Новые технологии к 2022 году изменят мировой рынок труда

Может ли роль СЕО перехватить робот? Какими качествами должен обладать управленец нового типа, чтобы не допустить этого?

В закладки

Все длиннее список «умирающих» профессий, тех, где человека заменит машина, а то и просто фрагмент программного движка. Цифровая трансформация радикально меняет рынок труда. Но можно ли автоматизировать процесс управления, менеджмент?

Дмитрий Плотников, партнер Strategy Partners

Человек. Только ему присуще личностное начало, способность осмыслять мир через ощущения и эмоции — воспринимать запах цветов, вкус еды, сохраняют конкурентоспособность. Искусственный интеллект пока не способен на эмоции и иррациональное мышление, а это как раз то, что называется «творческой жилкой», так необходимой в управлении. Конечно, существуют программы, которые генерируют идеи. Иногда даже очень удачные. Но их возможности пока несравнимы с простым человеческим полетом фантазии.

Но это не значит, что CEO-человеку можно расслабиться. Как следует из доклада WEF The Future of Jobs 2018, благодаря внедрению новых технологий уже к 2022 году рынок труда в мире существенно изменится: 75 млн рабочих мест исчезнут, уйдут в прошлое многие специальности. Одновременно предполагается, что приход новых технологий создаст 133 млн новых рабочих мест. И абсолютно новых специальностей и профессий. При этом роботы начнут занимать все больше рабочего пространства. Если в 2018 году они замкнули на себя 29% всех рабочих часов, то в 2025 году эта цифра вырастет до 52%.

А что станет, к примеру в СЕО? Ведь ему, как и многим другим управленцам, придется работать в новых условиях. А значит - владеть адекватными изменившемуся рынку компетенциями. Без должного качества управления никакой бизнес не выстоит перед новыми требованиями времени. Следовательно, исполнительный директор должен осваивать новые навыки сразу в нескольких областях.

Управление

То, что цифровые технологии непрерывно развиваются и внедряются на рынке, вовсе не значит, что можно полностью положиться на них. Благодаря автоматизации и роботизации производительность труда к 2022 году в среднем вырастет на 30% по сравнению с 2015 годом. Это огромный прогресс. И, чтобы достичь его на своем предприятии, грамотный CEO должен управлять цифровой трансформацией: не только использовать машинные данные, но и разрабатывать и реализовывать стратегию. Быть компетентным в области данных и их анализа, понимать технологии цифровых закупок и по-прежнему, как в «доцифровую» эпоху, заниматься стратегическим планированием.

И, разумеется, научиться гибкости управления. К тому же, как выяснилось, только меньше четверти рабочих мест могут быть автоматизированы на 70% и больше. Поэтому будет распространяться «стратегия дополнения», которая предполагает, что часть операций, выполняемых людьми, перекладывается на механизмы и алгоритмы.То есть придется учитывать баланс в работе роботов и людей, в учете их трудового вклада. Особенно это важно при распределении нагрузки на кадровый персонал. Необходимо ценить как штатных сотрудников, так и удаленных работников и видеть различия между ними. Ведь аутбрейнинг все глубже проникает в рабочие процессы. Исполнительному директору будущего очень важно уметь выстраивать работу с удаленным персоналом и проектными командами. А иногда — перенаправлять ее в автоматическое русло.

Межличностное общение

Исполнительный директор — не только стратег и аналитик. Он не может просто отдавать указания, сидя безвылазно в кабинете и сверяясь с графиками и показателями. Современный CEO должен быть настоящим профессионалом межличностного общения. Понимание и осознание, когда именно и с кем вступить в партнерство и заключить сделку, становится подчас единственным залогом успешного развития компании. Этот навык помогает наладить взаимодействие с заинтересованными сторонами и стратегически важными поставщиками. А значит, для исполнительного директора будущего важна многопрофильность. Точнее, достаточный уровень знаний в тех областях, откуда планируется запрашивать дополнительные инвестиции.

Понимание технологического развития

Экономический ландшафт до 2022 года будут определять четыре основные технологии: высокоскоростной мобильный интернет, использование больших данных, искусственный интеллект и облачные технологии. То есть современный CEO не может быть ретроградом. Он должен выполнять свою работу в новой среде закупок, даже если до этого компания много лет оперировала классическими инструментами продаж. Обязан знать, как получать максимум от оцифрованных систем и процессов, эффективно использовать инструменты на основе ИИ и других технологий. Ориентироваться в потоке данных, постоянно повышать экспертизу в digital-инструментах, PR. А еще он должен быстро обучаться. Всегда быть «в тренде», вовремя узнавать о появлении новых инструментов разработки, продажи и продвижения своего продукта. То есть успешно конкурировать с молодым поколением, которое сформировалось в эпоху непрерывно развивающихся информационных технологий.

Умение ценить время

К сожалению или к счастью для современного CEO, время стало ресурсом. И руководитель бизнеса должен понимать и принимать это. Не делать необдуманных шагов, ведущих к ошибкам, на исправление которых потом придется тратить время. А вовремя выбирать сбалансированную стратегию. Особенно важно это для развивающегося бизнеса, который хочет войти в круг успешно растущих компаний.

Сейчас в сфере ритейла этим умением отличаются владельцы компаний, занимающихся интернет-маркетингом. Видя рынок изначально под другим углом, они успешно обходят все трудности, с которым сталкивается в России малый бизнес. Мне кажется, их успех связан в первую очередь с открытостью всему новому. Сфера интернет-маркетинга сравнительно нова и еще не успела сформировать традиции, сдерживающие ее развитие. Сотрудники такой компании всегда располагают актуальной информацией о бизнесе, активнее всего общаются с партнерами и клиентами в мессенджерах, чатах, соцсетях. А руководитель всегда на связи со своими сотрудниками, в том числе и с помощью высокотехнологичных средств связи.

Отрасли, интенсивно использующие высокие технологии, растут в 1,7 раза быстрее других. Еще пример — обслуживание клиентов. Производя его через дистанционные каналы, финансовая организация, к примеру, может сократить трудозатраты в 8–9 раз.

Адаптивность

Как показывают исследования, рабочие процессы всех передовых российских компаний активно цифровизируются. А значит, руководителям для поддержания конкурентоспособности как на российском, так и на международном рынке приходится идти в ногу со временем. Успешные CEO находят новые актуальные тренды, выходят на внешние рынки, формируют альянсы, адаптируют свою бизнес-модель, встраиваются в программы государственной поддержки. Это приводит к формированию культуры, в значительной степени ориентированной на результат.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Плотников", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 112694, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 16 Mar 2020 14:49:00 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир