{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Сложности применения продуктового подхода в бизнесе

Аккредитованный тренер ICAgile и лидер продуктового направления в Neogenda с кейсами в 100+ продуктовых команд

В рамках работы над книгой, стояла задача убедиться, что мое представление о проблемах с применением практик продуктового подхода в бизнесе совпадает с реальностью. Было решено провести интервью целевой аудитории. Делюсь результатами!

Благодарю тех, кто согласился на интервью, это были менеджеры продуктов, владельцы продуктов, проектные менеджеры, СЕО, руководители, директора, СРО. Всего было проведено 23 интервью, в рамках которых обсуждали два вопроса.

  • Какие видите сложности/проблемы с применением продуктового подхода в бизнесе?

  • Как решаете данные проблемы?

«И на старуху бывает проруха» - уже на этапе анализа результатов интервью, понял, что не обсудил с респондентами важный момент: Как они оценивают влияние данных проблем на эффективность и результативность бизнеса? 😬

После анализа результатов интервью выделил четыре наиболее часто так или иначе упоминавшиеся проблемы.

Погоня за time2market (T2M) - 82% (19/23 респондентов)

Сделай в срок, требуемого качества и побольше - это сейчас волнует бизнес больше, чем исследования, эксперименты и пользователи. Нет времени на исследования и нормальный анализ входящих запросов. Давай быстрей и не забудь про квартальный отчёт. Когда ты работаешь в крупной компании, оценить вклад команды на основные показатели бизнеса слишком сложно и порой бессмысленно, поэтому скорость и качество реализации - это база для оценки деятельности продакта. Когда ты не отвечаешь за деньги, ты отвечаешь за реализацию. А когда отвечаешь за деньги, то всё равно хочешь, чтобы задачи выполнялись быстрее.

Организационный франкенштейн - 74% (17/23 респондентов)

Часть организации работает по-новому, часть по старому, на стыках происходят потери или размытие зон ответственности. Компании так или иначе “адаптируют” фреймворки под себя. В результате зоны ответственности ключевых ролей становятся размытыми, а размытые зоны ответственности затягивают процессы и принятие решений. Если ситуация позволяет, то конечно Владелец продукта забирает бесхозные зоны ответственности на себя, но это временное облегчение. Плюс смежные команды и сервисы по идее, должны поддерживать и помогать продуктовым командам, а по факту генерируют дополнительную непродуктивную нагрузку на команду и продакта.

Вера сильнее данных - 56% (13/23 респондентов)

ТОП-менеджмент доверяет своему мнению больше, чем результатам исследований и экспериментов. Если вы (СЕО) и построили миллиардную компанию, сложно признавать, что ты ошибаешься и прислушиваться к чужому мнению. Бывает, что за решениями ТОП-менеджмента, вопросы целесообразности уходят на второй план и больше актуальной становится репутация и политика. Чем сильнее лидер и его видение, тем сложнее внедрять культуру исследований и экспериментов, особенно когда они опровергают взгляды лидера.

MVP хотят, но он никому не нужен - 52% (12/23 респондентов)

Руководители не готовы давать своим сотрудникам недоделанные, полурабочие решения с высоким уровнем ручного труда. Пользователи (особенно в корпорациях) всё меньше готовы на полумеры и тесты, сотрудники хотят пользоваться качественным, понятным решением. Когда клиенты готовы использовать полурабочие решения, то не факт, что безопасники и юристы одобрят твою версию MVP. Технологии, законодательство и требовательность потребителей делает MVP всё более сложными и дорогостоящими, не только в разработке, но и тестировании.

Для проверки полученных в результате интервью данных, решил провести опрос, где по каждой проблематике предлагалось выбрать один из трех ответов:

  • НЕ соглашусь

  • Воздержусь
  • Соглашусь

Благодарю 117 человек, которые откликнулись и поддержали исследование.

Единственной проблематикой, которая расходится в частоте упоминания оказалась "Вера сильнее данных", в интервью о ней сообщило 56%, против 70% в опросе. Остальные проблемы получили +/- похожую частоту упоминания, что говорит о том, что результаты интервью показывают общие для рынка проблемы, а не частные случаи.

Ниже приведу еще три менее частотные проблемы по итогам интервью:

  • Процессы и технологическая база сильно отстают от амбиций ТОП-менеджмента - 39% (9/23 респондентов)

  • Продуктовому подходу обучают всех, а реально учить нужно руководство и людей принимающих решения - 34% (8/23 респондентов)

  • Команды пилят решения и фичи, но не думают о том, как это будет жить в поддержке - 21,7% (5/23 - респондентов)

Данные проблемы не новы, и решения для улучшения ситуации давно придуманы и работают. Но не в каждой организации названные ситуации, будут являться проблемой, которая требует решения. Поэтому, если вы увидели знакомые ситуации, то не спешите отправлять руководству статью в доказательство вашей позиции, что пора менять работу бизнеса. Проанализируйте, какой эффект оказывают данные проблемы на реализацию целей и задач бизнеса. Возможно для вас, текущее положение дел, это временная точка равновесия, которая пока всех устраивает. А если это действительно проблемы на пути роста бизнеса, то соберите доказательную базу и смело идти к руководству. Как только руководство осознает и признает проблемы, то поиск и внедрение решения не заставит себя долго ждать.

Присоединяйтесь в tg-канал Productovka, где делюсь прикладным взглядом на Product Management и Product Ownership.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда