Делаем ярче: как усилить ценности компании, чтобы сотрудники им следовали

Креативная и визуальная концепции ценностей

Привет, это Ольга Останина из Manifesta Agency (ex. Jobby). Мы уже говорили про то, что корпоративные ценности — это основа компании, которая определяет ее культуру и помогает достичь целей.

Делаем ярче: как усилить ценности компании, чтобы сотрудники им следовали

Иногда стандартные формулировки не способны передать суть ценностей и привлечь сотрудников. И сами сотрудники не всегда готовы включиться, следовать новым ценностям и использовать их в работе. Особенно если это ценности с громоздкими и скучными формулировками.

В таких случаях может помочь креативная концепция.

Креативная концепция — это нестандартная творческая идея, близкая сотрудникам, которую можно использовать как основу для подачи ценностей. В нее входят, например, креативное название и фирменный стиль для подачи ценностей.

Содержание:

Когда применять креативную концепцию корпоративных ценностей

1. Ценности только сформулированы или на стадии описания. Если вы смотрите на них и понимаете, что хочется ярче и интереснее, то это хороший момент для использования креативной концепции.

2. Когда ценности сформулированы давно, но сотрудники о них не знают. Если продвижение ценностей было давно и вы ничего не разрушите, то можно создать креативную концепцию, чтобы дать им новую жизнь.

3. Когда ценности сформулированы давно и сотрудники их знают, но старая подача потеряла актуальность, выглядит устаревшей и никак не действует на новых сотрудников.

4. Когда в компании произошли стратегические изменения, которые влекут за собой изменения культуры и ценностей. Например, когда вы были международной компанией и перестали ею быть. Или меняется руководство/собственник.

Один из наших любимых и нестандартных кейсов: в ГК «Благо» разработали прекрасные ценности, но было важно найти отклик у сотрудников.

Чтобы каждый сотрудник любого филиала понимал, что значит та или иная ценность и как она соотносится с его работой. И неважно, где он работает: в офисе или на производстве.

Лучшим форматом для этого стали креативные комиксы! При этом мы не просто создали контент, а вовлекли в его создание сотрудников. В каждом комиксе была понятная многим ситуация из рабочей жизни с привычными сотрудникам героями — их же коллегами.

Комиксы для ГК «Благо»
Комиксы для ГК «Благо»

Когда лучше не применять креативную концепцию корпоративных ценностей

1. Когда ценности недавно сформулировали и уже запустили. Если прошло 2–3 месяца, а вам что-то не нравится, дайте лучше им «пожить» какое-то время.

2. Когда они существуют 2–3 года и хорошо работают. Они являются основой корпоративной культуры и находят отклик у сотрудников. Тот самый случай, когда «Работает — не трогай».

3. Ценности написал сам СЕО/собственник, они ему нравятся и он настаивает на тех же формулировках, что и раньше, и отказывается от креатива. И что бы вы ни предложили, будут какие-то оговорки.

Креативная концепция корпоративных ценностей может стать отличным способом привлечь внимание сотрудников и передать суть ценностей компании.

Однако перед ее применением необходимо тщательно проанализировать ситуацию и понять, обязательно ли это. Если вы решите использовать креативную концепцию, то следите, чтобы она была близка сотрудникам и передавала суть ценностей компании.

Как создавать креативную концепцию: пути и примеры

Есть три основных пути ее создания.

1. Ищем объединяющую идею или слоган

Проводим исследование корпоративной культуры и воркшопы с менеджментом для одной цели: собрать те смыслы, которые хотелось бы вложить в ценности. И ищем в этим смыслах то, что их объединяет.

Пример: для хоккейного клуба «Авангард» мы выбрали такой идеей само название клуба и вопрос «Что значит быть в Авангарде?» А дальше отвечали на него: быть в Авангарде — значит становиться лучше каждый день, мыслить за пределами, иметь смелость быть первым и т. д. Это и есть те самые смыслы, оформленные в красивую и понятную обертку, связанную с названием клуба.

2. Создаем единую конструкцию

Здесь смотрим, чтобы ценности были похожи друг на друга, укладывались в единую конструкцию. Например: «Мечта вращать планету», «Дерзость не признавать статус-кво» и «Свобода быть собой» у ГК «Самолет» — три слова и яркое существительное в начале каждой ценности.

Единая конструкция ценностей ГК «Самолет»
Единая конструкция ценностей ГК «Самолет»

А для того же «Авангарда» мы разработали простые и понятные названия вида «инфинитив + существительное», и они легко запоминаются.

Делаем ярче: как усилить ценности компании, чтобы сотрудники им следовали

3. Продумываем подходящую метафору

Это история с поиском ответа на вопрос «Ценности для нас — они как что?» И ответы часто бывают интересными. Можно отталкиваться от рода занятий компании. Например, если она работает в строительстве, то использовать такие слова, как «фундамент» или «несущая конструкция». А у энергетиков найти что-нибудь про «заряд» и «напряжение».

В IT-компании Nexign нами и руководством была придумана такая метафора: «Ценности — это как открытый код». Открытый код программисты выкладывают в общий доступ, и любой человек может его улучшить или сломать. Эта метафора показывает гибкость ценностей компании и баланс между свободой и ответственностью у каждого сотрудника.

Как усилить ценности визуально

Визуальная концепция ценностей не менее важна, чем креатив при создании структуры или поиске метафоры. И усилить ценности визуально можно даже не прибегая к помощи профессионального дизайнера или не выделяя огромный бюджет. Есть как минимум четыре способа:

1. Придумать символы для каждой ценности. Отдельные пиктограммы или иконки ценностей можно использовать в коммуникации по ценностям.

Студия Лебедева для Райффайзенбанка зашила в пиктограммы метафору оригами. Каждая ценность будто «раскрывается».
Студия Лебедева для Райффайзенбанка зашила в пиктограммы метафору оригами. Каждая ценность будто «раскрывается».

2. Цветовое кодирование. Для каждой ценности — отдельный цвет.

В компании Nexign мы ушли от классического фирменного цвета и выделили ценности именно по цветовым группам.
В компании Nexign мы ушли от классического фирменного цвета и выделили ценности именно по цветовым группам.

3. Разработка маскота. Это придуманный персонаж, который будет являться носителем ценностей компании. Или отдельный персонаж для каждой ценности.

Агентство MakeLove придумало вот таких мультперсонажей для РТ Лабс. Они запоминаются и легко адаптируются во внутренних коммуникациях.
Агентство MakeLove придумало вот таких мультперсонажей для РТ Лабс. Они запоминаются и легко адаптируются во внутренних коммуникациях.

4. Сделать полноценную айдентику. Прекрасно, если удастся разработать отдельный фирменный стиль для ценностей. Тогда коммуникации по ценностям будут отделены от других коммуникаций в компании и сотрудники будут легко выделять их из общего потока внутренней информации.

В ГК «Петрович» айдентику ценностей построили на образах фактуры строительных материалов. «Развитие» — про дерево, которое растет. «Помогай и поддерживай» — ткань, которая укутывает и дает тепло. «Преодоление» — несгибаемая сталь.

Делаем ярче: как усилить ценности компании, чтобы сотрудники им следовали

Далеко не все делают визуальную и креативную концепции ценностей, и это не всегда необходимо. Но часто эти простые приемы помогают вызвать доверие к ценностям и сделать их гораздо более понятными для сотрудников.

Главное — не заиграться в креатив и убедиться, что концепция действительно работает у вашей целевой аудитории.

А больше полезной информации — в нашем вебинаре на эту тему.

Мы считаем, что сотрудники, которые понимают цели компании, разделяют ее ценности и увлечены своей работой, могут добиться впечатляющих результатов и сделать бизнес успешным.

Мы верим, что самый правильный путь к этому лежит через работу с культурой и коммуникациями в организации.

Мы манифестируем важность культуры и коммуникаций для каждой компании и поможем каждому, кто решит их развивать. И мы будем рады сопровождать вас на этом пути.

Если вам нужно выстроить те ценности, которые соответствуют вашему бизнесу и разделяются вашей командой, — пишите!

А больше интересного — в нашем телеграм-канале.

11
Начать дискуссию