Эмоциональный интеллект в переговорах: 7 действенных приемов медиатора для управления эмоциями оппонентов

Эмоциональный интеллект. Эта фраза сегодня входит в топ трендовых терминов. Коучи, психологи, бизнес-тренеры и эксперты по коммуникациям убедили нас в важности навыка управления эмоциями.

Способность предчувствовать и укротить эмоциональную бурю — умение, без которого «корочки» медиатора бесполезный фантик.

Как применить в переговорах навык управления эмоциями? Какие у медиатора есть методы «усмирения» оппонентов и «тушения пожаров»? Об этом расскажу в статье.

Маркеры эмоциональной осознанности медиатора

Специалист с «прокаченным» эмоциональным интеллектом считывает любые нюансы в изменении фона встречи. Смысловая окрашенность слов, экспрессия в жестикуляции, мимике, движениях тела — эти маркеры эмоционального настроя оппонентов опытный медиатор улавливает моментально.

Какие качества должен проявлять медиатор, чтобы установить эмоционально комфортную атмосферу на переговорах?

Эмоциональный интеллект в переговорах: 7 действенных приемов медиатора для управления эмоциями оппонентов
  • Глубокая «равнозаряженная» эмпатия

Подобно независимому рефери, медиатор не должен симпатизировать одному из оппонентов. Он должен демонстрировать непредвзятость и открытость и быть готовым включиться в обсуждение самых «неудобных» вопросов.

  • Высокий уровень самоконтроля

Еще один маркер профессионализма — умение «разоружать воинов», пришедших на переговоры с «упавшим забралом и наточенными копьями».

Высший пилотаж в таком процессе — распутать клубок взаимных обид и претензий, примирить непримиримых воителей и найти решение, которое удовлетворит интересы пришедших на «поле брани».

Объективность vs равнодушие: баланс эмоционального нейтралитета

«Бесстрастность — это равнодушие!» — такой миф кочует среди тех, кто мало знаком с особенностями переговоров в медиации. Это глубокое заблуждение. Эмоциональный нейтралитет медиатора — его незыблемый статус, дающий возможность видеть и оценивать предмет конфликта максимально объективно. Нарушение границ «нейтральной территории» подрывает доверие участников процесса к медиатору и бросает тень на его профессионализм.

Равнодушие специалиста — это работа «по верхам». Без прояснения деталей, важных для течения и исхода переговоров. Без внимания к моментам, которые особенно волнуют участников процесса.

К беспристрастности такой подход никакого отношения не имеет.

Эмоциональный интеллект в переговорах: 7 действенных приемов медиатора для управления эмоциями оппонентов

7 приемов управления эмоциями в переговорах

Медиатор — это дирижер в оркестре эмоций участников переговоров. Для виртуозного управления оркестром одной дирижерской палочки недостаточно. Нужны дополнительные приемы, усиливающие ее действие.

1. Комфортная атмосфера

Сделайте пространство и эмоциональную атмосферу переговоров «зоной комфорта». Важно, чтобы оппоненты ощущали себя физически, психологически и эмоционально уютно и не чувствовали преград для выражения своих идей, эмоций, переживаний и опасений.

2. Образец для подражания

Будьте спокойны и стабильны на протяжении всего слушания. Не теряйте контроль над эмоциями, как бы ни «штормило» оппонентов. Эмоционально нейтральный фон будет «выравнивать» эмоции. Для конфликтующих это ориентир, к которому они интуитивно стремятся как к благоприятному для себя.

3. Активное слушание

Чутко слушайте стороны конфликта. Не перебивайте их и «не договаривайте» за них, если они не просят помочь с выражением мыслей. Демонстрируйте понимание мнений — так вы успокоите эмоциональный нерв при обсуждении особенно острых моментов.

4. Отзеркаливание

«Отзеркаливайте» эмоции оппонентов. Будьте в одной эмоциональной тональности. Это сблизит вас, и участники переговоров поймут: их чувствуют и понимают.

Будьте внимательны! Эта техника применяется только в отношении положительных эмоций. В разгорающемся конфликте «отражать» эмоции нельзя! Спор разгорится до предела, чувства «забрызжут» и станут неуправляемыми. В этой ситуации медиатор должен реагировать особенно быстро. Используя нейтрально окрашенные слова и «успокаивающие» жесты, он должен выровнять общее настроение. В противном случае переговоры могут «пойти юзом» и «улететь в кювет».

Эмоциональный интеллект в переговорах: 7 действенных приемов медиатора для управления эмоциями оппонентов

5. Перенастройка фокуса

Фиксируйте внимание оппонентов на предмете обсуждения, отводя от выяснения личных отношений. Смещайте фокус на поиск ответа на вопрос «Что делать?» с бесполезной игры в пинг-понг под названием «Кто виноват?».

6. Рефрейминг: смена ракурса

Покажите сторонам конфликта предмет спора с нового ракурса — менее острого и эмоционально напряженного. В основе этого приема (рефрейминга) лежит принцип инверсии, когда негативное высказывание трансформируется в положительную или нейтральную формулировки.

На практике это выглядит так. Например, одна из сторон конфликта выдвигает претензию: «Он практически никак не участвует в делах бизнеса! А свою долю прибыли получает регулярно!». Этот упрек лучше перевести в такую формулировку: «Вы хотите, чтобы партнер принимал больше участия в рабочих процессах. Верно?». Это снимает негатив и делает коммуникацию предметной и продуктивной.

7. Кодекс поведения

Установите «Кодекс поведения» — своеобразный регламент делового этикета для данных переговоров. Согласуйте с оппонентами «табуированные» темы, выражения и другие правила поведения. Это позволит избежать многих неприятных моментов, которые часто заранее невозможно предположить. «Стоп-темы», «стоп-слова» и «стоп-жесты» — отличная профилактика острого конфликта и цепкое лассо медиатора для управления эмоциональным фоном встречи.

Применяя эти техники, медиатор может контролировать и корректировать эмоции на переговорах. Управление эмоциями в медиации принципиально важно. Это практический навык, который обеспечивает настройку на конструктив и вывод переговорного процесса из «поля брани» в область диалога и поиска решений в формате win-win.

66
Начать дискуссию