Зачем обучать сотрудников проводить собеседования

Любую компанию «делают» люди. А за крутыми квалифицированными профессионалами всегда идет «охота» и тянется очередь из офферов, особенно в ИТ. Поэтому проведение собеседования с соискателем — ключевой этап в рабочем процессе любой компании, а также важный аспект формирования HR-бренда компании.

О механизме проведения собеседований в компании “Платёжный сервис А3” рассказала директор по персоналу компании, сертифицированный коуч Международной федерации коучинга Наталия Колесова.

Наталия Колесова, директор по персоналу “Платёжный сервис А3”
Наталия Колесова, директор по персоналу “Платёжный сервис А3”

Как возникла идея обучать сотрудников проводить собеседования

Идея обучать коллег проводить качественные собеседования в компании “Платёжный сервис А3” возникла после того, как стало понятно, что не все руководители понимали концепцию проведения интервью, задачи на этом этапе и насколько это важно для эффективного рекрутмента.

Конкуренция на рынке по-прежнему очень высокая, поэтому отбирать подходящих кандидатов, да еще и быть интересным, конкурентоспособным работодателем сегодня очень не просто. Было важно поставить команду на “единые рельсы” и создать определенную отточенную концепцию внутри компании по проведению интервью для соискателей.

Вот из чего состоит наша концепция:

  • стратегия позиционирования компании и рассказ о преимуществах, о корпоративной культуре, бенефитах, о задачах и целях;
  • общие правила постановки вопросов на интервью;

  • умение показывать положительные стороны компании и департамента;

  • создание определенного поведенческого алгоритма рекрутера и нанимающего менеджера на интервью;
  • навык сделать собеседование полезным и продуктивным и для соискателя и для работодателя.

Что мы хотели, когда создавали гайд по обучению?

Зачем обучать сотрудников проводить собеседования

Во время подготовки к обучению сложился прозрачный список рекомендаций по таймингу, набору вопросов (какие именно вопросы помогут выявить ту или иную компетенцию), структуре собеседования.

Вот самые полезные рекомендации, которые стоит запомнить

  • Во время проведения интервью стоит помнить, что необходимо задавать только те вопросы, которые имеют конкретную цель и действительно важны для понимания и раскрытия скиллов кандидата.
  • Стоит помнить, что не только рекрутер и нанимающий менеджер выбирают кандидата, но и соискатель выбирает компанию. Поэтому так важно грамотно подготовиться к собеседованию, создать положительный образ компании и рассказать о ней. А также создать комфортные условия для адаптации кандидата во время интервью и раскрытия его потенциала.
  • Во время собеседования необходимо презентовать компанию и вакансию для соискателя и ввести его в курс обязанностей.
  • Интервью не должно длиться дольше часа. В этот интервал заложены основные пункты, которые необходимо осветить.

Как должно строиться интервью с кандидатом:

Зачем обучать сотрудников проводить собеседования
  1. Знакомство кандидата и участников интервью не должно превышать 2 минут;

  2. Презентация компании, продуктов и позиции, на которую претендует соискатель, не более 5 минут тайминга;

  3. Не более 10 минут стоит отвести вопросам о предыдущем опыте кандидата;

  4. Около 15 минут должны занимать вопросы от руководителя о навыках, которые необходимы соискателю на должности, на которую он претендует;

  5. Не более 7 минут стоит отвести на вопросы от других участников интервью кандидату;

  6. Не более 10 минут отводится на рассказ о тех задачах, которые необходимо будет решать кандидату на конкретной позиции, а также узнать у соискателя примерный кейс по решению определенных задач на этой должности;
  7. Заключительная часть интервью должна занимать не более одной минуты, в которую входит благодарность за проявленный интерес к компании со стороны кандидата.

Строго установленный тайминг во время собеседования помогает продуктивно проводить интервью и избежать лишних и ненужных вопросов с обеих сторон. За отведенный на собеседование час рекрутер и руководитель должны рассказать соискателю о компании, задать наводящие вопросы, выявить его сильные и слабые стороны.

Наталия Колесова, директор по персоналу “Платёжный сервис А3”

Что точно не стоит делать рекрутеру во время интервью, чтобы не отпугнуть кандидата? Рекомендации по общению с кандидатом

В процессе обучения по проведению интервью для нанимающих менеджеров есть блок с нежелательными пунктами, которые необходимо избегать.

Прежде всего, это поведенческие факторы. Нанимающий менеджер должен быть на собеседовании в хорошем расположении духа, показать свою заинтересованность в соискателе, задавать вопросы, общаться и рассказать о том, что он готов предложить кандидату со своей стороны. У кандидата должно сложиться впечатление, что сам руководитель доволен компанией, в которой работает и выполняет свой функционал в удовольствие.

Нанимающему менеджеру и рекрутеру необходимо помнить, что они создают образ компании и показывают ее лицо, поэтому очень важно создать положительную атмосферу во время интервью, рассказать информацию о компании и ее структуре, ввести кандидата в курс дела. В идеале после собеседования потенциальному кандидату должно быть максимально понятно и прозрачно, какие задачи ему предстоит решать на данной должности, что от него требуется для этого.

Руководитель, если сказать простыми словами, тоже должен “продать” вакансию подходящему кандидату и заинтересовать его.

Поэтому одним из пунктов в обучении руководителей проведению собеседований можно выделить навык “продажи” своего отдела, функционала и вакансии достойному и квалифицированному соискателю.

Кандидат, прежде всего, идет за руководителем и принимает решение по итогам собеседования после общения именно с ним.

Какая же обратная связь происходила после такого подхода к проведению собеседований?

Зачем обучать сотрудников проводить собеседования

На практике часто возникал позитивный опыт после такого формата собеседований, где нанимающий менеджер смог заинтересовать кандидата. Соискатель делал выбор в пользу компании даже, несмотря на некоторые сомнения и условия по офферу. Почему так происходило?

Чаще всего, именно благодаря правильно налаженной коммуникации во время интервью с непосредственным руководителем отдела, который мог расположить кандидата к себе.

Также стоит отметить еще один приятный бонус для рекрутеров по итогу проведения таких собеседований. Это дополнительный поток “теплых кандидатов”.

Они приходят в нашу компанию по сарафанному радио от кандидатов, которые когда-то проходили у нас собеседование, но по каким-то причинам так и не трудоустроились к нам. Да, такое тоже бывает! Мы не доходили до оффера с изначальным соискателем, но он настолько был расположен к нашей компании после проведенного с ним интервью, что рекомендовал нас своим знакомым.

В компании есть еще один прием при проведении собеседований, который отличает ее от многих других

Какой? Рассказываем ниже.

Отличительным знаком компании “Платёжный сервис A3” в сфере HR является форма проведения интервью с кандидатом. Оно состоит из одного этапа, что отличает подход А3 от других.

Наталия Колесова, директор по персоналу “Платёжный сервис А3”
Наталия Колесова, директор по персоналу “Платёжный сервис А3”

Благодаря тому, что к интервью подключаются сразу несколько сотрудников компании, которые могут помочь на этапе отбора кандидата, такой формат экономит время как соискателя, так и работодателя в целом.

Главный плюс такого формата - оперативность и скорость принятия решения от этапа интервью с успешным кандидатом до отправки ему оффера.

И почему же все-таки так важно проводить обучения по направлению HR в компании?

Стоить помнить, что успешно проведенное собеседование — это лучшая реклама для компании и основной инструмент для укрепления HR-бренда, поэтому так важно выстроить комфортный и продуктивный процесс интервью рекрутера с кандидатом и проводить обучения по этому направлению в компаниях. Такой подход — залог успешного существования и процветания компании.

А мы желаем всем комфортных собеседований и офферов в компании мечты!

12
Начать дискуссию