{"id":7299,"title":"\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 vc.ru: \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0432\u044b\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u043e\u0435 hr-\u043a\u043b\u0438\u0448\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7299&url=https:\/\/vc.ru\/special\/vacancy&placeBit=1&hash=fe5f20397da228f9ae42ee87503a61e3a31884b3954f080b0a1e6dbbf239fec6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Поиск призвания. Как не потратить годы на что попало?

Я менял профессию 3 раза и с каждой новой попыткой моя жизнь преображалась. Я чувствую себя на 300% лучше, чем в начале пути и хочу рассказать про подход, который помог мне в этом.

Если вам интересна тема, ищите блог в Telegram.

Понять что тебе не нравится профессия после 6 лет обучения — большой просчет.​

Когда люди выбирают профессию, часто они ориентируются на образ, который ей соответствует. Например врач — это Доктор Хаус, который долго думает над диагнозом, спасает жизни и получает благодарность пациентов. Однажды человек говорит себе — хочу стать врачом или дизайнером интерьеров и идет осваивать профессию. Такой подход работает редко. Люди тратят годы на погружение в профессию, чтобы в итоге понять, что она не соответствует воображаемому образу. В итоге оказывается, что врач 90% времени выслушивает одни и те же симптомы и выписывает одни и те же лекарства — романтики мало. Я предлагаю другой способ выбирать профессию — ориентироваться на процессы, которые приносят удовольствие.

Процесс — ключ, к поиску призвания

Идея проста — в основе любой профессии лежит набор процессов. Процесс — это «делание” чего-либо. Это базовая деятельность, вроде «анализа информации» или “генерации идей» которые в разных комбинациях встречаются во множестве профессий. Если понять какие процессы вам нравятся, а какие нет, то вы сможете найти множество профессий, которыми вам будет интересно заниматься и могут стать вашим призванием.

Рассмотрим пример, как профессии раскладываются на процессы. Две разные профессии: дизайнер мобильных приложений и маркетолог.

  • Дизайнер мобильных приложений вместе с программистами и другими специалистами создает программы для мобильных телефонов. Он работает над идеей, изучает проблемы людей, которые будут использовать эту программу, создает визуальные элементы (ее внешний вид) и многое другое.
  • Маркетолог помогает компаниям создавать интересные для людей продукты и услуги и продавать их. Он изучает потребности людей, рынок, создает правильный образ продуктов, управляет рекламными кампаниями и многое другое.

На первый взгляд, они занимаются совершенно разными вещами и создают совершенно разные продукты, но это не так.

Процессы, которые стоят за их деятельностью:

  • Исследование: поиск и анализ информации
  • Создание решений: генерация идей, синтез информации
  • Создание продукта: сборка визуальных решений, формулирование смыслов, написание текстов
  • Коммуникация: презентация и защита идей

Процессы одинаковые, отличаются инструменты и продукт, который получается на выходе.

Больше возможностей выбора профессии

Если посмотреть на разные профессии, как на определенный набор процессов, то подходящих вам профессий становится гораздо больше.

Что общего у маркетолога, дизайнера интерфейсов и программиста? Это совершенно разные по образу люди, которые создают абсолютно разные продукты и, казалось бы занимаются совсем разными вещами. Но у во всех этих профессиях есть множество одинаковых процессов. Все они проводят исследования и занимаются «сбором и анализом информации”, все три профессии очень завязаны на креативные процессы и решение задач и все они ежедневно «генерируют идеи». Все они регулярно “презентуют свои идеи» коллегам и клиентам.

Если вам нравится анализировать информацию, придумывать идеи и презентовать их, то вам могут пойти каждая из этих профессий. И каждая из них может стать вашим призванием, в зависимости от других процессов, которые присутствуют в этих профессиях. Или вы сможете создать свою профессию.

Часто я слышу что-то подобное: «Ну я маркетолог [подставьте свою профессию], в этой профессии никак без презентаций и управления рекламой [подставьте процессы, которые вы не любите]». Но есть куча профессий, где можно делать только то, что вам нравится и вообще не делать того, что не нравится. Нужно только поискать профессии с большей концетрацией тех процессов, которые вам по душе.

Не обязательно искать призвание среди общезвестных профессии, как врач, юрист, полицейский. У вас есть гораздо больше возможностей, ведь с каждым годом появляется куча востребованных профессий вроде «блогера” или «дизайн-стратега». Этим людям проще рассказать что они “делают», чем объяснить кто они по профессии, но это не уменьшает их востребованность на рынке.

​Не обязательно искать призвание в существующих профессиях, профессию мечты можно придумать самому из процессов, которые нравятся именно вам.

Два типа «правильных» процессов

Профессии состоят из разных процессов: одни могут нравиться, другие нет. Часто люди говорят что-то типа: «В целом мне моя работа нравится, но часто от нее тошнит. Нравится придумывать идеи и общаться с людьми. Но приходится постоянно делать презентации и защищать их перед руководством, писать сообщения, управлять рекламными размещениями (и обычно еще 50 пунктов) — ненавижу это.»

Удовольствие от работы появляется на стыке 2 типов процессов:

  • Процессы, которые генерируют энергию — после них вы чувствуете подъем сил и воодушевление. Противоположность — процессы, после которых вы чувствуете усталость и спад сил.
  • Процессы, во время которых человек максимально вовлечен — когда вы что-то делаете и время летит незаметно. Противоположность — процессы, во время которых вы легко отвлекаетесь, прикладываете много усилий, чтобы сосредоточиться и стремитесь прокрастинировать всеми возможными способами.

Энергия

У вас бывало, что в конце рабочего дня вы чувствуете больше сил, чем перед началом? Нет? А такое часто случается с людьми, которые нашли свое призвание. Это не означает, что они не устают вовсе, а то, что большинство процессов, которыми они заняты во время работы не отнимают у них энергию. Все мы встречали людей, которые могут говорить без умолку часами и не уставать, это пример когда человек занят процессом, который не отнимает, а то и генерирует энергию.

Вы сможете делать больше и лучше, если процессы, которыми вы занимаетесь генерирует энергию, а не отнимают ее.

Я могу писать программу курса 10 часов подряд и в конце захочу потренироваться, прогуляться, буду радоваться жизни и тд. После публичного выступления я лежу пластом весь оставшийся день, а то и весь следующий. Один процесс дает энергию, другой забирает. Если не управлять их количеством, то жизнь быстро превратиться в ад.

Вовлеченность

Люди, которые нашли свое призвание, часто рассказывают, что они не замечают как пролетают часы за работой. Утром ты садишься за работу и можешь очнуться только когда стемнеет или жена позовет ужинать. Если вы когда-нибудь слышали про «состояние потока», то это как раз пример высокой вовлеченности. Во время таких процессов мы полностью поглощены деятельностью, ощущаем спокойствие и уверенность в себе, иногда эйфорию. К сожалению, чаще встречаются другая история — когда человек всеми силами долго не может начать работу, постоянно отвлекается и прокрастинирует.

Легче добиться успеха, если вы вовлечены и получаете удовольствие от процесса.

Как определять «правильные» процессы и найти профессию по душе

Призвание — это когда вы увлеченно делаете свою работу и это дает вам энергию.

Определить «правильные» процессы очень просто — для этого вам нужно регулярно наблюдать за собой и, например, в конце каждого дня или раз в неделю отмечать и анализировать процессы, которыми вы были заняты. Это занимает 10–15 минут и вы можете начать прямо сейчас, процесс состоит из нескольких коротких упражнений.

Упражнение 1 — вспомните моменты из прошлого, когда ваша деятельность (не обязательно рабочая) приносила удовольствие, а именно:

  • После каких занятий вы чувствуете подъем энергии и энтузиазм?
  • После каких занятий вы наоборот чувствуете себя усталым? (При этом редко связано с обычной усталостью и может происходить даже в начале рабочего дня)
  • Какие занятия вы можете делать без ощущения тяжести и преодоления, за которыми легко пролетают часы, вы сосредоточены и спокойны?
  • Какие занятия вы делаете с огромными усилиями, тяжестью и необходимостью «преодолеть себя»?

Упражнение 2 — определите какие процессы стоят за занятиями

  • Порефлексируйте над тем что получилось. Нашли что-то занимательное или интересное? Какие процессы наиболее приятны, а какие отнимают энергию и вы их делаете через силу?
  • Попробуйте абстрагировать их и копнуть глубже. Какой базовый процесс стоит за этими занятиями?

Упражнение 3 — подумайте над тем, как получать больше удовольствия от работы

  • Как вы можете уменьшить количество энергозатратных и процессов с низкой вовлеченностью?
  • Как вы можете увеличить количество процессов с высокой вовлеченностью и процессов, которые дают вам энергию?

Я делаю эти упражнения регулярно, раз в несколько недель. Это помогает лучше узнать себя и вовремя корректировать то, чем я занимаюсь. К тому же, со временем приятные процессы могут наскучить и лучше об этом знать сразу, а не когда произойдет выгорание и не будет энергии что-то менять.

Поиск профессии, с большим количеством приятных процессов — самая сложная часть и, часто, требует длительной работы. Если у вас произошло озарение и вы с первой попытки поняли, как можно изменить свою работу к лучшему, то мои поздравления. Если озарения не происходит, то нужно за собой наблюдать какое-то время. Можно копнуть в прошлое и подумать о том, какие процессы вам нравились в детстве или в школьные годы.

Если вы определили «правильные» процессы, но вам кажется что для них нет подходящей профессии, то стоит покопаться в разных индустриях или же создать свою профессию (что будет почти всегда лучшим вариантом). Об этом будет одна из следующих статей.

Итог

При поиске призвания лучше ориентироваться не на флёр профессии, а на процессы из которых она состоит. Зачастую, разные на вид профессии состоят из одинаковых процессов. Например, у дизайнера много общих процессов с маркетологом, а у программиста с писателем. Понимание этого дает возможность увидеть разные варианты своего призвания и переходить из одной профессии в другую менее безболезненно.

Вы сможете найти огромное количество подходящих для вас профессий из разных индустрий, если поймете 2 вещи: какие процессы вам дают энергию и во время каких процессов у вас легко сохраняется высокая вовлеченность.

Понять это можно с помощью регулярного наблюдения за собой и ведения дневника: раз в день / неделю обращать внимание на 2 вещи:

  • После каких дел вы чувствовали подъем / спад энергии;
  • Во время каких занятий вам было легко / тяжело концентрироваться на работе.

После вы снижаете долю плохих и повышаете долю хороших процессов в вашей работе. А если это невозможно в текущей профессии, то ищете новую, ориентируясь на процессы, а не на то как профессия выглядит со стороны.

{ "author_name": "Дмитрий Капаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 3, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 120284, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 Apr 2020 20:07:40 +0300", "is_special": false }
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Нечитабельно.

1

Если вы знаете русский язык, то проблем с чтением не возникнет.

2

Да хоть на китайском, очередной "бизнес-тренинг" ни о чем конкретном. Лучше уж с ошибками, но по существу и делу.

0

Вроде ничего не продаю :)

0

Почему?

0

Нет, нормальная статья, однозначно.

И про энергию; что своё дело придаёт сил, а не отнимает их.

1

Ответа Как так и не нашел.

0

посмотрите в блоке Итог. Ищете процессы, которые дают энергию и вовлеченность. Для этого пробуете много и ведете дневник, где отмечаете "плохие" процессы, которые отнимают энергию и во время которых трудно вовлекаться и "хорошие", во время которых легко вовлекаться и дают энергию. Когда соберется достаточно, ищете профессии с большим количеством "хороших" процессов

0

Плохие\хорошие -  по существу есть что-нибудь? 

1

Удовольствие от работы появляется на стыке 2 типов процессов: 1) Процессы, которые генерируют энергию — после них вы чувствуете подъем сил и воодушевление. Противоположность — процессы, после которых вы чувствуете усталость и спад сил.

2) Процессы, во время которых человек максимально вовлечен — когда вы что-то делаете и время летит незаметно. Противоположность — процессы, во время которых вы легко отвлекаетесь, прикладываете много усилий, чтобы сосредоточиться и стремитесь прокрастинировать всеми возможными способами. ред.

0

Такое чувство, что Вы либо никогда не работали, либо это перечитали книг по коучингу.

0

Понятно :)

0

почему?

0

Пока сам не поработаешь, не узнаешь, какие внутри «процессы».

0

Отчасти да, но можно "прототипровать" – найти способ попробовать себя в профессии в щадящих условиях и пообщаться с людьми, которые уже в профессии 

0

Так можно всю жизнь потратить на поиск этих приятных процессов и остаться дилетантом во всем. Тем более, что любые приятные процессы рано или поздно надоедают.

0

а что тогда делать?

0

Спасибо большое за статью!
Очень полезно, так как, как раз сейчас пытаюсь понять, чем хочу заниматься!

0

А когда будет статься про то, как придумать свою профессию ?

0
Читать все 19 комментариев
Оставил вещь в «Яндекс.Такси» — её отказались вернуть

07.10.2021 случайно оставил зарядный кейс для наушников в такси, заказанное в приложении «Яндекс.Такси». После обнаружения пропажи, позвонил водителю, на что он ответил, что находится на заказе и не может разговаривать.

«Фирма Мелодия» за пару недель привлекла инвестиции на «Цветы»

«Фирма Мелодия» досрочно завершила сбор инвестиций для выпуска концертного альбома Стаса Намина и группы «Цветы» ― «Лучшие песни за 50 лет» (три DVD). Пользователи краудлендинговой платформы Co-Fi менее чем за две недели вложили 160 000 рублей на издание релиза.

История инфографики в России: 2010 → 2021 год

Как в России появилась инфографика и что с ней стало за 10 лет. Рассказываем через призму развития нашего агентства.

Разворот из пятого выпуска «Инфографики». Чтобы понять, что здесь происходит, читателю нужно вчитываться и внимательно рассматривать каждый кусочек. Инфографика тут выполняет роль декорации, а не упрощает считывание информации
Кошелек скажет спасибо: зачем банки заводят подкасты, а люди их слушают

Подкастинг – очень молодой (сам термин вошел в оборот в 2004 году с подачи британского журналиста), но стремительно развивающийся рынок. Его перспективы быстро оценили и в банках.

Aviasales запустил свой первый платный сервис — с кэшбеком у партнёров, секретными маршрутами и приоритетной поддержкой Статьи редакции

На старте «Ещё» стоит 990 рублей в год.

Меняем жизнь с ArchTech!
Никто, кроме нас: TalkBank стал единственной российской компанией, вошедшей в глобальный рейтинг AIFinTech100

Глобальный рейтинг AIFinTech100 ежегодно публикует список самых инновационных поставщиков решений в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения для решения проблем финансового сектора. Россию представляла финтех-платформа TalkBank — единственная российская компания, попавшая в список 100 самых технологичных компаний со всего мира.

Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Статьи редакции

88% кликов на неё поддельные, поэтому ключевое обещание программатика привлечь исключительно заинтересованную аудиторию — уже само по себе мошенничество. Почему рекламным агентствам невыгодно с этим бороться и что делают компании — рассказал профессор маркетинга Скотт Гэллоуэй.

Сравнение расходов на неалгоритмическую рекламу (белый) и «программатик» (чёрный) в США с 2011-го по 2021 год Emarketer & Digital Citizens Alliance
Запуск без денег и раскрутка через TikTok: как устроен магазин корейской косметики с выручкой 40 млн рублей за полгода Статьи редакции

Рассказывает Наталья Мичкаева, которая занялась продажей косметики, пока простаивал её канцелярский магазин.

Команда Hey Babes!
Куда утекли кадры?

Как сообщает издание “Коммерсантъ”, российские ретейлеры столкнулись с проблемой острой нехватки фронт-персонала. Причиной тому стал ряд обстоятельств, в том числе, массовый отток трудовых мигрантов и переход кадров в рынок онлайн-торговли.

null