{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Nick Nedelchuk

Я придумал стартап: с чего начать

Пять источников для поиска ответов на все вопросы, если вы начинающий фаундер.

​Ник Недельчук, CEO и сооснователь «Локали» Startup Madeira

Привет, это Ник Недельчук, главный по «Локали», и я — фаундер-самоучка. Идея стартапа пришла мне в голову в конце 2016, и затем больше года я придумывал, как это всё воплотить. Впервые «Локали» стал доступен пользователям 12 марта 2018 года, но на этом мои открытия не закончились. Я по-прежнему узнаю что-то новое о стартапах практически каждый день и не перестаю учиться.

В этой статье я решил поделиться пятью источниками, которые больше остальных помогли мне найти ответы на самые главные вопросы, связанные с созданием и ранним развитием инновационной компании. Рассчитываю, что это может быть полезно тем, кто находится в самом начале пути или только задумывается о запуске своего продукта.

И да, давайте замутим кое-что? Как прочитаете, напишите в комментариях название своего собственного стартапа, ссылку, краткое описание того, что он делает, и одну главную проблему, с которой вы столкнулись. Я и другие пользователи vc.ru пройдёмся по всем комментариям и поделимся советом. Может кому-то это серьезно поможет!

1. Митапы инновационного сообщества

Сообщество и нетворкинг здорово помогает знаниями, инсайтами и новыми идеями. Startup Madeira

Когда я придумал «Локали», эйфория по поводу прихода «Той Самой Идеи» быстро сменилась паникой из-за осознания количества и контекста вопросов, на которые необходимо было найти ответы.

Информации о том, как построить стартап, в интернете много. Книг написано не меньше. Важный момент: единого свода правил, применимого ко всем, нет. То, что работает для одних, не работает для других, большую роль играет специфика вашей предметной области.

Чтобы не потеряться в информационном шуме и не сбить фокус, начать разбираться с новым проектом удобнее с помощью более знающих товарищей. Они вас изначально скорректируют и направят в правильном направлении.

Стартапами занимаются, как правило, энтузиасты — люди, которые горят своим делом, помнят, как им самим сложно было начинать, так что сейчас они рады внести свой вклад в сообщество, поделившись с новичками приобретёнными в процессе знаниями (ну прямо как я с этой статьей).

На рассвете своей работы над «Локали» мне повезло узнать о RUSSOL — аббревиатура от «Russian Startup School Online». Очень крутой проект Юрия Ярцева — тогда это была серия бесплатных лекций, на которых можно было побывать лично, они проводились на различных площадках в Москве.

Среди спикеров — много заметных людей в стартап-экосистеме. Именно там я впервые узнал, что первое, на что стоит бросить свои силы в стартапе, — сходимость юнит-экономики. Там же я услышал истории получения инвестиций и переезда в США со свои продуктом, выводе его на глобальный рынок.

Лекции RUSSOL до сих пор доступны в интернете — сейчас их ощутимо больше, чем было тогда, в 2017 году. Сам проект преобразовался в акселератор. Но, безотносительно RUSSOL, такие митапы происходят под шефством и других организаций. Главное — не лениться приходить лично. Ведь после официальной части, когда выключается камера, начинается самое интересное!

В RUSSOL мы садились в круг, и каждый рассказывал о собственном проекте или идее. Спикер обязательно давал обратную связь, а после раунда таких «интро» начиналась неформальная часть, когда ко мне подходили те, кого зацепила моя тема, а я знакомился или задавал вопросы тем, кто казался потенциально полезным и интересным мне.

​Так выглядела неформальная часть митапов RUSSOL, когда мы садились в круг и обсуждали свои стартапы и проблемы Блог основателя RUSSOL Юрия Ярцева

На лекциях RUSSOL, к тому же, я познакомился как минимум с двумя, тогда ещё начинающими фаундерами, с которыми у меня сложилось очень тёплое общение, дорожу до сих пор.

  • Рома Мишиев — основатель ROUND, несколько месяцев назад прошёл часть воронки YCombinator и ездил в Кремниевую долину на собеседование.
  • Андрей Баяджан — основатель DNotation, приложения, основанного на изобретении — нотной клавиатуре, для легкого удобного ввода нот и обучения музыкальной грамоте на iPhone и iPad.

Тогда оба только начинали — так же, как и я. Сейчас они уже достигли первых успехов, но то ли ещё будет!

Помимо участников, на митапе не менее интересны спикеры. Вообще подобные мероприятия — идеальное место, чтобы найти себе наставника. Главное — не быть назойливым и суметь заинтересовать.

Конечно, RUSSOL — не единственный организатор митапов. Ищите похожие мероприятия на Timepad, проверяйте программу коворкингов — они обожают проводить подобное! Нужно сказать, что с RUSSOL я познакомился именно через коворкинг, придя на заинтересовавшее меня мероприятие.

В качестве примера коворкинга, где регулярно проходят митапы стартап-тусовки, могу порекомендовать WeWork на Белой Площади в Москве. Они в этом плане одни из самых активных.

Не уверены насчёт темы митапа или спикера? Сходите в любом случае. Любое знакомство может обернуться чем-угодно. Прорывы и наиболее успешные повороты в развитии — нередко результат случайностей. Когда ты строишь свою компанию, недостаточно быть лучшим. Нужно ещё и уметь оказываться в правильное время в правильном месте.

2. Подпишитесь на тематические каналы в Telegram

Вне конкуренции — The Edinorog. Сложно найти второй источник, где настолько простым языком и весело рассказывались бы новости стартап-индустрии. Спасибо волшебному Дмитрию Филонову за это!

Материалы The Edinorog одинаково просто и полезно читать и новичку, и профессионалу венчурной отрасли. Каждый найдет для себя что-то нужное и важное. Это и истории развития других компаний, и новости, которые расскажут вам о происходящем в мире инноваций, и полезные советы, и много интерактива, включая возможность рассказать о своём стартапе всему сообществу с помощью рубрики «О мой питч!».

The Edinorog интересно читать даже когда уже не живёшь в России.

Мое персональное второе место — у канала «Русский Венчур». Здесь стиль повествования сухой, новостной, но в этом то и суть — получить краткий обзор последних событий в стартап-мире.

Ну и третье — проект Александра Горного «Стартап дня». Это утренний must read для новоиспеченного фаундера. Александр долгое время занимал лидирующие должности в структурах Mail.Ru, сейчас — Deputy CEO в «Ситимобил».

В своем Telegram-канале Александр ежедневно разбирает кейсы существующих новых инновационных компаний. Это позволяет почувствовать тренд, найти проблему, о которой раньше вы даже и не думали — тем более Александр сам с удовольствием подбрасывает идеи.

3. YCombinator Startup School

Только не говорите, что у вас плохой английский. Это сильно мешает бизнесу — тем более, когда пытаешься построить его без границ.

YCombinator (YC) — один из лучших акселераторов на свете. Это образовательная программа, которая дала миру таких гигантов, как Airbnb, Dropbox, Twitch, Reddit, Stripe.

Их полноценная офлайн-программа проходит в Кремниевой долине, а шанс попасть в нее — примерно 1–2% от общего количества поданных заявок. Да, почти как умереть от коронавируса!

Выходит, конкурс — сто стартапов на одно место! Для меня и «Локали» — огромная мечта оказаться в YC, и мы всё для этого делаем.

С недавних пор YC стал проводить онлайн-школу. Вот зачем стоит в ней участвовать:

  • YC Startup School доступна для всех, даже если вы пока лишь на стадии идеи.
  • Эта инициатива бесплатная — чтобы попасть, достаточно просто зарегистрироваться.
  • Участвовать в Школе можно откуда угодно, поскольку она проходит онлайн. Никаких ограничений по времени — смотрите лекции тогда, когда вам удобно.
  • За время Школы вам дадут все знания о построении инновационной компании с нуля. Дальше вам предстоит только углубляться в эти области, искать новые инсайты. Но в целом вряд ли появится что-то новое.
  • Огромное преимущество школы — сообщество. Если вы будете достаточно активны, сможете отыскать много информации из первых уст, существенно улучшите нетворк, ну и, безусловно, узнаете много нового. Раз в две недели в YC Startup School проходят “office hours” — на один час вы подключаетесь к специальной комнате видеоконференции, куда присоединяются еще несколько фаундеров, выбранных случайным образом. Вы придерживаетесь общей программы встречи — рассказываете о своих стартапах, потом делитесь главными вызовами последней недели и обсуждаете их, помогаете друг другу советом.

Конечно, все на английском.

4. Отраслевые ивенты и конференции

Помимо вдохновляющих спикеров и общей атмосферы праздника, tech-конференции — идеальное место для поиска новых контактов. На некоторых мероприятиях можно найти кого-угодно и решить любой вопрос.

Одна особенность — своего внутреннего интроверта придётся связать и спрятать в чулан до окончания конференции. Как бы сложно ни было общаться с незнакомыми людьми, здесь нужно это делать много и часто. Но хотя поначалу и не комфортно, в процессе я всегда вхожу в раш, и в конечном итоге у меня получается познакомиться со многими очень интересными людьми.

Вот моя подборка конференций, которые принесли «Локали» и мне наибольшую пользу:

  • Emerge. Минск, 1–2 июня. На мой субъективный взгляд, это лучшая конференция о стартапах и для стартапов на всём постсоветском пространстве. Во-первых, её делают влюбленные в своё дело молодые ребята, живущие или пожившие в Европе и перенявшие атмосферу свободы и праздника западных стартап-конференций. Emerge — это такой маленький Websummit для молодых предпринимателей из России, Украины, Беларуси и других постсоветских стран. Что немаловажно, в Emerge участвует немало классных спикеров из Европы и США, туда приезжают западные инвесторы, серийные предприниматели, построившие инновационные компании в других странах, ну и, наконец, стартап-сообщество Прибалтики, России и Украины. Важно отметить: официальный язык конференции — английский. Хотя, честно говоря, большую часть времени на Emerge вы будете говорить по-русски.
  • The Next Web (TNW). Амстердам, обычно начало мая, но в этом году из-за коронавируса конференцию перенесли на октябрь. В прошлом году я попал там на полузакрытую вечеринку голландского государственного агентства по развитию бизнеса и нашел себе координатора стартап-визы Голландии. После отдельного собеседования и недолгих переговоров мне решили помочь остаться в Нидерландах и проспонсировали стартап-визу. Подробнее об этой истории можно почитать в другой моей статье на vc.ru.
  • Websummit. Лиссабон, начало ноября. Это лучшее место, чтобы вдохновиться и понять до конца, как построить успешную инновационную компанию с нуля! Более 70 тысяч единомышленников со всего мира в одном месте! На Websummit, наконец, пришло осознание — не один я такой сумасшедший :) Помимо основной программы, где мне довелось всерьёз задуматься о важности клонирования, чтобы быть одновременно в нескольких местах, стоит заранее тщательно спланировать посещение сайд-ивентов. Вот где вся магия. Там мне удалось познакомиться с потрясающими людьми. Например, с фаундерами Digital Ocean, которые оказались русскими ребятами. Было множество других находок, но чтобы так получалось, нужно ходить на «правильные» сайд-ивенты. Выбрать такие помогает нетворк, который вы начнете строить на шаге 1. Кстати, он же поможет здорово сэкономить на дорогущих билетах, а то и вовсе попасть на Websummit бесплатно.
  • Slush. Хельсинки, конец ноября. Если вы любите техно-музыку и связанную с ней культуру — вам очень понравится. Это самая необычная tech-конференция, которая больше похожа на музыкальный фестиваль или съезд сектантов. Во-первых, Хельсинки — возможно, худшее место на всей планете, чтобы быть там в ноябре. Во-вторых, конференция не просто не сглаживает это, а подчеркивает (Slush по-английски — это «слякоть»). Площадка мероприятия погружена во тьму (дневной свет и, тем более, солнце в Хельсинки в ноябре — редкое явление). Тьма разрезается яркими неоновыми лампами и цветными прожекторами. У входа — огромный экран с психоделическим видео под нарратив молитвы и монотонное «омммм» на фоне. В части нетворкинга, выступлений — это одна из лучших конференций, на которой мне довелось побывать. Конференция, заходя на которую ты оказываешься в каком-то совершенно космическом wonderland — стране чудес.

Фото с самой первой конференции для нашего стартапа — EMERGE в Минске в июне 2019:

Помимо описанных выше конференций, побывайте на отраслевых ивентах. Например, для «Локали», в тревел, такими можно назвать ITB Berlin, который, к сожалению, в этом году отменили, и проходящий на его основе Berlin Travel Festival — о новых веяниях в индустрии туризма.

Практически каждая конференция может похвастаться своим предложением для стартапов. Обычно это участие в соревновании питчей и стенд в экспозоне. Многие также дают доступ к своей закрытой платформе для нетворкинга, где можно найти список всех участников конференции. Им можно написать и договориться о встрече. Это выводит ваш нетворк на глобальный уровень, у вас появляются друзья и партнеры со всего мира.

5. Акселераторы

Акселератор — это образовательная программа, в ходе которой вам объясняют обо всех аспектах построения инновационной компании и помогают самим на практике это сделать.

Акселераторы бывают трех типов:

  • Бесплатные, equity-free — там не берут долю в компании, не просят денег за участие.
  • Платные, equity-free — долю в компании не возьмут, но заплатить за программу попросят.
  • Вам дают инвестиции за долю в компании и какую-то часть инвестиций забирают обратно за участие в программе.

Не уверен, что акселераторами стоит злоупотреблять и проходить один за другим. Среди них есть хорошие программы и плохие. Когда мне хочется записаться в очередную программу, я думаю о времени, которое ограничено, а часть из него акселератор точно съест. Поэтому очень важно подбирать себе акселератор внимательно, оценивать, насколько он поможет росту компании.

Что еще более ценное в стартапах — это нетворк. Поэтому с travel-стартапом лучше идти в travel-акселератор, а с fintech — в fintech. Еще акселератор можно использовать как площадку для выхода на новые рынки — и это как раз наш случай, когда мы размышляем о YCombinator.

В стоящих акселераторах, как правило, очень большой конкурс, попасть туда достаточно сложно. Если пока не получается, имеет смысл поискать подходящий вам equity-free, бесплатный акселератор. Как ни удивительно, такие есть, особенно в Европе. В Европе есть даже акселераторы, которые в дополнение к этому готовы вам заплатить сверх, чтобы покрыть расходы на жизнь и помочь развитию компании. Вот только несколько примеров:

  • xdeck (Германия) — до €20 тысяч.
  • reaktor (Бельгия) — €14 тысяч.
  • Madeira Startup Retreat (Португалия) — €2500, мы с «Локали» в нем участвовали! А вот здесь я рассказывал о своем опыте.
  • Antler (сразу несколько стран) — на первом этапе вам платят два месяца по €2500 и не берут ничего взамен, но затем предлагают €60 тысяч чистыми за долю в 10% в вашей компании, если вы проходите на следующий этап.

Подходящую программу лучше всего искать на f6s, зачастую там же можно оформить заявку.

А ещё стоит помнить о государственных грантах ЕС на развитие инновационного бизнеса — даже если вы приехали из-за рубежа. Например, в Польше есть великолепная программа Poland Prize, которая даёт безвозмездно гранты до €46 тысяч на реализацию вашей идеи.

Подробнее:

Нам с вами повезло жить в пору открытых границ, признания инноваций и хвалы в сторону тех, кто достаточно смел, чтобы попытаться изменить мир. Этим определенно стоит воспользоваться, не забывая, что даже при всех возможностях в 2020 году, путь фаундера тернист, полон взлетов и падений и, скорее всего, прежде чем что-то получится, придется очень много поработать.

Ну а если вы устали, для вдохновения можно посмотреть «Кремниевую долину» — сериал от HBO, который по совместительству является отличным наглядным пособием о том, через какие стадии стартапы проходят и как делать не надо :)

{ "author_name": "Nick Nedelchuk", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u043a\u0438\u043d\u0433","\u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u044b"], "comments": 6, "likes": 7, "favorites": 110, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 111269, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 10 Mar 2020 09:56:30 +0300", "is_special": false }
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Все очень классненько, но может стоит не "пилить стартап", а таки делать бизнес? И вместо тусовочки с "единомышленникам" бегать по клиентам и продавать-продавать-продавать. 

3

Пока можно привлекать средства - привлекают и учатся. А продавать -продавать - это отдел продаж. Всего лишь один из отделов. Как все считают - самый главный )))) 

0

45  закладок и 0 комментов ? 
VC ты ли это ?)

1

Много полезных ссылок. Спасибо за статью!!

1

Привет! Спасибо за статью, нашел для себя кучу полезных ссылок)
Про твое предложение обмена комментами: мы Frieview - приложение для сохранения и шеринга мест с друзьями. Делаем соцсеть на карте с рекомендациями мест от друзей и изданий, блогов, каналов тг. Во время карантина думаем выкатить версию с рекомендациями местных заведений, которые можно поддержать доставкой. Очень хотелось бы получить твой фидбек по презе (https://www.canva.com/design/DAD5P9y1ouE/share/preview?token=eoeRoQEvCV7wA2jcG2Yuuw&role=EDITOR&utm_content=DAD5P9y1ouE&utm_campaign=designshare&utm_medium=link&utm_source=sharebutton), на что стоит сделать акцент дальше!)

Главный вопрос для нас сейчас - как рекламировать приложение без бюджета? Писать в наглую блогерам/изданиям, просить попользоваться/рассказать о нас даже если продукт сыроватый (MLP)?  ред.

1

К предыдущему комменту ред.

0
Читать все 6 комментариев
ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

История о том, как Илон Маск бросил все дела ради работы новостным ведущим в России

А ещё выучил русский язык и переехал в РФ, чтобы работать на YouTube канале 42CHANNEL. А о том, как Илон в своём познании настолько преисполнился, что как будто бы уже 100 триллионов миллиардов лет проживает на триллионах и триллионах таких же планет, читайте в статье.

Потратил 400 тысяч рублей на накрутку поведенческих в Гугле. Подвожу итог

Всем привет. Это уже моя пятая статья про накрутку ПФ в поисковых системах Яндекс и Гугл. Довольно много о проверенных гипотезах было изложено в первой статье про Гугл, в этой же, я подведу небольшой итог по экспериментам за последние 8 месяцев.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Илон Маск заявил, что Starship будет готова к орбитальному запуску в ноябре Статьи редакции

Компания должна получить разрешение регулятора.

Инвесторы подняли на 1000% стоимость акций компании Phunware — разработчика приложения для президентской кампании Трампа Статьи редакции

Бывший президент объявил о запуске собственной соцсети и её выходе на биржу.

Обучаюсь контекстной рекламе. Пока что Яндекс.Директ, в дальнейшем и Google.Adwords. Встала такая проблема, как практиковаться, как взять первые проекты для опыта чтобы начать работать на фрилансе?

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

«Яндекс.Маркет» просто издевается

Заказал на яндекс-маркете яндекс-станцию + яндекс-модуль, списать денюжки у маркета личико не треснуло, а вот с доставкой началось откровенное издевательство.

null