{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Управление проектом или продуктом — в чём разница?

Моя история переобучения с проджекта на продакта

Привет! Меня зовут Саша, я живу в Казани и работаю продактом в Яндекс Практикуме. К руководству продуктом я пришла не сразу — я начинала как менеджер проектов. В этой статье я расскажу о своём пути в профессию — и помогу распутать «проект» и «продукт» :)

Как я стала менеджером проектов

По образованию я историк: после школы пошла на кафедру истории в Сыктывкарском госуниверситете. В универе я продолжала «профоринетироваться» и проходить стажировки, чтобы понять, чем хочу заниматься. На третьем курсе мне повезло попасть в АНО, которое занималось развитием предпринимательства в Республике Коми. Так я впервые попробовала себя в проджект-менеджменте.

Я реализовывала пул задач, связанный со спецпроектами: фестивали и образовательные мероприятия для предпринимателей. Была в постоянном огне и на драйве, сразу поняла: дальше хочу заниматься именно этим. Я поработала менеджером по управлению молодёжными проектами в родном Сыктывкаре. И уже через год поняла, что роста на моей позиции не предвидится — а мне очень хотелось развиваться. Понять, что делать дальше, мне помогла карьерная консультация.

Из консультации я вынесла три важных пункта:

— благодаря первому образованию во мне всё ещё «сидит» учёный и методист, сфера образования меня не отпускает;

— больше всего мне интересна андрагогика — обучение взрослых;

— и мне очень нравится управлять проектами.

Я не понимала, как соединить эти три запроса в одну понятную карьеру. И тут мне консультант говорит: «Тебе явно подойдёт онлайн-образование. Может, попробуешь найти себя в этой сфере?»

Тогда я даже не знала, что есть такая индустрия — EdTech. И не представляла, что именно здесь, на рынке IT-образования, я найду себя как проджект. Так один разговор перевернул мой мир. Я быстро обновила резюме и начала погружаться в российский рынок онлайн-образования: что происходит, кто главные игроки, вплоть до того, какая экономика у этой сферы и есть ли серьёзные перспективы.

Из проджекта — в продакты

Я почитала про Яндекс Практикум — и поняла, что хочу работать именно там. Практикум привлёк своей человечностью и близостью к моим ценностям. Я подала резюме на несколько открытых вакансий, прошла отбор — и стала куратором на курсе frontend-разработки. Мне было важно погрузиться в сферу IT и онлайн-образования именно через позицию куратора, напрямую помогая студентам и поддерживая их в процессе учёбы.

Практикум — моя любовь с первого взгляда. У меня абсолютный мэтч и с продуктом, и командой, и с нашими подходами к обучению взрослых. Я начала задумываться о карьере менеджера проектов в IT. Мне в команде довольно быстро нашли ментора — опытного проджект-менеджера, с которой я всему училась в процессе.

А затем я увидела объявление о поиске стажёров в Мастерскую нашего Карьерного центра. Дальше, как говорится, всё как в тумане :)

Мастерская — это такое пространство, в котором наши выпускники получают профессиональную практику. Они делают проекты с известными компаниями (например, с Яндекс Маркетом или Альфа-Банком), и так собирают крутые и убедительные портфолио, с которыми нестрашно выходить на рынок труда и искать работу по новой специальности. Мой тимлид мне сказал — переходи в команду Мастерской, это точно про тебя.

Так я успешно ротировалась внутри Практикума. Очень круто, когда можно сменить позицию и «вырасти» внутри одной компании, одной экосистемы продуктов.

Из стажёра я доросла до руководителя продукта. Кросс-хакатоны Мастерской Карьерного центра — это мой первый самостоятельный продукт, буквально мой «ребёнок», которого я вырастила и воспитала. И, как часто это случается с родителями, я поняла, как многому мне ещё нужно научиться. Да, в своих проектных навыках я была уверена. А вот подкованности «в продукте», в его метриках и юнит-экономике, мне не хватало. Мои знания о продукте были довольно случайные и разрозненные. А нам предстояло большое масштабирование впереди.

Так я поняла две вещи:

— проджект-менеджмент и продакт-менеджмент — это не одно и то же;

— мне нужно пройти обучение продакт-менеджменту, чтобы почувствовать себя уверенней на новой роли.

Проект vs Продукт

Итак, в чём же разница? На мой взгляд, основное различие «проекта» и «продукта» в том, что проект имеет свойство заканчиваться. А продукт, в отличие от проекта, не имеет срока годности.

Продукт может развиваться очень долго, проходить разные этапы, трансформироваться частично или целиком. Продукт — это более сложная и более долгосрочная модель. А ещё продукт (например, сайт или приложение) обычно состоит из отдельных и конечных проектов, что объясняет связь между ними.

Я пошла на курс Практикума «Продакт-менеджер для специалистов с опытом», который длится 4 месяца. Так началось моё изучение Практикума с двух сторон — со стороны сотрудницы и студентки. Совмещать учёбу и работу — это 100% непросто. Но я была супер-заинтересована в том, чтобы как можно скорее вырасти и управлять продуктом лучше.

Учёба в Практикуме поделена на двухнедельные спринты: сначала — теория, затем — её отработка на практике. Училась я обычно по утрам, с 8 до 10, затем уходила в рабочие задачи, и вечером возвращалась к учёбе. Конечно, уставала. Но когда вспоминала, зачем я изначально пошла учиться, находила в себе силы вновь. Я буквально визуализировала, «кем стану, когда вырасту»: крутым руководителем продукта, который уверенно развивает его и ведёт команду. И вот для этого сейчас надо постараться: встать пораньше, сфокусироваться на учёбе, отложить другие дела.

Если честно, дисциплина учёбы и распорядок дня держали меня тогда на плаву. В то время со мной случился первый большой переезд: я покинула родной город и переехала в Казань. Тогда же я рассталась с молодым человеком. И ежедневная учебная рутина позволила мне держать себя «в форме» в этот сложный период.

Теперь я продакт. Что изменилось?

Спустя 4 месяца могу сказать, что свою образовательную цель я достигла. Теперь у меня есть теоретическая база развития продукта — и скиллсет, который я сразу могу применять в работе.

В роли проджект-менеджера мне было достаточно навыков управления проектом, его командой и документацией. В роли продакт-менеджера мне было важно овладеть стратегическим управлением.

Это значит: научиться анализировать, строить и проверять гипотезы, управлять бэклогом. Теперь я знаю этапы и процессы в создании продукта, понимаю связи между ними. Знаю, какие метрики стоит мониторить и почему они важны (например, что такое CRR и LTV). Разобралась в экономике продукта и воронке AARRR — и теперь понимаю, как развитие продукта результирует в прибыль.

Мне очень нравился формат онлайн-платформы и учебника, но было сложно с вебинарами: они проходили раз в две недели, по 2-2,5 часа. Конечно, они всегда оставались в записи, но мне сложно слушать лекции — я больше нацелена на чтение и практические задания. Зато я оценила образовательную поддержку Практикума: тебя окружают куратор, методист, ревьюер, и все они работают для того, чтобы ты скорее научился.

Я сразу поняла, насколько актуальные знания и навыки получаю — возглавив направление внутри Мастерской, я могла сразу интегрировать их в работу, проверять на реальных рабочих кейсах.

А ещё мне было важно самой пройти путь нашего студента: прочувствовать сомнения, препятствия, болевые точки в процессе. Я очень ценю, что выпускники доверяют нам и после окончания учёбы: приходят в Мастерскую, практикуются в крутых компаниях, делают проекты. И таким образом собирают мощные портфолио из сайтов, лендингов, дизайн-работ, UX-исследований — чего угодно, в зависимости от своей профессии. Ребята выходят на рынок уже увереннее: теперь у них есть реальный опыт, подкреплённый кейсами. Опыт не только создания чего-то, но и опыт коммуникации с настоящим заказчиком, работы в команде, презентации результатов.

Один из моих любимых проектов наших выпускников — с Альфа-Банком

Проект выпускников для Яндекс Маркета. Обожаю его — это был первый опыт работы с крупным заказчиком

Мастерская — это такой мост из учёбы в будущую карьеру. Успешная практика помогает почувствовать почву под ногами — и смело шагать вперёд.

Работа над кросс-хакатонами Мастерской — это на самом деле то, о чём я и мечтала. Она полностью ответила на мой внутренний запрос, соединив в себе всё, чем я хочу заниматься. Мы помогаем развиваться тысячам взрослых людей, вне зависимости от их обстоятельств и условий. Мы помогаем выходить из зоны комфорта, расти над собой и стремиться к лучшей, интересной профессиональной жизни. А ещё делаем сложный продукт, которым гордимся.

Это был непростой путь — через управление проектами к продукту. Мне приходилось утыкаться в карьерный потолок, задавать сложные и уязвимые вопросы на консультации, заходить в новую сферу, путаться в терминах, сталкиваться с собственными пробелами в знаниях и скиллах. Учиться параллельно с работой. Ошибаться, изучать ошибки, и благодаря ним расти над собой. Я верю, что всё это было не зря — ведь теперь я каждый день занимаюсь тем, что люблю.

Как понять, что подходит вам — проект или продукт?

Если вы менеджерите и управляете процессами, но не уверены, что делаете это на «своём» месте — никогда не помешает проверить себя. Я составила небольшой чек-лист, который поможет определить, проджект вы или всё-таки продакт. Попробуйте задать себе эти вопросы:

1) Насколько вы усидчивы и готовы погружаться в тематику? Разумеется, усидчивость и дисциплина важны во многих профессиях. Но если нынешней погружённости на вашей работе вам не хватает, если вам хочется развивать проекты в динамике — возможно, стоит присмотреться к продакт-менеджменту. Проекты — они короче и, как правило, с понятным образом результата; продукты реализуются в долгой и подчас непредсказуемой перспективе.

2) Концепция или процесс? Если вам нравится создавать штуки с нуля, тестировать гипотезы, плотно работать с командой — возможно, вам ближе PdM (продакт-менеджмент). Если вы — человек процесса, структуры и оптимизации, то лучше идти в PM (проджект-менеджмент).

3) Насколько вам важны быстрые результаты? Если вам комфортно работать режиме fast, и отсутствие понятных измеримых результатов вам демотивирует — это проект. Если вы скорее находите свою мотивацию в исследовании и развитии — это продукт.

И, самое главное: не чувствуйте необходимость определиться с выбором! Многие процессы в управлении и проектом, и продуктом, совпадают. Вопросы выше могут помочь понять свои склонности и направление развития — но вовсе не означают, что вторая сфера для вас закрыта. Изучайте описания вакансий, пробуйте, рефлексируйте в процессе. А проект или продукт — время обязательно покажет!

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях 🤍

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда