Цифровая экономика: как меняются образование и рынок труда

Эксперты из МГИМО, компании "Цифра" и АНО "Цифровая экономика" – о трансформации рынка труда, новых профессиях и необходимых специалистам навыках.

Московский государственный институт международных отношений​ (МГИМО).
Московский государственный институт международных отношений​ (МГИМО).

Меня зовут Александр Антипин. Я работал специальным корреспондентом ТАСС в Лондоне и Нью-Дели и пресс-секретарём “Росатом – Южная Азия”. Теперь PR-менеджер в компании “Цифра”. Интересуюсь промышленным искусственным интеллектом и интернетом вещей и международной повесткой и буду об этом рассказывать.

ОП – Олег Пичков, декан факультета международных экономических отношений, руководитель рабочей группы по созданию цифровой среды образования МГИМО.

ДК – Дмитрий Крыканов, преподаватель кафедры экономической политики и государственно-частного партнёрства МГИМО, заместитель руководителя рабочей группы по созданию цифровой среды образования МГИМО.

ПР – Павел Растопшин, управляющий директор компании "Цифра".

АС – Андрей Сельский, директор по направлению "Кадры и образование", АНО "Цифровая экономика".

– Насколько интенсивно в связи с развитием цифровой экономики сейчас трансформируется рынок труда?

ОП:

Научно-технологические изменения последних лет ставят перед современными профессионалами большую и трудную задачу – постоянное развитие собственных профессиональных компетенций даже после получения диплома о высшем или специальном образовании. Ещё рано говорить о том, что автоматизация сфер производства, аналитики и иных услуг приводит к вытеснению людей машинами – на данный момент автоматизации подвержены только 5% современных трудовых позиций.

Зато на пике актуальности находится вопрос навыков взаимодействия человека со сложными компьютерными системами. Если для инженеров не станут откровением все повышающийся спрос на навыки обращения с "умными" системами, то гуманитарии ощущают цифровую трансформацию в полной мере: нельзя считать конкурентоспособным экономиста, не владеющего навыками анализа больших массивов данных, или юриста, не использующего цифровой арсенал "legal tech". Тем самым, рынок труда формирует запрос на специалистов нового поколения, использующих цифровые системы как основной инструмент повседневной работы.

ПР:

С каждым годом изменения происходят всё быстрее и времени на проникновение новых технологий требуется меньше. Важно понимать, что рынок труда предельно заинтересован в сохранении не рабочих мест, а в сохранении специалистов, которые займут новые рабочие места, создаваемые при помощи цифровизации.

Если приводить конкретные примеры, то вместо того, чтобы водить самосвал на добывающем карьере, водитель научится управлять им дистанционно и займется более интеллектуальной и безопасной работой, которая при этом окажется существенно менее тяжелой физически.

АС:

В ряде сегментов, связанных с "цифрой" российский рынок труда растёт на сотни процентов в год. Это как уже знакомые направления, связанные с анализом данных, VR/AR, роботами и дронами, так и относительно новые - искусственный интеллект и машинное обучение, DevOps, блокчейн и так далее.

– Какие новые профессии возникают и будут возникать?

ОП:

Во-первых, формирование новых профессий напрямую зависит от значимости тех или иных инновационных технологий для рынка. Так, очевиден спрос на инженеров и программистов, создающих и обслуживающих на производстве системы анализа данных в реальном времени, промышленный интернет и прочие технологии четвертой промышленной революции. В социальных сферах очевидна ставка на аналитиков больших данных, способных обслуживать потребности экономистов, финансистов, маркетологов и менеджеров.

Очевидно, что в цифровой экономике все современные компетенции крутятся вокруг навыков работы с информацией. А это значит, что любой новый способ добычи, передачи, обработки и интерпретации информации будет порождать новые профессии, крайне востребованные на рынке труда.

Во-вторых, подобные изменения касаются не только профессионалов, напрямую вовлеченных в инновационный и высокотехнологичный процесс. Так, появляется запрос на юристов в сфере цифровой интеллектуальной собственности, финтех-юристов, консультантов по цифровому документообороту. Среди экономистов, финансистов, социологов и политологов выделяются специалисты по работе с большими данными и продвинутой аналитикой.

Проникновение традиционных для сферы информационных технологий компетенций во все сферы профессиональной деятельности выливаются в новые тренды. Так, сейчас набирает популярность термин "digital humanities", означающий применение сложных цифровых технологий в гуманитарных профессиях (историки, филологи, скульпторы).

ПР:

Трудно с уверенностью взять и перечислить конкретные должности, которые возникнут даже и через 10 лет. Точно можно быть уверенным только в том, что сложные технологические операции заменят машины, которыми люди будут управлять дистанционно. -

– Каковы основные тренды в области образования, которые диктуются цифровой экономикой?

ДК:

Системы образования сталкиваются с серьезной задачей подготовки кадров, обладающие навыками для занятия достойных позиций на современном рынке труда. В Российской Федерации, следуя последним мировым тенденциям, правительством разработан национальный проект «Образование», а также национальная программа "Цифровая экономика", в которые входит блок мероприятий по внедрению профессиональных компетенций в условиях цифровой экономики.

На практике же мы видим, что лучшие национальные университеты работают в условиях конкуренции, и поэтому действуют на опережение. Так, гуманитарные университеты вступают в сетевое партнёрское взаимодействие с техническими университетами, позволяя воспитывать новое поколение "гуманитариев" с hard skills и "технарей" с soft skills, что ранее трудно было представить. При этом частично образование переносится в онлайн – бурное развитие массовых открытых онлайн курсов (МООК) и облачных образовательных платформ привлекли университеты в цифровое пространство.

Скорее всего, в недалеком будущем мы столкнемся с "дублированием" университетов – наличием привычного "физического" университета и его "цифрового двойника" в онлайн-пространстве, которые могут как работать во взаимодействии, так и предлагать собственные образовательные программы.

ПР:

Конечно, для того, чтобы успевать за цифровизацией, требуется комплекс новых компетенций и навыков. Становится актуальным наличие у сотрудника навыков и знаний, требуемых как для инженера, так и для экономиста. Это важно для того, чтобы не просто понимать сущность производственного процесса и то, каким образом он упрощается благодаря технологиям, но и уметь управлять этим процессом, знать, как оценить эффект от цифровизации.

Год назад "Цифра" запустила собственный бесплатный онлайн-практикум "Цифровое производство". Образовательная программа создана по принципу "от практиков – профессионалам". За этот год мы обучили более 10 000 студентов: инженеров, программистов, технических специалистов, руководителей среднего звена, топ-менеджеров.

АС:

Один из ключевых трендов – уход значительной части обучения в онлайн, что стирает грань между формальным и неформальным образованием. Рынок платных онлайн-курсов в России измеряется сотнями тысяч обучаемых в год и растёт быстрыми темпами. С другой стороны, ощутимыми игроками становятся крупнейшие корпоративные университеты, работающие уже и на внешнюю по отношению к конкретной компании целевую аудиторию.

Система формального образования все в большей степени будет вынуждена конкурировать с этими новыми игроками, это означает неизбежность партнёрства системы образования с бизнесом, необходимость развития модульных и сетевых форм обучения.

– Готовы ли ВУЗы к современным вызовам?

ОП:

Говоря откровенно, образование никогда не может идти строго в ногу с последними тенденциями. Да и сама суть высшего образования заключается не в "накачивании" студентов строго техническими, прикладными навыками (для этих целей существуют профессиональные училища), а в формировании фундаментальных профессиональных качеств, которые в свою очередь очень медленно подвергаются изменениям. В то же время рынок требует выпуска "готовых" специалистов, способных влиться в рабочий процесс сразу после вручения диплома.

Учитывая такую двойственную и сложную природу, ВУЗы должны искать новые способы реализации образовательных программ.

ПР:

Каждый из современных университетов старается быть зеркалом индустрии, для которой готовит кадры. И если в отрасли четкий выраженный тренд на цифровизацию, то это не может не отразиться на подходе к обучению. Сегодня в ряде университетов создаются рабочие группы по повышению цифровой грамотности студентов и преподавателей. Некоторые вузы идут дальше и разрабатывают образовательные магистерские программы для будущих CDO, участвуют в создании онлайн-курсов и методичек.

– Какие изменения необходимо будет внести в свою работу?

ОП:

В первую очередь руководство университетов должно понять, что цифровизация образовательного процесса – это не очередной модный тренд, а настоящая технологическая революция, подобная созданию парового двигателя или телефонной связи. Пионеры тенденции выиграют больше всех, последователи смогут выжить в конкурентной гонке, а агностики окажутся на обочине прогресса и за рамками рынка.

В МГИМО отчётливо осознают значение цифровых технологий во всех сферах жизни современного общества. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов создал в университете специальную рабочую группу по созданию цифровой среды образования, которая занимается внедрением цифровых технологий во все сферы нашего университетского образовательного процесса.

– Какие ВУЗы наиболее сейчас отвечают вызовам?

ДК:

Хотя принципы agile тяжело соотнести с системой университета, но конкурентоспособный ВУЗ должен быть действительно гибким для внедрения инноваций в соответствии с вызовами современности. Гибкость выражается в готовности применять новые методы работы, тем не менее ставя приоритетом качество образования и его значимость в будущей профессиональной жизни выпускника. В условиях стремительного технологического прогресса крайне сложно сохранять этот баланс.

В МГИМО мы пытаемся найти выход через соединение практик лучших теоретиков страны с передовыми практиками международного уровня. Вряд ли можно запустить прикладной курс без взаимодействия с практиками. Мы совместными усилиями создаем новый формат образования, сочетающий и теорию с практикой, и старые добрые академические традиции с цифровыми технологиями.

– Какие навыки наиболее востребованы, какие необходимо развивать?

ДК:

Для современного специалиста более важен не конкретный набор навыков, а способность понимать и предвосхищать тенденции в своей профессиональной деятельности. В конце концов, мы живем в эпоху lifelong learning, и каждый практический навык может быть освоен человеком в любой момент жизни, иногда даже не отрываясь от производства. Однако только университет может дать то, что еще долгое время, а может и всегда, будет оставаться за пределами компьютерных возможностей – креативный подход к любому современному вызову, будь то принятие управленческого решения или тонкая дипломатическая игра.

ПР:

В целом, есть общий набор навыков и объем знаний, который должен быть в голове у каждого начинающего и зрелого сотрудника. Этому всегда учили в университете, при этом цифровизация заставляет развиваться дальше – нужно учиться декомпозировать цели, понимать взаимосвязи между процессами, людьми и машинами, искать пути повышения эффективности и др.

33
9 комментариев

От всех гуманитариев спасибо - дали надежду!

1
Ответить

Не гуманитарии сильно приуныли.

1
Ответить

По-моему, очень грамотные вещи написаны. Сейчас все говорят про цифровизацию образования, а имеют в виду просто внедрение IT или, в лучшем случае, автоматизацию того, что уже есть. А здесь эксперты правильно говорят, что нужен пересмотр процессов, другая организация обучения, новые компетенции и т.д.. Хорошо, что появляются люди, которые смотрят на вопрос системно.

1
Ответить

Наконец-то в МГИМО этим кто-то занялся! Окончил 7 лет назад, там ещё и намёка не было, хотя в других вузах уже вовсю внедряли новые технологии. Сейчас смотрю - там онлайн-курсы, наконец, появились. Молодцы!

1
Ответить

Когда я учился на журфаке МГУ (2005-2010), возможностей было значительно меньше. Что-то меняется в лучшую сторону. Правда, за счет этих перемен сократили пары по литературе. 

Ответить

Спасибо

Ответить

...не просто вода, а целый океан прямо...

Ответить