Переход на удаленную работу: мнения руководителей digital-агентств

Автор интервью - Анастасия Остроухова, руководитель отдела интернет-маркетинга агентства «Директ Лайн».

В закладки

Идея этого интервью пришла ко мне, когда мы в агентстве на фоне ситуации с пандемией предложили сотрудникам работать из дома. Я обратилась к руководителям диджитал-агентств из Новосибирска и Санкт-Петербурга и разузнала, что они думают про удаленную работу. Поскольку собрать всех было бы крайне сложно, интервью состоялись в мессенджерах с помощью голосовых сообщений, поэтому ответы получились неформальными и в разговорной форме.

Есть ли у вас сотрудники, которые работают на удаленке постоянно? Какие вы видите в этом плюсы, и с какими сложностями можно столкнуться?

Николай Глухих, директор digital-агентства WOW:

У нас есть сотрудники, которые постоянно работают на удаленке. Из плюсов — этим сотрудникам нравится, и они сами захотели работать на удаленке. На этом, наверное, плюсы заканчиваются, потому что на самом деле взаимодействие в команде сильно затруднено. У нас много проектов, которые связаны с коммуникацией двух-трех специалистов в моменте постоянно, и когда сотрудник сидит далеко, это вызывает некоторые проблемы.

Денис Осадчий, директор агентства интернет-маркетинга «Директ Лайн»:

Да, у нас есть специалисты, которые постоянно работают на удаленке: это интернет-маркетологи, которые прошли обучение в компании, поработали по несколько месяцев и даже больше года. Полностью процессы работы и коммуникации были отлажены в офисе, и сейчас эти специалисты работают удаленно. Никаких сложностей нет абсолютно. Качество и темпы работы такие же, а может быть и лучше, по сравнению с работой в офисе. Важно в начале все-таки сформировать общий подход и наладить коммуникации. Когда человек знает, как все происходит в компании, и когда его все достаточно хорошо знают, то в принципе никакой сложности в организации работы удаленно нет. С менеджерами по продажам и аккаунт-менеджерами такого опыта работы у нас нет, а вот специалисты работают удаленно и качественно. Плюсы в том, что концентрация при работе дома может быть выше при наличии соответствующих личных качеств.

Алексей Радкевич, директор агентства интернет-маркетинга «Студия ЯЛ»:

У нас в «Студии ЯЛ» постоянно на удаленке работает несколько человек, даже больше 10. С ними нет никаких проблем, мы их очень хорошо знаем, постоянно работаем. Более того, в 100 % случаев это сотрудники, которые проработали у нас в офисе много лет, поэтому мы очень хорошо с ними ладим, понимаем, осознаем их потребности, а они осознают наши потребности. Пожалуй, единственным минусом является вопрос легализации доходов и перехода в текущий момент на самозанятость. Этот вопрос решается постепенно, в этом направлении хорошее продвижение. Мелкий нюанс — доступность этих сотрудников в определенное время, но,поскольку с ними поддерживаются хорошие отношения, мы обычно знаем, насколько они загружены.

Никита Михеенков, сооснователь digital-агентства Nimax:

У нас есть сотрудники, которые работают на удаленке. Как правило, это ребята, которых мы нашли в других городах, и они пока не могут к нам переехать. Мы стараемся, чтобы количество удаленщиков в компании было не более 10 %, но, тем не менее, умеем с ними работать, и вся инфраструктура у нас под это готова. Плюс у нас есть дистанционный офис в Москве, что подразумевает постоянную удаленную работу с ребятами. Плюсы дистанционной работы в том, что человек находится в комфортной для него среде и не сталкивается с отвлекающими факторами офиса, а значит, его работоспособность растет. Еще он не тратит время на дорогу и какие-то такие вещи, которые просто немного лишние в 2020 году. Ну а минусы — это усложненное взаимодействие с командой. Все-таки, несмотря на наличие чатов и внутренних систем, часто бывает что-то проще обсудить лично, а у удаленщиков такой возможности нет. Ну и наверное еще одна сложность — интеграция в команду, потому что когда ты работаешь дома, ты не всегда чувствуешь себя частью компании, и это, конечно же, проблема.

Вы уже перевели или, может быть, планируете переводить сотрудников на хоум-офис? На ваш взгляд, как быстро пройдет адаптация сотрудников, с какими сложностями они столкнутся?

Николай Глухих, директор digital-агентства WOW:

Про хоум-офис на фоне вот этой истории с коронавирусом: мы думали, мы посовещались и, можно сказать, коллегиально приняли решение, что в обязательном порядке на удаленке работают сотрудники, у которых детей отправили на каникулы заранее. У нас в Новосибирске с 18 марта объявлены каникулы, которые продлятся достаточно долго. Вторая категория сотрудников, которая обязательно работает на удаленке, — это те, кто чувствует недомогание какое бы то ни было. Сейчас весна, достаточно зябко на улице, соответственно, можно легко простудиться. В общем, простуду не надо нести в офис. В остальном же мы работаем в офисе, у нас много отдельных кабинетов, нет такого как в опенспейсах, когда любая зараза распространяется моментально. У нас адаптация может занять несколько дней, за которые человек должен самоизолироваться.

Денис Осадчий, директор агентства интернет-маркетинга «Директ Лайн»:

С этой недели мы предложили на выбор работу из дома или из офиса всем специалистам, которые не работают напрямую с клиентами. Пока все в порядке, мы отлаживаем процесс. Планерки, отчетность — это все, конечно, меняется, когда работа переходит в удаленный режим, но больших сложностей не наблюдается, все влились. Конечно, требуется перестройка, особенно первое время ребята страдают от одиночества. говорят, что получается работать продуктивно, но очень скучно. У нас в офисе достаточно живая атмосфера: кто-то играет на гитарах в обеденный перерыв, все общаются, у нас опенспейс. И вот сейчас не хватает общения. Но я думаю, поскольку это необходимо, все перестроятся через какое-то время, ну а первое время — да, непривычно и сложно. Это новый опыт, который, я уверен, позволит нам улучшить процессы, стандартизировать какие-то вещи в плане контроля результатов, отчетности, сделать их более современными. Там, где не нужно собираться, а можно написать итоги в общий чат, нужно это сделать. Мы уже видим, что есть вещи, которые делаются по привычке, и можно делать их лучше.

Никита Михеенков, сооснователь digital-агентства Nimax:

Часть сотрудников мы действительно уже отправили на удаленную работу, пока по желанию. Где-то четверть или треть офиса отправилась домой, с понедельника планируем отправлять следующую группу. Пока это вроде бы происходит нормально, какого-то падения работоспособности и сложностей не возникает. Но, опять же, это из-за того что вся инфраструктура — система управления проектами, чаты, базы знаний — все это уже настроено. Ребята просто открывают это дома и продолжают работать, ничего по сути не меняется.

Алексей Радкевич, директор агентства интернет-маркетинга «Студия ЯЛ»:

Если принимать во внимание текущую ситуацию по переводу людей на хоум-офис, то тут мы ждем официального решения властей. Мы с вами не эпидемиологи и не вирусологи, представления у нас о данном вирусе достаточно смутные и состоят они из того, что нам вещают СМИ. Довольно неправильно делать какие-то выводы только на основе публикаций в прессе. По поводу перевода сотрудников на хоум-офис: как бизнес-решение на постоянной основе — мы не против этого. Но я бы сказал, что экономия от этого незначительная. Если переводить на хоум-офис и на самозанятость, то да, а если их оставлять на хоум-офисе и они официально работают у нас, мы выплачиваем все налоги и т.д., то экономия на недвижимости достаточно небольшая. В объемах компании сэкономить 20-40 тысяч — это неинтересно, есть другие способы, как эти деньги можно заработать. Если брать дальнюю перспективу, то очевидно, что часть работников не может работать дома. Мне достаточно своего примера: я много лет работал как фрилансер без официального трудоустройства и могу сказать, что для меня эта ситуация абсолютно не подходит, я должен работать в коллективе, в офисе. Для меня ежедневный выход на работу — это самодисциплина, которую я дома поддерживать не могу по причине того, что у меня семья, дети, и будет достаточно сложно организовать свое рабочее место. Кроме того, есть полное осознание того, что часть людей, которая стремится на хоум-офис, делают это не для того, чтобы работала стала эффективней. Они хотят просто не работать. Не говорю обо всех, но такие люди есть, они видны в коллективе, и переводить их на хоум-офис бессмысленно, потому что им банально нужна дисциплина и поддержка именно в офисе.

Какие меры стоит предпринять сотрудникам и руководителям в агентствах, чтобы не снизилась продуктивность?

Николай Глухих, директор digital-агентства WOW:

Чтобы не снизилась продуктивность, надо продолжать работать продуктивно по большому счету. На самом деле я смотрю на коллег по отрасли, именно на тех, кто самораспустился, которые устраивают какие-то планерки в течение дня, придумывают какие-то истории с коллаборациями, когда люди пытаются работать в команде, сидя по домам и т.д. Поскольку мы не объявили обязательный карантин, мы пока не прибегаем к каким-то ухищрениям для того, чтобы продолжать быть столь же эффективными. Мы все еще эффективны просто за счет того, что большинство из нас ходит в офис.

Алексей Радкевич, директор агентства интернет-маркетинга «Студия ЯЛ»:

Чтобы не снижалась продуктивность компании и сотрудников при переводе их на хоум-офис, необходима, опять же, качественная организация процесса труда. Здесь, определенно, не обойтись без CRM. Конечно, здорово было бы не впадать в крайности, потому что работа с удаленщиками четко нам показала, что очень часто контроль превращается в довольно-таки затратную вещь. Плюс у людей нет возможности совещаться, разговаривать друг с другом — это большущий минус. Поэтому шаги, которые необходимо реализовать, чтобы эффективность у нас не снижалась, вроде понятны. Меня беспокоит только одно: как я уже говорил выше, это банальное отсутствие дисциплины у части сотрудников. Они просто пытаются не работать. Бороться с ними можно только одним способом, к сожалению. Это увольнение. И, я думаю, перевод на хоум-офис очень сильно обострит эту ситуацию — часть людей сменит место работы.

Никита Михеенков, сооснователь digital-агентства Nimax:

Какие меры принимать, чтобы не снизилась эффективность? Ну, прежде всего, проверить, есть ли регулярные практики, процедуры, которые позволяют команде чувствовать себя командой, например, ежедневные митапы или еженедельные встречи, которые можно проводить удаленно. Во-вторых, повысить дисциплину в использовании электронных инструментов. Если в общем офисе можно иногда ставить задачи или отчитываться о задаче не очень аккуратно и в этом нет ничего фатального, то при дистанционной работе нужно быть очень точными и дисциплинированными.

Денис Осадчий, директор агентства интернет-маркетинга «Директ Лайн»:

Главные меры, которые нужно предпринять, должны были быть предприняты раньше, при работе в офисе. У всех должны быть задачи, все должны четко понимать свои обязанности, как и кому отдать результаты, кого подключить. Это все точно также нужно реализовывать в работе в офисе. Я думаю, что важно запланировать регулярный контроль хода задач и вопросов, которые возникают, чтобы исключить ситуацию, когда специалист затрудняется сформулировать конкретные вопросы и делает что-то неправильно, находясь на расстоянии и не имея возможности задать какой-то короткий неформальный вопрос. Поэтому нужно запланировать раз в день, два раза в день, раз в два дня, в зависимости от типа задач, созвон: узнать, какие задачи делаются, в чем сложности, ну и дальше уже по ситуации помочь разобраться с конкретной задачей. Более активно спрашивать, что происходит, какие сложности есть, и помогать. Нужно проследить, что задачи стоят максимально четко и что у них есть четкие сроки, потому что, в отличие от работы в офисе, никто не будет, проходя мимо, спрашивать: «Ну, как дела с этой задачей или с этим проектом?». Нужно заменить вот эту микро-коммуникацию, которая есть в офисе, на четкую постановку задач. И нужно проследить, что все сотрудники обустроили комфортное и обособленное рабочее место дома, которое позволяет концентрироваться на задачах в течение дня. Задача руководителя — еще и помочь ребятам, которые работали в офисе, а сейчас работают из дома, организовать свою работу. У каждого есть навыки организации, которые помогают быть продуктивным при работе из дома, и всегда видно, что у одного получается лучше, а у другого хуже. Всегда можно помочь, подсказать, как делают другие, спросить, что мешает, разобрать ситуацию. Стандартная такая работа руководителя, которая сейчас имеет специфику. Надо понимать, что у каждого особые условия, и надо помогать с ними разобраться и показывать, что это важно и что именно поэтому не получается выполнять задачи качественно, в срок или так же продуктивно. Я по своему опыту могу сказать, что сложно лишь первое время, потом перестраиваешься, привыкаешь, организовываешь пространство и процесс, делаешь больше звонков, голосом общаешься. На самом деле, это хорошо компенсирует недостаток личного общения, и качество коммуникаций не падает.

Что ж, подводя небольшой итог: несмотря на то, что IT-сообщество подготовлено к удаленной работе сотрудников, все равно наблюдаются сложности в коммуникациях. Как мне кажется, если есть возможность обустроить дома рабочее место, чтобы не отвлекали домочадцы, то на продуктивности новый формат работы не должен сказаться негативно. Только при этом важно решить вопрос общения на рабочие и нерабочие темы, так как социализация крайне важна для каждого. Ну и мое мнение: после такого опыта многие приспособятся к удаленному формату работы, и в компаниях увеличится количество удаленных сотрудников. Интересно будет посмотреть на итоги карантина спустя полгода-год.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "DirectLine Marketing", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 115240, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 26 Mar 2020 11:29:00 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Маркетинг
Как быстро и не имея специальных знаний проверить качество настройки контекстной рекламы
Семь признаков непрофессиональной настройки аккаунтов в «Яндекс.Директе».
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир