{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Гайд по самостоятельному карьерному планированию

Всем привет! Беспечной и юной я была очень давно, еще за партой экономического колледжа, но и тогда в мыслях периодически мелькал вопрос о будущем, карьере, успешном успехе, самореализации и камазе денег (желательно, в твердой валюте). Тогда мое понимание карьерного планирования лежало исключительно в рамках направления, выбранного при поступлении. Мол, надо просто отучиться, потом просто поработать — и там оно как-то будет.

Шли годы, капали годы рабочего стажа, мои слезы и капли валерианки, я становилась если не умнее, то натренированнее: просто отучиться не работает, и просто работать не работает, надо делать что-то еще.

Так начались мои первые попытки в карьерное планирование. Сейчас у меня есть понимание, как надо планировать, как не надо, и даже как заставить себя заставить себя план этот реализовывать. Поэтому предлагаю пойти по порядку, разобраться, что такое карьерное планирование, для чего, как его проводить и как за исполнением плана следить.

Что такое карьерное планирование и для чего оно нужно?

Планирование карьеры — это процесс, с помощью которого определяются цели и стратегии достижения целей в профессиональной сфере, учитывая личные ценности, способности и желания. Процесс этот ближе к цикличному, потому что повторяется, при этом длина цикла и частота цикла зависит исключительно от того, насколько вы удовлетворены своей карьерой.

При этом нужно понимать, что если при анализе текущей ситуации выяснится, что вы, в общем-то, удовлетворены своей карьерой и двигать ее никуда не хотите, хотите поддерживать, то тогда и цели ваши, и планы, и реализация будет заключаться в поддержании текущего уровня. А вот у недовольных и требующих перемен всем сердцем — простор для фантазии.

Вступать на дорожку карьерного планирования нужно тем, кто хочет порешать для себя принципиально важные вещи:

  • кем же все-таки стать, когда вырастешь.

Точнее, карьерное планирование про то, кто вы есть сейчас, кем вы хотите стать, и как вы этого хотите достичь, и всегда (!) с учетом ваших ценностей, способностей и желаний.

Карьерное планирование нужно, чтобы принимать полностью осознанные и информированные решения в своей профессии, то есть прям знать, что вот это для вас хорошо, вот это плохо, а вот тут никак не применить ваши сильные стороны, и все это нужно чтобы на протяжении рабочего времени вашей жизни (а это треть!) быть уверенным в своих силах, в завтрашнем дне, быть достаточно замотивированным, чтобы обкашливать вопросики.

Как проводить карьерное планирование

В первую очередь тут нужно указать, что можно делать это самостоятельно, а можно обращаться за помощью к карьерным консультантам и проводить работу над собой вместе. Когда вы работаете самостоятельно, вы можете выбирать какие-то гайды, советы, приемы, шаблоны и прочие инструменты, но сам по себе процесс и его этапы не поменяются.

Давайте тут я по этом процессу и пройдусь подробно. Лучше всего выполнять карьерное планирование письменно (от руки или электрическим способом, но не умозрительно, не просто «прикинув» что-то в уме. Если вы это не записали, то этого не было, и достижение ваше будет результатом случайности, а не плана.

1. Анализ текущей ситуации

На этом этапе нужно оценить свой последний год (можно полгода) работы, определить свои ценности, интересы и личностные цели, оценить свои сильные и слабые стороны, проанализировать рынок труда — какие требования, какие тренды, какие зарплаты.

1.1 Оцените последний год своей работы. Для оценки можно использовать ряд вопросов:

  • На каких проектах вам было приятно работать в этом году? Почему?
  • На каких проектах было тяжело? Почему?
  • На что вы потратили больше всего времени в этом году? Почему?
  • Какие были самые яркие моменты (личные и / или профессиональные) в этом году?
  • Чего вы достигли в своей карьере в этом году?
  • Что бы вы изменили? Почему?

Ответы на эти вопросы оцениваются вместе с вашими ценностями и интересами. Сейчас поясню.

1.2 Сформулируйте и укажите ваши ценности (то есть те идеи, убеждения, обоснования, которые являются наиболее значимыми в нашей жизни), например, принятие, забота, доброта, аутентичность, а потом дайте для каждой из этих ценностей когнитивное прояснение, то есть объясните, что эта ценность значит именно для вас. Например, аутентичность для меня — это про разрешение не притворяться более лучшей версией себя, я такова, какой какова, как говорится. Список ценностей и их значение можно погуглить, обычно с ними работают социологи и на базе разных социологических исследований формируются списки, близкие разным культурам. Мне нравится обзорная статья про ценности и их подбор от Игоря Леонидовича Соломина, к.п.н, преподавателя психологии и автора нескольких методик, связанных с профессиональным образованием.

1.3 Укажите свои антиценности, то есть те идеи, убеждения и обоснования, которые являются для вас чем-то отрицательным, негативным, некомфортным. По сути, это то, на что вы не согласны в своей профессиональной и личной жизни, даже если это может помочь достичь целей, то есть вы не пойдете на компромисс здесь.

Например, я не согласна работать сверхурочно больше 4 часов в неделю, для меня переработки имеют негативную ценность. При рассмотрении новой вакансии я буду смотреть на них, и даже если вакансия откликается моей ценности «приносить вклад», я не буду приносить его, жертвуя собой и перерабатывая.

1.4 Сформулируйте и укажите ваши интересы (то есть те домены знаний, физической и социальной активностей, которые вам важны), желательно раскрывая интерес через формулировку «мне интересно делать что-то, потому что мне важно / нравится и это близко / применимо к моей работе в этом и этом». Например, «мне интересно читать фентези-романы про попаданцев, потому что мне нравится магия и нравится когда есть сильные персонажи, которых можно брать в пример, а еще я так могу черпать вдохновение для своей работы сценаристом».

1.5 Проанализируйте, как результаты вашей работы перекликаются с вашими ценностями и интересами. Например, ярким моментом моей профессиональной жизни стало то, что я в 2023 году поучаствовала в Ludum Dare 53 в качестве менеджера команды и игрового сценариста, мне это важно, потому что одна из моих ценностей — вызов, то есть бросать себе вызов, добиваться чего-то, пробовать новое, а домен интереса — сценаристика и писательское мастерство. Было бы у меня такое важное для меня событие, если бы на моем профессиональном пути не было возможности для прикладывания ценностей и интересов? Вряд ли. Я бы не обратила на эту возможность внимания, скорее всего. Не предприняла бы никаких действий, чтобы эту возможность использовать.

1.6 Проведите SWOT-анализ себя как профессионала. В чем ваши сильные стороны, в чем слабости, какие есть угрозы на рынке труда для вас, а какие есть возможности и где эти возможности можно искать. Для оценки сильных и слабых сторон можно использовать оценку конкретных навыков или компетенций, так будет проще оценить непредвзято, в чем вы хороши, а в чем не очень. Для оценки навыков менеджеру проектов можно пользоваться моей матрицей компетенций и навыков, которую я сделала и описала в отдельной статье.

1.7 Изучите текущую ситуацию на рынке труда и требования к профессионалам в выбранной области. Тут полезно погуглить и посмотреть, а какие зарплаты сейчас, а какие обязанности указывают в вакансиях на вашу должность в похожих компаниях, какие навыки требуют сейчас, в каких инструментах просят уметь работать, как часто просят быть в офисе или больше вакансий для удаленщиков. Смотрите все важные вам аспекты рынка труда. После изучения рынка скорректируйте SWOT-анализ в части угроз и возможностей, потому что вы можете найти что-то неучтенное, а также у вас будет больше понимания, где ваши сильные навыки востребованы, а где слабые стороны мешают новым возможностям.

2. Определите свои карьерные цели

На этом этапе нужно поставить конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные по времени (SMART) цели. То есть нужно прям как-то исхитриться и сформулировать, что вы хотите, например, занять должность Senior Project Manager в крупной IT-компании через 2 года с окладом не менее чем Х тысяч в год.

Наша верхнеуровневая цель должна быть для нас по-настоящему желанной, будет здорово, если она будет отвечать на вопросы «Как выглядит мой успех и как я пойму, что достиг(ла) его?».

Дальше нужно верхнеуровневую цель разложить на цели поменьше (но не совсем маленькие, жестьб). Цель в примере — занять должность Senior Project Manager в крупной IT-компании через 2 года с окладом не менее чем Х тысяч в год, — можно разложить на:

  • получить повышение грейда (стать Senior’ом)
  • получить оффер в крупной IT-компании
  • получить повышение заработной платы

Проверьте, что верхнеуровневая цель соответствует вашим ценностям, интересам, возможностям и имеет перспективы не смотря на угрозы рынка труда.

Ваши верхнеуровневые цели могут быть про повышение, про обучение, например, «пройти курс и получить 20 часов для аккредитации», «получить повышение заработной платы на 15%», «пройти профессиональную сертификацию в течение 6 месяцев».

3. Разработайте план действий для достижения целей

Если знаете, что хотите получить, будете понимать, как это получить. На этом этапе нужно определить необходимые шаги для достижения каждой цели и оценить ресурсы (знания, навыки, контакты) для реализации плана.

Давайте продолжим на примере с должностью Senior Project Manager в крупной IT-компании, разбиваем цели на более детализированные работы / задачи в формате «чтобы достичь А, мне нужно сделать 1, 2, 3 действия»

Чтобы получить повышение грейда (стать Senior’ом), нужно:

  • пройти оценку профессиональных навыков и компетенций, текущую оценку грейда
  • натренировать недостающие скиллы и прокачать нужные компетенции, возможно, через курсы / менторство

Чтобы получить оффер в крупной IT-компании, нужно:

  • составить список интересующих компаний и изучить их требования
  • соответствовать требованиям (иметь сертификацию РМР, например)
  • оформить резюме, портфолио проектов и описать личный вклад, результативность
  • пройти карьерную консультацию по собеседованиям в крупных компаниях

Чтобы получить повышение заработной платы, нужно:

  • при прохождении собеседований претендовать на более высокую вилку
  • знать и понимать свою стоимость на рынке (дополнительная консультация?)

По мере разбивки целей на задачи будут вырисовываться и ваши потребности в ресурсах. Так, по мере детализации примера, мне ясно, что мне нужны новые знания, а это время и деньги на обучение, новые навыки, а это новые проекты и задачи на текущей работе, возможно, нужно брать больше ответственности, новых задач, чтобы применять навыки на практике, а еще мне нужны новые контакты: надо найти ментора и консультанта. На выходе у вас есть:

  • план работ (что нужно сделать)
  • план ресурсов (что вам понадобится по деньгам, людям, времени)
  • план саморазвития (что в себе вы будете менять и развивать, как это пересекается с вашими ценностями и интересами, чтобы вы из-за несоответствия не саботировали выполнение планов).

4. Реализовывайте план и контролируйте исполнение

План включает в себя также положение во времени, поэтому не забудьте расставить себе контрольные точки, чтобы иметь возможность сравнивать план и факт. Вы планировали пройти сертификацию до мая, на это требуется 2 месяца, уже апрель, а вы не начинали? Штош. По логике, нужно было в начале марта уточнить, а есть ли купленный курс с сертификацией, или нет.

Если откладываете и не делаете, то вовремя честно отвечайте себе, почему не хотите, потому что ну вот на самом деле вам это не надо, не хотите вы работать в крупной компании, вам в своем стартапе здорово, и цель нужно было ставить другую совсем. Или не хотите потому что у вас сейчас базовые потребности не закрыты, и при оценке текущей ситуации вы не учли, что ваши ограничения по возможностям это не больше 10 тысяч рублей в квартал на обучение? А сертификация стоит 50 тысяч, например.

Контроль исполнения он всегда про простой чек: сделано или не сделано, а потом уже про анализ причин, когда не сделано, с поиском других решений, возможностей, корректировкой сроков. Так как это план вашей карьеры, врать тут себе не нужно точно, откладывать реализацию цели тоже звучит больше как про воровать у себя.

Важный аспект контроля: обсуждение вашего плана с вашими близкими, это и публичность, и поддержка. Разумеется, не все из нас имеют в своем окружении людей, с которыми можно поделиться целями и желаниями, но это в том числе стимул найти людей, которые бы вас поддержали и были с вами на одной волне.

Карьерное планирование имеет ключевую значение в достижении успеха и реализации своего потенциала: вы можете добиться желаемых результатов и построить успешную карьеру в соответствии с вашими целями и потенциалом. Нужен план и решимость план это реализовать.

А вы планируете свою карьеру? Кем хотите стать, когда вырастите? И еще один вопрос: вам нужен этот же гайд, но в виде шаблона в ноушен?

Забегайте на мой менеджерский огонек:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда