Лена Суворова: «В мире, где соцсети почти равны интернету, копирайтеру очень просто найти клиентов»

Я взяла интервью у Лены Суворовой, которая уже 12 лет создает рекламные кампании и креативный сторителлинг для брендов. Из них 7 лет – работая на себя. Мы обсудили её путь от агентств до фриланса, способ найти свою нишу и привлекать клиентов сегодня.

Лена Суворова: «В мире, где соцсети почти равны интернету, копирайтеру очень просто найти клиентов»

Как началась твоя карьера в копирайтинге? Какие были ключевые моменты и этапы на пути к успеху?

Я всегда любила писать, особенно нравилась драматургия, но большая форма – например, сценарии для фильмов – меня пугала. Поэтому я нашла идеальный для себя вариант – выбрать профессию, где можно писать сценарии для коротких роликов. Это была реклама.


Собственно, поэтому я поступила в Государственный Университет Управления на специальность "Реклама" и… прогадала. Максимум, там готовили менеджеров, хотя в брошюре обещали, что и копирайтеров.


Тогда после первого высшего я закончила Академию Коммуникаций Wordshop, которая потрясающе хорошо готовит специалистов в этой индустрии. И еще во время учебы меня, в качестве копирайтера, и моего напарника, в качестве арт-директора, взяло на работу известное рекламное агентство из “большой пятерки” – DDB Russia.

Думаю, ключевым моментом в начале моего пути стала абсолютная, почти безусловная любовь к работе в рекламе и полное отсутствие меры. Я не знала, что выгорание существует, и поэтому с радостью работала сутками. И так мы с моим напарником уже за первый год работы еще просто на джуниорской позиции получили в портфолио непривычно высокое число съемочных проектов: мы поучаствовали где-то в 8, включая кучу взятых тендеров.


Потом мы ушли в Leo Burnett Moscow, наснимали там тоже много работ. После них я поработала в TBWA Moscow. И за первые несколько лет работы в рекламе в моем портфолио появились глобальные бренды: McDonalds, Mars, Procter&Gamble, PepsiCo, Colgate Palmolive, Volkswagen, Megafon, Diageo и другие. С Мегафоном даже взяла Effie – очень престижную награду, которую дают за самые эффективные рекламные кампании.

Через года 4 я абсолютно выгорела и ушла из агентства на фриланс, чтобы была возможность путешествовать – поездки и новые впечатления помогли выползти из истощения и наступившей депрессии.

Пройти школу комментариев Миши (Миша Кудашкин, креативный директор в Leo Burnett Moscow) – это прямо отслужить в рекламе

Где ты приобрела основной опыт: работая в агентствах или на фрилансе? В чем плюс и минусы этих форматов? Что дало тебе больше для профессионального роста?

Думаю, все же изначально в агентствах. Это и дисциплина, и слаженный механизм и очень крутые специалисты-коллеги, на которых равняешься и у которых перенимаешь опыт. Например, в Leo моим креативным директором был Миша Кудашкин, и пройти школу комментариев Миши – это прямо “отслужить” в рекламе. Агентства показали, где может быть планка креатива, а также как это все должно быть правильно организовано.

Моя безусловная любовь к рекламе начала постепенно испаряться над костром выгорания

Когда моя безусловная любовь к рекламе начала постепенно испаряться над костром выгорания, я все равно держала в голове мысль: если ты хочешь выйти на фриланс (а это, в целом, всегда была моя цель – путешествовать и писать сценарии для рекламных роликов), то сейчас надо от души пофигачить, потом пригодится. И, хотя зря в итоге я выгорела так жестко, что до сих пор чиню здоровье, я была права: репутация, заработанная в агентстве, очень мне пригодилась.

Когда же я вышла на фриланс, началась стремительная прокачка менеджерских навыков. Я поняла, за что получают свои деньги аккаунт-менеджеры в агентствах, связывая два мира: клиентский и креативный агентский. Мне надо было учиться переводить, что клиент на самом деле имеет в виду, когда дает комментарии, надо было налаживать с ними отношения, чтобы они были партнерские. Это очень сложно.

В какой-то момент уже на фрилансе у меня появилась новая креативная пара, и вот с ним я уже начала делать по-другому. Я решила, что мы не будем очередными ноу-нейм креативными фрилансерами. И, соединив менеджерский и креативный опыт, сделала кое-что классное.

Что поменялось?

Мы придумали своей креативной паре бренд-платформу с визуальным брендингом, неймингом, продумали наш Tone of Voice и даже свои фишечки. Многие клиенты, продакшены и агентства, что работали с нами, отмечали, что мы не только эффективны в работе, сдаем качественно и вовремя, но и что с нами очень весело работать. Мы назвались The Funderstorms.

Нам с моим напарником очень повезло друг с другом: у нас совпадали взгляды и образ жизни, поэтому мы много путешествовали и работали из дороги. Это мы тоже сделали частью нашей бренд-платформы, делали контент в соцсетях на тему того, что и палатка в лесу в Черногории может быть твоим офисом, а также делали нашим клиентам еженедельную рассылку с комиксами о наших путешествиях.

Лена Суворова: «В мире, где соцсети почти равны интернету, копирайтеру очень просто найти клиентов»

И в какой-то момент мы перестали искать клиентов. Кто-то выходил на нас, потому что им нравились наши работы. Кто-то – потому что чувствовали, что мы близки им по духу. А у кого-то было комбо. И мы работали не только с небольшими брендами, как часто бывает на фрилансе. Мы придумывали кампании для Ростелеком, Badoo, Shell, T-mobile, Nestle, Lexus, самого популярного спортивного канала в Японии DAZN Japan и еще много с кем поработали. И я уверена, что это потому, что мы так инвестировали энергию в свое позиционирование.

Но сейчас ты уже работаешь одна? Поменялось ли как-то твое направление?

Да, с 2020 года я работаю самостоятельно. Сначала я по накатанной писала сценарии по заказу рекламных агентств и продакшенов. А потом один за одним пошли кризисы и волны увольнений, начали урезаться бюджеты, и в марте 2023 года я впервые за 7 лет на фрилансе оказалась вообще без клиентов. Это было больно. И страшно.

Подушка безопасности не тянула даже на наволочку

Все усугубляло то, что моя подушка безопасности даже не тянула на наволочку, и я поняла, что мир поменялся, и мне срочно надо. И в условиях огромного стресса я сделала то, что советую сделать всем копирайтерам мира. Я выложила перед собой все свои таланты и подумала: так, что прямо сейчас может начать приносить деньги?

Еще выстрелил чертов чат GPT, и надо было придумать то, что он не мог. И меня осенило: я не только классно пишу. Я еще и отлично шучу. Чему, кстати, чат GPT так и не успел пока научиться.

И так началось мое новое позиционирование: решила сделать маленькое агентство смешного копирайтинга. Но уже через пару недель я нашла свою идеальную нишу: смешные сценарии для коротких видео в социальных сетях. И это выстрелило потрясающе круто. Я просто соединила две вещи, которые я делаю лучше всего: пишу сценарии и шучу.

Как эта стратегия может помочь другим копирайтерам? Кто, например, не про юмор.

Эта стратегия универсальна. И я считаю, что каждый копирайтер, который ею не пользуется, теряет время и классных клиентов. Это крайне маловероятно, что у вас, помимо написания текстов, нет другой сильной стороны и яркого интереса. Поймите, что это – и соедините с письмом.

Может, у вас юридическое образование, и тогда вы сможете стать идеальным копирайтером в этой сфере. Помогать с соцсетями юристам, ребятам в сфере крипты и так далее. Или медицинское – и брать эту нишу. Или вы фанат популярной психологии. И так далее.

Мы живем в мире узких специализаций. Так сузьте свою быстрее остальных, сделайте предложение, которого ни у кого нет, и завоевывайте клиентов этой ниши. А заодно делайте то, что любите, что вам интересно и зажигает.

Лена Суворова: «В мире, где соцсети почти равны интернету, копирайтеру очень просто найти клиентов»

Сегодня, в мире, где соцсети уже почти равны интернету, копирайтеру находить клиентов как никогда просто. Раньше рекламу заказывали себе те, кто мог позволить себе бюджет на ТВ, радио или в городе. Теперь, когда у каждого эксперта есть минимум одна площадка – его профайл в соцсети, они тоже становятся потенциальными клиентами копирайтера. Это ниша, которая никогда не иссякнет.

Какие стратегии поиска клиентов оказались наиболее успешными в твоей практике? Продолжаешь ли ты активно искать новые проекты? Используешь какие-то платформы и агрегаторы заказов?

Следующий шаг – очень логичный. Ведите свои соцсети. И сделайте их своим портфолио. Причем, не обязательно делать их именно рабочими и только про работу – достаточно упоминать о том, чем вы занимаетесь и иногда показывать свои кейсы. Я за 13 лет работы в рекламе ни разу не искала клиентов на сайтах типа фриланс.ру. Хотя, только 1 год из этих 13 лет мой Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ) весьма популярен: за 9 месяцев я увеличила число подписчиков с 2500 до 20000. Я веду только одну соцсеть, а мне уже не надо искать клиентов на сторонних сайтах. Даже Linkedin не веду, хотя заниматься им – точно хорошая идея. Но мне пока хватает заказов через Instagram.

Важно помнить, что чем больше классных проектов вы сделаете, тем чаще вас будут советовать коллегам. Как говорится, сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя

Подытоживая, еще раз скажу: сужайте свою специализацию и думайте над своим позиционированием. Вы можете быть неплохим копирайтером и посредственным комиком, но в итоге вы будете копирайтером, который специализируется на текстах с юмором. И вот таких специалистов очень мало. Выберите соцсеть, что нравится вам, и превратите ее в свое портфолио.


Делайте то, что любите и как любите, и тогда к вам будут приходить за вашим стилем. Это уже будет не оказание услуги, а предоставление вашего продукта. Где главный – вы. Это ли не описание счастья? Мне кажется, это лучший из способов конвертации таланта в деньги.

Начать дискуссию