дали себе в начале редакторского пути?

— Не сомневаться в своих профессиональных способностях. Больше рассказывать о том, что ты делаешь и что умеешь. Больше ценить свое время.

Какой совет вы бы дали начинающим редакторам и копирайтерам?

— Больше читать и больше писать. Не бояться писать, не бояться заявить о себе миру. Я проводила у себя в канале опрос, и там был вопрос «Чего вам не хватает, чтобы зарабатывать?». И большинство ответили, что смелости и уверенности в своих силах. Это такие глубинные проблемы, которые не дают двигаться дальше и заявлять о себе как о профессионале.

И мне хочется передать всем коллегам свой девиз, который со мной еще со школы — «Ну не побьют же тебя за это». Сразу в голове появляется картинка и это очень успокаивает. И еще один девиз: «Иду куда страшно». Если мы хотим поменять что-то в своей жизни, то нужно идти туда, где страшно и трудно. А там, где легко, там нет ни роста, ни денег. Чтобы забраться на гору, нужно, стиснув зубы, брать и делать.

*(Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ)

Ещё больше про тексты в канале «Копилки» https://t. me/smotri_kakoi_text

10
6 комментариев

Какое вдохновляющее интервью, Лена, спасибо! Напоминать себе о том, что не нужно бояться полезно не только новичкам, но и старичкам. Мне это статья как раз и напомнила об этом :)

2
Ответить

Дааа, иногда шагнув в свои страхи можно получить бесценный опыт, уверенность и интересные знакомства ❤️❤️❤️

Ответить

я себе постоянно говорю, что если я чего то боюсь, то надо с этим бороться, но конкретно сейчас жалею о таком выборе

2
Ответить

Вот правда, если хочешь поменять что то в жизни, то нужно шагнуть в страх 👍

1
Ответить

правда это не один раз придётся делать, пока не дойдёшь туда, куда хочешь

1
Ответить

это все конечно здорово, но постоянное ощущение тревоги вас не отпустит

1
Ответить