Ролевой конфликт на работе

Для повышения коммуникативных навыков менеджеров и улучшения их эмоционального интеллекта теперь можно использовать новый материал. Нужно разобраться с ролями в коллективе и возможными внутренними конфликтами, которые возникают при несовпадении выбранной роли и статуса человека. При этом нужно решать проблемы таким образом, чтобы последствия для всех участников были минимальными.

Ролевой конфликт на работе
Ролевой конфликт на работе

О понятии

В любом социуме личность выбирает себе определенную роль, которая фактически является моделью его социального поведения.

Она необходима для того, чтобы человек смог получить некоторый социальный статус. При выборе того иного типа поведения человек рассчитывает на получение определенных результатов. Иногда он выбирает ту или иную модель поведения неосознанно, но обычно это связано с продуманным решением и поставленными целями. Это могут быть, например, планы на скорое будущее. Выбор целей поведения во многом зависит от установок, принятых в обществе. Некоторые модели поведения могут быть поощрены другими людьми, а некоторые признаны неподходящими. Речь идет об иерархии социальных статусов.

Понятие статус означает положение конкретного индивида в общественной среде. Оценка статуса осуществляется путем сравнения положения отдельного человека в обществе с положением остальных людей. Статус может влиять на различные категории показателей, которые связаны с личностью. К ним относятся:

  • материальное положение;
  • степень доверия;
  • властные полномочия;
  • льготы.

Но статус порождает также некоторые обязанности и сопровождается определенной ответственностью. Человек может одновременно принимать на себя разные роли. Таким образом, он может совмещать сразу несколько статусов.

На рабочем месте возможны такие роли:

  • сотрудник;
  • менеджер;
  • управленец;
  • владелец компании;
  • заказчик.

Что нужно понимать под конфликтом ролей

Ролевой конфликт на работе

Определенная роль порождает определенный тип поведения, поэтому к каждой социальной роли предъявляются свои виды требований. Иногда требования разных ролей человека несовместимы с требованиями к ролям других людей. Все это приводит к возникновению конфликта, который называется ролевым. Данное понятие означает ситуацию, в которой индивид должен выполнить требования разных ролей. Иногда противоречия возникают в самой роли. Во многих случаях конфликт появляется при несовместимости роли и норм поведения личности, ее жизненных интересов, морали, устремлений. Важно, что в большинстве случаев подобный конфликт представляет собой проблему восприятия самого человека. Также он может восприниматься другими участниками команды как конфликт.

Причины данного явления:

  • Несоответствие роли и реальных потребностей конкретного человека.
  • Несоответствие роли и способностей человека (помните ситуацию, когда человек хочет, но не может, подробнее в материале про адаптационный конфликт).
  • Неправильное исполнение одной (или нескольких) имеющихся социальных ролей.

Внутренний конфликт нередко становится внешним, в результате чего люди отказываются от ранее выбранных ролей. В качестве примера можно привести ситуацию, когда успешный бизнесмен выбирает роль наемного работника. Такое происходит в том случае, если человек больше не может выдерживать постоянную нагрузку. Иногда сотрудники увольняются и меняют привычную работу на совершенно другую сферу деятельности. В некоторых случаях они начинают продвигаться вверх по социальной лестнице.

Как распределяются роли внутри коллектива

Ролевой конфликт на работе

Распределение ролей внутри коллектива происходит по-разному. Существует несколько распространенных моделей. В варианте М. Белбина в 3-х группах выделяется 9 видов ролей.

Роли, которые предполагают действия:

  • исполнитель;
  • лидер;
  • перфекционист.

Роли, которые ориентированы на создание идей:

  • аналитик, мыслитель;
  • генератор идей;
  • эксперт, специалист.

Роли, которые содержат социальный компонент:

  • исследователь;
  • координатор;
  • душа компании.

Чтобы определить текущий статус, можно воспользоваться опросником.

Б. Родоман предлагает 20 ролей, среди которых имеются роли «лишних людей». Они мешают коллективу идти вперед и двигают его назад. У М. Литвака выделено 12 ролей, которые для большего понимания связаны с названиями животных. В рабочем коллективе конфликт ролей обычно начинается после принятия сотрудником решения об изменении своего статуса. Иногда к смене роли могут принуждать другие сотрудники.

Как разрешаются подобные конфликты

В типовых ситуациях для разрешения этих конфликтов используются следующие способы:

  • человек вправе полностью отказаться от выбранной роли. Он может использовать для этого разные оправдания, например объяснять свое решение усталостью или нежеланием выполнять прежние функции. Но в итоге человек не собирается больше выполнять свои привычные обязанности и решать задачи, которые закреплены за определенной ролью. Если ответственность слишком высокая, то отказ от исполнения роли будет более болезненным;
  • индивид вознамеривается снизить планку. Также он собирается расставить приоритеты. Человек принимает осознанное решение о том, какая роль является для него наиболее важной и какие обязанности он должен выполнять. После принятия решения обязанности другой роли будут находиться на втором месте;
  • передача обязанностей другим людям. Это лучший вариант для ролей, где существует большая ответственность и приходится решать множество разнообразных задач. В результате частичной передачи ответственности другим людям можно сократить нагрузку. Также имеется возможность сбалансировать имеющиеся роли. В качестве примера можно привести матрицу распределения ответственности RACI;
  • как вариант, можно изменить внешние условия. Выполнение обязанностей в разных ролях можно распределить по времени. Например, дома человек может быть прекрасным семьянином, а на рабочем месте — специалистом, который хорошо разбирается во всех текущих вопросах.

Какие выводы можно сделать

Для любого индивида будет полезно разобраться в механизме ролей. Кроме того, это очень интересно. В определенное время человек может осознанно «отключить» ненужную роль, чтобы качественно выполнить обязанности в других ролях. Также у него получится полностью сконцентрироваться на решении других важных задач. При необходимости роли можно чередовать между собой. Но в этом деле нельзя проявлять слишком большое усердие, так как это может привести к девиантному поведению и другим опасным психическим отклонениям.

Особенность ролевых конфликтов заключается в том, что они всегда будут возникать. Эти конфликты устранить невозможно. Лидер команды, например менеджер проекта или другой управленец, должен соблюдать баланс и проводить постоянный мониторинг психического состояния сотрудников. Большое внимание необходимо уделять переходным состояниям, в которых человек способен оказаться по своей воле или по воле других людей. Например, у него может измениться статус после рождения ребенка. При этом появляется конфликт вследствие несовместимости статуса родителя и статуса работника. Иногда человек получает более высокую должность, что приводит не только к росту статуса и уважения, но и к повышению ответственности. В такой ситуации у человека может начаться паника.

Руководители не являются психологами, поэтому не могут решить психологические проблемы сотрудников. Но они в состоянии следить за критическими ситуациями и вовремя реагировать при их возникновении. В таком случае на деятельности предприятия или команды это никак не отразится. Для разгрузки от рутины и повышения уровня контроля стоит использовать профессиональные решения, предназначенные для управления проектами. Одним из самых популярных является BPM-система Projecto.

11
Начать дискуссию