Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Вот моя история.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Наш менеджер продукта CodeRun в Y&&Y прошлым летом закончила Летнюю школу менеджеров Яндекса. Мы попросили её рассказать о том, что там можно узнать даже спустя шесть лет работы продактом, как проходило обучение и как совмещать личную жизнь, фриланс и образовательный интенсив.

Привет! Меня зовут Юля, я продакт-менеджер тренажёра для разработчиков CodeRun в Young&&Yandex. Занимаюсь стратегией продукта, созданием его ценности для пользователей и бизнеса. Прошлым летом я прошла Летнюю школу менеджеров Яндекса и через месяц получила от компании оффер. А теперь обо всём по порядку.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Тестовое задание

Шёл апрель 2023 года. На тот момент я была продактом на фрилансе вместе со своим «джуном» — дочкой 2,5 года. А ещё погружала в свои проекты стажёров и делегировала им часть продуктовой работы.

Я искала для себя новый проект и как-то случайно наткнулась на Летние школы Яндекса. Я вспомнила, как учась в универе, мы с одногруппниками на паре по матлогике изучали задания в Школы, и тогда они казались чем-то невообразимо сложным. Я смотрела сразу ШМЯ (Школу менеджеров), а ребятам больше были интересны школы для разработчиков (их, кстати, несколько: Школа бэкенд-разработки, Школа разработки интерфейсов, Школа мобильной разработки, Школа аналитиков-разработчиков).

Теперь позади было больше шести лет опыта работы в роли менеджера проектов и продукта в стартапе и крупном медиахолдинге, написание продуктовых стратегий на фрилансе. Я восприняла это тестовое как вызов. Кроме того, я хотела соприкоснуться с одной из топовых IT-компаний, понять, будут ли мне близки ценности и общая атмосфера.

Тестовое в ШМЯ состояло из:

  • пары мотивационных вопросов,
  • нескольких продуктовых и управленческих задач,
  • задач ближе к разработке и архитектуре ПО,
  • аналитической задачи,
  • задание со звёздочкой,
  • видеоинтервью.

На многое я могла ответить довольно свободно, потому что уже сталкивалась с такими кейсами в работе. Более технические задачи вызывали вопросы, и я решила подумать о них потом.

На трансляции дня открытых дверей Школ мне запомнилась фраза руководителя ШМЯ Лены Тупиковой. Она рассказала, что менеджер — это тот, кто умеет объединять вокруг себя людей, вовлекать в свои проекты. Я поняла, что нет ничего нечестного в том, чтобы подключить в работу над тестовым заданием других специалистов. И так и поступила.

В итоге по техническим заданиям меня консультировали пятеро крутых в своих сферах технарей. А я заряжала в них продуктовые проработки заданий, и мы вместе генерировали решения, которые я упаковывала, оформляла, «приземляла» и сокращала до нужного количества символов (челленджем оказалось описывать в 500 символов решения, которые умещались на десятке рукописных А4).

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Даже на этапе тестового я уже ощутила рост. За короткое время мне нужно было собрать команду, которая согласится со мной бесплатно работать, распределить роли, эффективно штормить и разбираться в нескольких абсолютно новых для меня областях.

Самым забавным, пожалуй, оказалось задание со звёздочкой. Нужно было построить звезду из 20 человек, встать в центре и сделать фото. Многие кандидаты в Школы находились в крупных городах и объединялись, чтобы сделать эти фото друг с другом. Я жила в Орле и, кажется, была там единственной и неповторимой желающей пройти в ШМЯ. Поэтому пришлось креативить. Я пришла в общеобразовательную школу, которую заканчивала, и уговорила учителя помочь мне. В итоге звезду мы построили из детей, я получила фото для тестового, и его и даже разместили на сайте школы.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

В целом на выполнение всех заданий я потратила около 30–35 часов (с учётом всех коммуникаций) за две–три недели.

Обучение в Школе менеджеров

После успешного тестового я получила письмо с приглашением на зум-интервью. А после созвона, спустя какое-то время, мне пришло письмо-поздравление, из которого узнала, что поступила.

С момента поступления в Школу я решила, что здесь я буду делать продукт, от которого сама хочу кайфовать: от инструментов, команды, презентаций. Лучшим критерием качества моей работы стало моё удовлетворение ей.

Нужно было бежать ещё быстрее: я по-прежнему вела проекты и стажёров, а ребёнок проводил в садике всего несколько часов. Важно было ничего не потерять и не упустить. Здесь на помощь пришёл великий тайм-менеджмент. Я слушала лекции и задавала вопросы во время пробежек, работала над проектом ШМЯ прямо в садике или вместе с дочкой — в общем, училась концентрироваться везде, где предоставлялась возможность.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Первый этап в ШМЯ проходил с июня по конец июля в онлайн-формате. Он состоял из лекций, которые завершались практиками (три-четыре раза в неделю по три-четыре часа), и воркшопов по выходным.

Учитывая мой опыт, не могу сказать, что я узнавала много нового, если говорить про продуктовые хард скиллы. Но я не пропускала, потому что мне было важно через эти форматы соприкоснуться с людьми в Яндексе, прочувствовать вайб, понять, что им важно в работе продакта и управленца, взглянуть на привычные мне вещи в продуктологии через призму лекторов компании. Думаю, у меня получилось! К концу первого этапа я чётко понимала, какого результата ждут от моего проекта в рамках Школ и на чём следует сделать акцент на защите.

В начале первого этапа нам предстояло выбрать для себя проект из многих предложенных. Система распределения была сложной, но для меня это был интересный вызов — затащить любую задачу, а не ту, в предметной области которой я уже разбиралась.

Команда почти каждого проекта на первом этапе Школы состояла из менеджера (продакта), маркетолога и аналитика, и у каждого был свой ментор, погружённый в контекст. На первом этапе нужно было проработать проект от идеи до готовности его передачи в разработку. За эти два месяца я провела полноценное исследование (экспертные, проблемные, JTBD интервью, дистилляция, сегментация), собрала JTBD Canvas, сформулировала гипотезы о целях и задачах продукта и его ценности для разных сегментов ЦА, придумала и описала фичи, собрала прототип в Figma, провела UX-тестирование и набросала roadmap для разработки.

Кроме того, я координировала работу моих коллег по проекту: с маркетологом подготовили и провели два количественных исследования для тестирования гипотез и разработали коммуникационную стратегию сервиса, а с аналитиком разбирали результаты этих исследований и строили иерархию метрик.

Мне нравилось, что ментор помогал с валидацией моих решений, экспертизой в предметной области, подсвечивал риски, но давал мне полную свободу продуктовых действий.

Со мной учились еще 50+ продактов с неплохим опытом. Безусловно, это важное преимущество Школы, так как это отличный нетворкинг. Мы периодически созванивались и челленджили проекты друг друга, знакомились, просто общались на продуктовые и другие темы. Такие единомышленники и study-buddy очень помогали.

Завершился первый этап питчингом проектов (презентацией на 10 минут). В качестве зрителей у нас были руководители и менеджеры Школ, нанимающие менеджеры из Яндекса, а также студенты разработческих Школ. По окончании презентаций разработчики выбирали для себя интересные им проекты, голосовали и распределялись по командам.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Второй этап начался со знакомства с моей будущей командой. В неё вошли 14 человек: менеджер (я), аналитик, маркетолог, четыре фронтенд- и четыре бэкенд-разработчика, тестировщик, дизайнер интерфейсов и креативный дизайнер. Кстати, обычно менеджеры Школ приглашают лучших тестировщиков и дизайнеров из курсов Яндекс Практикума, чтобы усилить команды и проекты.

У нас было четыре недели на разработку продукта. По будням можно было работать по желанию, а по выходным в офисе Яндекса проходили хакатоны с утра до самого вечера.

До начала хакатонов у нас было чуть больше недели на то, чтобы все собрались в хабы для прохождения офлайн-этапа. Как я уже говорила, я жила в Орле, и мне было важно оставаться там по будням. Весь август с понедельника по пятницу я работала над проектом удалённо и растила свою маленькую дочку, а каждый вечер пятницы спешила на вокзал, чтобы в шесть утра быть в Москве, готовиться к хакатонам и эффективно строить работу команды.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Мне было важно как можно быстрее и комфортнее погрузить всех членов команды в проект, мой стиль управления и планы. Мы создали чат, где сначала я в формате блога писала краткие посты про цели и задачи проекта, про процесс, который у нас будет, запрашивала обратную связь, делала мини-опросы про опыт команды. Параллельно я писала продуктовые постановки (что-то похожее на бизнес-функциональные требования), которые послужили нам документацией проекта. Мы с командой декомпозировали и оценили разработку фичей, запланировали и актуализировали roadmap. Удивляюсь, но это всё произошло как раз за первую «релокационно-организационную» неделю второго этапа!

Ребята разработчики оказались настолько замотивированными, что к первому хакатону у нас были уже некоторые шаблоны и драфты кода по ряду фичей. И утром первого хакатона, когда мы впервые оказались в офисе Яндекса, пережили все эмоции от личной встречи, то провели стендап на 15-20 минут и с полным пониманием, что делать, каждый пошёл заниматься своими задачами.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Разработчики кодили, я с кем-то из разработчиков, аналитиком и менторами-экспертами прорабатывала интеграции и прочие технические вопросы, налаживала процесс работы дизайнера интерфейсов и разработчиков и креативного дизайнера и маркетолога.

В конце дня каждого хакатона я готовила презентацию для демо, где мы с командой выступали и в режиме реального времени показывали функционал. Мы даже выиграли небольшой мерч, а это всегда приятно.

Каждый хакатон реально выматывал: мы работали в очень высоком темпе, было много эмоций от офисов Яндекса и вообще всего происходящего. В целом царило ощущение чего-то стартапного и нового, было волнительно.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Так очень бодро прошли три недели с хакатонами по выходным. Последние выходные августа завершились большой офлайн-защитой нашего проекта.

Я поняла, что основная работа продакта для меня была во время первого этапа — мне удалось проработать продукт так, что второй этап воспринимался даже расслабленнее по нагрузке, несмотря на мои разъезды. Команде было прозрачно и понятно, что делать. В паре отчётов ребят о взаимодействии я заметила, что они называли меня «островком стабильности» — думаю, именно этого я и хотела добиться.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

На следующий день после защиты нас ждал классный ивент — выпускной Летних школ. Было интересно, особенно учитывая, какой приятный контакт у нас получился с ребятами из команды.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Хэппи энд и оффер от Яндекса

Выпустились, отдохнули пару дней, и начались собеседования в Яндекс. Я собеседовалась в четыре команды. Считаю, что хорошим решением было готовиться в каждую отдельно — ресёрчить продукт, вспоминать релевантный опыт для этой вакансии, кратко и структурированно учиться доносить мысли. В итоге с одной из команд у нас случился мэтч, и теперь я продакт оунер тренажера для разработчиков CodeRun и уже полгода готовлю его к запуску из бета-версии!

Ах да! Мы с семьёй переехали в Москву, и я работаю в том же офисе, где и проходили хакатоны летних школ. А часть моей команды также теперь работает в Яндексе над другими продуктами.

Я шесть лет проработала продактом, а потом пошла учиться в школу менеджеров

Вот такой у меня получился опыт в Летних школах Яндекса, который уже полгода как перетёк в работу. Это был непростой путь, но однозначно буст моих продуктовых и менеджерских скиллов на реальном опыте, погружение в процессы, людей и продукты в топ IT и, конечно, бесценный нетворкинг со студентами Школ и яндексоидами.

Школы — моя искренняя рекомендация тем, кто также как и я хочет прокачаться и попробовать себя в Яндексе. Сейчас можно успеть подать заявку и выполнить тестовое до 21 апреля.

2323
15 комментариев

Я участник ШМЯ и вот мой отзыв.
1. Там было куча лекций, но все они были не структурированы. Самый сок уже на ютубе (ШМЯ до 2020 года) открыт, пользуйтесь.
2. Менторинга в школе нет. Менторы - это люди со своими рабочими задачами, горящими ревью и семьями. ШМЯ - это их оч. неприоритетная задача. Созвон - 1 час в неделю, презентуете результаты.
3. У нас было ощущение, что 2 месяца мы работали на Яндекс бесплатно и много. В этом году вроде платят.
4. Фаст трек в Яндекс школа обещает, а по факту будете проходить все 5-6 этапов собеседований.

Дополнение. Некоторые прошли в Яндекс. Забавно, что эти люди могли бы это сделать и без ШМЯ т.к. являются хорошими профи. Зачем им школа - я не знаю.

Опять же были и свои плюсы. Атмосфера, куча тус, знакомства. За этим можно идти.

7

Комментарии от сотрудников Яндекс что-ли?)

2

Походу, половина с единственным комментарием и датой регистрации 11.04.

1

Тайм менеджменд это конечно прекрасно, но и заваливать себя так, что нужно делать 5 дел одновременно такое себе ,возможно,но все равно моменты будут упускаться

2

Юля, очень классный и мотивирующий опыт. Спасибо, за эту статью. Я в ней увидела ключевую мысль для себя и она звучит так «все и всегда только в наших руках!»❤️

2

В Яндексе, наверное, работать круто, атмосфера мне оч нравится, но попасть туда нереально)

1

Отличная получилась рекомендация и посыл, что надо пробовать, любое действие на пути к цели - уже опыт, особенно шаг такого масштаба. Фотокарточки прекрасно добавили зажигательной атмосферы 🙂

1