Не в одних деньгах счастье или как работает нематериальная мотивация

Что мотивирует нас работать лучше? Очень часто руководители считают, что самый простой способ повысить мотивацию — это увеличить зарплату. Однако наш опыт показывает, что это не всегда так. Значительную роль в этом вопросе играет признание ценности вклада сотрудника, то есть нематериальная мотивация.

Не в одних деньгах счастье или как работает нематериальная мотивация

Объясним, как это работает, на примере серии экспериментов.

Их провел поведенческий экономист Дэн Ариели.

1. Эксперимент с конструктором.

Дано: участникам эксперимента выдали конструктор и попросили собрать из него фигурки.

Ход эксперимента: первой группе участников пообещали заплатить за собранную фигурку 3 доллара. После того, как работа была выполнена, экспериментатор забирал фигурку, складывал ее в стол и просил построить еще одну, уже за 2 доллара 70 центов. Если и на такие условия участники соглашались, процедура повторялась, но цена снижалась еще на 30 центов. И так до тех пор, пока экспериментаторы не слышали отказ. Участникам проговаривалось, что когда эксперимент закончится — фигурки разберут и отдадут следующим испытуемым.

Во вторую вариацию этого же эксперимента было добавлено сизифово условие. Помните историю о Сизифе? Боги наказали его, вынудив раз за разом поднимать в гору камень, который снова падал вниз, и Сизифу приходилось начинать все сначала. Мы называем это бесполезной работой.

Так что же делали экспериментаторы? Они так же просили человека собрать фигурку из конструктора и обещали заплатить за нее 3 доллара. Потом спрашивали, согласится ли он построит еще одну, уже за 2,70? Если человек соглашался, в то время, пока он строил новую фигурку, предыдущую разбирали прямо на его глазах. Снова снижали цену на 30 центов и давали испытуемому детали только что разобранной первой фигурки. Этот цикл продолжался, пока экспериментаторы не получали отказ.

Вывод: как думаете, какой результат получили Дэн Ариэли и его коллеги? Конечно, люди из первой группы построили больше фигурок, чем из второй: 11 против 7. Несмотря на то, что в обоих случаях участники эксперимента выполняли бесполезную работу, им не нравилось, когда результаты труда уничтожают прямо на их глазах.

2. Эксперимент с листом бумаги

Дано: во второй серии экспериментов исследователи пошли еще дальше. Они взяли лист бумаги, на котором была таблица со случайными буквами, и попросили испытуемых найти идентичные пары.

Ход эксперимента: как и в первом эксперименте, за каждый законченный лист людям платили определенную сумму. В первый раз 3 доллара, потом все меньше и меньше. Дальше исследователи продумали три варианта развития событий.

Первая группа, закончив работу, писала на бланке с ответами свое имя и отдавала его ведущему. Тот просматривал бланк, кивал и откладывал его в стопку бумаги рядом.

Вторая группа лист не подписывала. Экспериментатор забирал его, не вглядываясь, просто откладывал в стопку бумаги.

Бланки ответов третьей группы исследователи просто сразу пускали в шредер.

Вывод: исследователи получили очень интересные результаты. Группа людей, которая подписывала свои листы, была готова работать, пока сумма оплаты не дошла до 15 центов. В случае с третьей группой результат был хуже в два раза — они не согласились спускаться ниже 30 центов.

Как думаете, а что показала вторая группа? Удивительно, но их результат оказался практически таким же, как у третьей.

В связи с этим можно сделать два главных вывода.

  • Игнорировать качество работы людей почти так же плохо, как уничтожать результаты работы на их глазах.
  • Проявления даже минимального интереса к результатам работы человека в виде обычного кивка может быть достаточно, чтобы заметно усилить мотивацию.

Есть ли более действенные способы повысить мотивацию? Безусловно!

Способы нематериальной мотивации

Итак, чтобы построить эффективную систему мотивации, необходимо учитывать потребность сотрудников в уважении и признании. Вот какие способы нематериальной стимуляции можно использовать:

Устная публичная похвала, признание заслуг сотрудника при коллегах.

Если он хорошо сделал свою работу, не стоит оставлять это без внимания.

Личная благодарность за успешное выполнение задач.

Это не просто слова, но проявление уважения и признания труда сотрудника. Важно выразить благодарность и подчеркнуть его вклад в общий успех.

Соревнование. Проведение конкурсов мастерства, награждение лучших.

Организация соревнований между сотрудниками по различным критериям может стимулировать их к достижению лучших результатов. Награждение победителей таких конкурсов помогает подчеркнуть их успехи и мотивировать других к повышению профессионального уровня. При этом важно, чтобы критерии определения победителей были прозрачны и понятны для сотрудников.

Вручение благодарственных писем и грамот отличившимся сотрудникам.

Вы удивитесь, но такой простой и доступный каждому руководителю способ мотивации действительно работает. Вы можете, например, вручать грамоты за выполнение плана продаж, выслугу лет или особые достижения.

Организация доски почета на предприятии.

Еще один простой и доступный способ — доска почета. Она должна располагаться в проходимом месте, чтобы каждый сотрудник видел коллег, добившихся выдающихся успехов, и стремился оказаться на их месте.

Освещение в СМИ достижений сотрудников.

Когда ваша компания готова заявить о ваших достижения на широкую аудиторию — это дорогого стоит.

Личные поздравления с праздниками и ключевыми событиями в жизни сотрудников.

Такое взаимодействие помогает укрепить дружеские отношения в коллективе и создать атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Выберите один или несколько из предложенных вариантов и начните внедрять их на регулярной основе. Вы увидите, как новая система мотивации отразится на эффективности работы вашей команды.

194194 показа
3131 открытие
Начать дискуссию