10 способов мотивации сотрудников

Привет! Это команда Happy Job. Мы специализируемся на создании онлайн-платформ для корпоративных исследований вовлеченности, лояльности, удовлетворенности, eNPS. Нашими IT-продуктами пользуются более 800 коммерческих и государственных организаций.

Предлагаете сотрудникам всевозможные льготы, а они все равно недостаточно вовлечены в рабочие процессы? Давайте разбираться, как можно повысить их мотивацию на примере кейсов топовых российских компаний.

10 способов мотивации сотрудников

1. Предлагайте справедливую и конкурентную зарплату

Деньги — самый мощный мотиватор. Однако проблема в том, что прибавка к зарплате или квартальная премия дают краткосрочный эффект: сегодня вы подняли сотруднику зарплату, а через пару месяцев он снова ей недоволен и поглядывает в сторону конкурентов. И так может продолжаться бесконечно. Поэтому важно не просто прибавлять процент к зарплате, но и показывать сотрудникам, из чего она складывается, как их опыт и навыки влияют на ее размер, какие налоги платит компания.

Девелоперская Группа «Самолет» решила, что в компании не должно быть сотрудников, которые недовольны зарплатой из-за того, что не понимают, как она формируется. Поэтому создала модель, которая берет данные из множества источников, анализирует их по определенным алгоритмам и выдает более точные диапазоны заработных плат на аналогичных должностях по отрасли.

2. Обучайте и развивайте сотрудников

Следующий сильный мотиватор — карьерный рост. Если специалист видит перспективы в компании и четко понимает, что ему требуется для повышения в должности, он будет больше вовлечен в рабочие процессы, чтобы достичь своей цели.

На one-on-one встречах совместно с подчиненными составляйте их карьерные треки, рассказывайте об условиях для продвижения в компании, объясняйте, какие навыки и умения требуются для желаемой должности, а также предлагайте варианты обучения. Если в компании нет внутренних программ развития, можно компенсировать расходы на онлайн-обучение.

Карьерный трек — это последовательность стадий развития сотрудника
Карьерный трек — это последовательность стадий развития сотрудника

МегаАкадемия компании Мегафон предлагает 2500 программ обучения. В ней каждый специалист может выбрать направления, в которых он хочет развиваться. Учебный процесс проходит в разных форматах: воркшопы, тренинги, обучение в мессенджерах, бизнес-игры, интерактивные сессии, квесты и т.д.

3. Улучшайте навыки руководителей

Компетенции непосредственного начальника тоже влияют на желание подчиненных качественно выполнять работу, ведь он может как усугубить недостатки компании, так и нивелировать их. Поэтому лидерам необходимо постоянно развивать soft skills — проходить тематические тренинги и курсы, участвовать в отраслевых конференциях, читать бизнес-литературу. Эмпатичный руководитель, который умеет четко ставить задачи, решать конфликты, налаживать доверительные отношения, давать развивающую обратную связь, способен вдохновить гораздо сильнее материальных вещей.

10 способов мотивации сотрудников

У Торговой сети «Технониколь» есть своя «Академия Директоров». Она дает возможность сотрудникам получить знания, умения и навыки, необходимые руководителям среднего и высшего звена. За год люди обучаются стратегическому видению, понимают причинно-следственные связи, погружаются в бизнес-процессы.

4. Признавайте достижения и хвалите

По данным наших исследований, чем чаще сотрудник получает похвалу, тем лучше он выполняет работу и стремится сделать даже больше, чем от него требуется. И наоборот, отсутствие признания негативно влияет на мотивацию и уровень удовлетворенности: человек не понимает, что нужно сделать, чтобы его усилия заметили и оценили, поэтому вся работа кажется ему бессмысленной.

10 способов мотивации сотрудников

В Газпромбанке можно выразить признание коллегам с помощью лайков и ГПБкоинов (внутренняя банковская валюта): каждый сотрудник может отправить и получить их за работу или поддержку корпоративных ценностей. ГПБкоины потом обмениваются на фирменный мерч.

5. Привлекайте команду к реализации сложных проектов

Предоставьте специалистам возможность принять участие в работе над изменениями, которые проводит компания. Организуйте совместные мозговые штурмы, обсуждайте возможные сложности и разрабатывайте контрмеры. Проведите презентацию нововведений, соберите обратную связь от сотрудников и честно отвечайте на их вопросы. Это позволит персоналу чувствовать себя причастным к глобальным корпоративным проектам и повысит его мотивацию.

В целлюлозно-бумажной компании «Илим» действует программа «Фабрика идей». Она дает специалистам возможность реализовать проекты, которые оказывают прямое влияние на производственные и бизнес-процессы, делают их более эффективными и дают дополнительный экономический эффект.

6. Позаботьтесь о work-life balance сотрудников

Пицца по пятницам — вряд ли серьезный мотиватор для человека, который каждый день по 3 часа добирается в офис или систематически перерабатывает. А вот гибкий график, удаленная работа, well-being программы, фокус на результате, а не отработанных часах, — да. Позаботьтесь о том, чтобы у вашей команды оставалось время не только на работу, но и на личную жизнь.

Вот несколько способов, как этого добиться:

  • Сделайте переработки исключением, а не правилом. Если специалисту приходится задержаться в офисе, лично попросите его об этом и обязательно компенсируйте дополнительные часы работы — выплатите бонус, дайте дополнительный выходной и т.д.
  • Пересмотрите нагрузку и устанавливайте реалистичные дедлайны. Если объем задач очень большой, то помогите распределить их по приоритетности или наймите в помощь стажера, если есть такая возможность.
  • Разработайте корпоративную программу благополучия — компенсируйте консультации с психологом, абонемент в фитнес-клуб или подписку на онлайн-тренировки и прочие инициативы, направленные на поддержание здоровья, позволят снизить стресс сотрудников.
10 способов мотивации сотрудников

Уже упомянутая Группа «Самолет» разработала проект гибких графиков. Сотрудники могут перестроить рабочий день по своему усмотрению: работать 4 дня в неделю, выбрать сокращенную пятницу или, например, непрерывно работать 10 месяцев, а потом 2 месяца отдыхать. Есть опция flex hours (гибкие часы), когда специалист может начать работу в 4 утра, а закончить в 2 дня.

Авиакомпания S7 запустила для своих сотрудников сервис безлимитных консультаций с психологами, юристами и финансовыми экспертами. Специалисты в режиме онлайн помогают людям найти правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

7. Создайте дружескую атмосферу в коллективе

Хорошие отношения с коллективом тоже повышают мотивацию. Когда человек знает, что коллеги всегда готовы прийти на помощь и поддержать, он охотнее берется даже за сложные задачи.

Сплотить команду помогают различные корпоративные мероприятия (тимбилдинги, забеги, марафоны здорового питания и т.д.), а также комьюнити по интересам. Они дают коллегам возможность лучше узнать друг друга, общаться в неформальной обстановке и укреплять командные связи.

В пивоваренной компании «Балтика» объединяющей инициативой стал проект «Клуб добрых дел», в рамках которого сотрудники участвуют в волонтерских акциях: заботятся о пожилых людях, ухаживают за животными, посещают экологические выезды и т.д. Это объединяет людей из разных городов и филиалов.

8. Обеспечьте комфортные условия работы

Обстановка на рабочем месте — еще один важный фактор мотивации персонала. Даже если вы платите конкурентную зарплату и предлагаете внушительный соцпакет, мало кому понравится работать в помещении с облетающей штукатуркой, вечно неработающей офисной техникой и необходимостью обедать за рабочим столом.

Прислушайтесь к тому, что просят сотрудники, и обратите внимание на то, чем они часто пользуются. Выделите специальное место для отдыха, купите микроволновую печь и хорошую кофемашину на кухню, сделайте зеленые зоны с живыми растениями. В помещении должно быть хорошее освещение и комфортная температура воздуха. Все это не требует значительных затрат, зато людям станет гораздо приятнее находиться на работе.

Важность условий труда для персонала подтверждена опытом компании «Дикси». После масштабной реновации магазинов eNPS (Employee Net Promoter Score, индекс лояльности к работодателю) резко возрос — сразу на 60 п.п.

9. Делитесь с сотрудниками планами компании

Сотрудники будут больше вовлечены в работу, если будут знать и понимать глобальные цели компании, — только тогда они ощутят значимость своего вклада в ее развитие. Поделитесь с командой стратегией хотя бы на ближайший год и четко сформулируйте задачи каждого подразделения: их можно оформить в виде презентации для общего доступа либо распечатать и разместить на видном месте в офисе или на производстве. Индивидуальные цели каждого специалиста обсуждайте на one-one-one встречах.

Нефтегазохимический холдинг СИБУР раз в 3 месяца проводит корпоративный форум, на котором генеральный директор и члены правления напрямую общаются с сотрудниками. Вопросы можно задать заранее в режиме онлайн. Этот инструмент помог компании сформировать диалоговую культуру.

10. Предложите долю в бизнесе

И еще одна нестандартная форма мотивации — предоставление сотрудникам опционов, то есть возможности получить долю в компании при соблюдении определенных условий. Как правило, она выражается в акциях или праве на долю прибыли при успешной продаже бизнеса.

Вне зависимости от формы участия в бизнесе, у человека появляется мотивация вкладываться в его развитие как в свой собственный. Таким образом, компания быстрее растет, ведь персонал лично в этом заинтересован.

Группа «Тинькофф» выкупила акции на несколько миллионов долларов, чтобы потратить часть из них на опционную программу. Сначала в нее входили топ-50 сотрудников, а с ростом компании увеличилось и число участников программы. Количество акций привязано к результатам оценки 360 градусов.

Как оценить эффективность текущей системы мотивации

Нет универсального решения, которое бы позволило замотивировать сразу всех ваших сотрудников, поскольку у каждого из них свои потребности: кого-то мотивируют бонусы за выполнение KPI, а кому-то важно слышать похвалу от руководства. Однако общие «боли» и проблемные зоны все-таки можно выявить. Проще всего это сделать с помощью анонимного опроса, например, на онлайн-платформе для оценки и развития персонала Happy Job.

Пример вопросов для оценки вовлеченности сотрудников на платформе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhappy-job.ru%2F&postId=1123502" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Happy Job</a>.
Пример вопросов для оценки вовлеченности сотрудников на платформе Happy Job.

Исследование позволит узнать, чего команде не хватает на рабочем месте и какие действия со стороны работодателя могли бы повысить ее удовлетворенность и мотивацию.

Пример вопросов для оценки вовлеченности сотрудников на платформе <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhappy-job.ru%2F&postId=1123502" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Happy Job</a>.
Пример вопросов для оценки вовлеченности сотрудников на платформе Happy Job.

На основе полученной информации вы сможете разработать программы мотивации, которые будут релевантны именно для ваших сотрудников и смогут удовлетворить их потребности.

33
Начать дискуссию