Представьте себе, вторую половину нулевых. Российский и западный бизнес сливаются в экстазе борьбы за тепленький российский рынок. Клиентов и территорий хватает на всех. Только что открылся SOHO Rooms, московский клуб, который станет иконой стиля в области роскоши и дороговизны на несколько тусовочных лет)) Стив представил первый яблочный аппарат. И все модники и модницы меняют свои Nokia, на это бескнопочное чудо. Ни и так далее и тому подобное. А я прихожу работать в до этого не совсем знакомый мир очень больших компаний. Да еще и в не до конца понятный отдел по корпоративным вопросам (Corporate Affairs). Или, если уж совсем упростить, то можно назвать это PR-отделом. И задача этого отдела была защищать корпоративную репутацию. Функция в то время только набирает обороты в России. Быть пиарщиком становится модно и стильно. Даже Российское Правительство к этому времени начинает заходить в тему. Согласно данным Википедии: «В 2007—2014 гг. правительство РФ с согласия президента Путина перечислило около 2 млн. долларов американской коммуникационной компании Ketchum за услуги по продвижению международного имиджа России.». И это только вершина айсберга. По данным оттуда же – рынок PR в России образца 2007 года – это 1,75 миллиарда долларов. Вот такое для меня было начало в этом новом мире корпоративных вопросов. Яркое, светлое и очень интересное. Такое, что затянуло меня с головой. Ведь, я до сих пор строю свою карьеру и экспертность именно в этом направлении. Так, что же это и как его едят? Чем занимаются в департамента корпоративных вопросов? Направлений в классическом виде несколько: 1. Внешние коммуникации. Это вся деятельность, которая направлена на формирование репутации и имиджа компании во внешнем мире. Работа с журналистами во всем ее многообразии, от подготовки пресс-релизов, до масштабных пресс-туров на производство. Участие в бизнес и отраслевых мероприятиях. Создание и наполнение официальных интернет-сайтов компании. Разработка специальных проектов, связанных с выходом новых продуктов. Сегодня бы сюда еще добавили бы блоггеров, но тогда такого понятия не было. 2. Внутренние коммуникации. Здесь все, что направлено на информирование сотрудников о том, что компания делает и к какому будущему идет. Подготовка ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных и прочих мероприятий для сотрудников. Рассылка информационных писем и сообщений от руководства. Создание корпоративных газет и журналов, где вы можете быть и пиарщиком и журналистом, и редактором, и издателем. Обычно еще и одновременно. Ведение мессенджеров и внутренних сайтов для сотрудников. 3. Социальные проекты, или по-модному – ESG. Здесь спектр задач также максимально широк. От благотворительных акций и корпоративного волонтерства, до согласования норм выбросов отходов, перехода на экологичную упаковку и поддержки программ по борьбе с домашним насилием. Сюда же попадает и обширный спектр социально-образовательных и социально-просветительских проектов. Например, информационные кампании о пользе или вреде тех или иных продуктов. 4. И, король всех коммуникаций – отношения с государственными органами. Это самое заветное направление для пиарщика, так как он или она становится уже джиарщиком (от англ. GR – government relations). То есть переходит в элиту коммуникаторов. Джиарщики ведают отношениями с отраслевыми ассоциациями, которые могут продвигать интересы бизнеса. Общаются с крупными научными организациями, которые могут быть полезны в работе с чиновниками. И, конечно, на постоянной основе ведут работу с ФОИВами, то бишь Федеральными Органами Исполнительной Власти. И уровни тут самые разные, от рядовых сотрудников отделов Министерств, до Председателя Правительства. И вот, на это все я подписал свою карьеру. Сначала были социальные проекты, потом меня направили на журналистскую амбразуру, прикрывать репутацию. Далее были внутренние коммуникации с их жесткой обратной связью от коллег. Ну и, в отношения с государственными органами я тоже зашел. Правда немного позднее, уже в другой компании и на другой должности. Историй связанных с моей работой коммуникатором у меня на многие сотни страниц рукописного текста. От эпичной поездки на тест-драйв Ferrari с цветом российской журналистики, до Владимира Путина за рулем другого, уже электромобиля, за продвижение которого я отвечал. От смешных ситуаций на прямых эфирах РБК, до совершенно не смешных диалогов с когда-то всесильным Росалкогольрегулированием. Про то, что такое GR у меня есть отдельная статья тут на VC, а о других аспектах своей работы заходите ко мне на YouTube-канал. Там много и о веселом, и о серьезном. Нужно только кликнуть по ссылке и все сразу станет понятно))