Как редактору открыть самозанятость

Если вы хорошо пишете тексты, знаете, как на этом заработать и не хотите открывать ИП, то стоит рассмотреть себя в качестве самозанятого. Ведь весь свой доход вы должны проводить официально через ФСН.

В этой статье подробно рассмотрим оформление самозанятости и ответим на самые популярные вопросы о ней.

Что такое самозанятость

Самозанятость — это особый налоговый режим, который был введён в России в качестве эксперимента в 2019 году. Изначально он действовал лишь в нескольких регионах страны. Фактически это налог на профессиональный доход, или сокращённо НПД. И главная его цель — вывести из тени тех, кто получает доходы, но избегает выплат налогов в федеральный бюджет.

Кому подходит самозанятость? Кондитерам, ремонтникам, айтишникам, тем, кто сдаёт квартиры или офисы в аренду. А ещё авторам-редакторам, юристам, фотографам — видов деятельности действительно много.

Кто может стать самозанятым:

- гражданин РФ, достигший 14-ти лет, при соблюдении всех условий, указанных в законе;

- граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии);

- жители Украины.

Есть одно условие: граждане этих стран работают в России не меньше 183 дней в году.

Зачем становиться самозанятым

Если вы нигде официально не трудоустроены, но получаете видимый доход, то на это могут обратить внимание исполнительные органы. Чтобы не получить штраф от ФНС,нужно вести бизнес легально — это и есть основная причина стать самозанятым.

После оформления самозанятости вы сможете:

- уверенно рекламировать свои продукты или услуги, чтобы привлечь новых клиентов;

- получить справку о доходах для визы или ипотеки и др.

Плюсы и минусы самозанятости

Давайте на примерах разберем плюсы и минусы самозанятости.

Плюсы:

1. Простая регистрация.

Чтобы зарегистрировать самозанятость нужен минимум документов — паспорт и ИНН. Не нужно платить госпошлину или проходить процесс регистрации напрямую в налоговой, достаточно выбрать способ регистрации через:

- официальный сайт ФНС (понадобится только пароль от личного кабинета и ИНН);

- приложение «Мой налог» (здесь нужны данные паспорта для граждан РФ и номер телефона для подтверждения регистрации);

- портал «Госуслуги» (регистрация через учётную запись);

- личный кабинет одного из крупных банков страны (Сбербанк, ВТБ, Тинькофф).

Вся процедура регистрации займёт не более 15 минут.

2. Нет лишней отчётности.

Чем вынуждены заниматься ИП и ООО каждый квартал? Правильно — составлять бухгалтерский отчёт, подавать декларацию, предоставлять финансовые документы. Это волнительно, требует большого труда и занимает много времени. У самозанятых всё намного проще: вовремя сформировать чек на услуги и отправить его клиенту.

Из тех чеков, которые вы сформируете в приложении «Мой налог», сложится сумма дохода и размер налога.

Отдельно отметим, что формировать чек для клиента нужно каждый раз. Иначе ваша забывчивость будет лечиться штрафом в размере 20% от суммы чека за первое нарушение. Следующая ошибка, допущенная в течение 6 месяцев после первой, будет равна полной стоимости услуги. Но не стоит паниковать — приложение «Мой налог» даёт возможность выставить чек задним числом, если по каким-то причинам вы забыли или не успели это сделать. Оформлять все поступления лучше до 9 числа следующего месяца, тогда штрафов и пени не будет.

3. Невысокая налоговая ставка.

Работай хорошо, а плати немного. Налоговая ставка для самозанятых самая низкая из всех в России — от 4 до 6 %. С поступлений от физических лиц - 4%, от юридических - 6%.

Когда вы впервые регистрируетесь как самозанятый, то получаете налоговый вычет в сумме 10 000 рублей. Это некая скидка для начинающего. С её учетом в первые месяцы после регистрации налог будет составлять всего 3-4%. Вычет не имеет ограничений по времени, но воспользоваться им можно один раз. Если обнулите статус самозанятого и не успеете воспользоваться этой услугой, то при новом оформлении вычета уже не будет.

4. Лёгкий расчёт налога.

Рассчитывать налог самостоятельно не нужно. Это происходит автоматически в приложении «Мой налог» — и сумма, и сроки оплаты будут указаны.

Если сумма налога в текущем месяце будет меньше 100 рублей (было мало заказов или их не было вообще, такое тоже случается), то эта сумма автоматически перейдет на оплату в следующем месяце. В приложении за текущий месяц сумма не отразится.

5. Нет необходимости покупать онлайн-кассу.

Покупка онлайн-кассы — значительная статья расходов для начинающего бизнесмена, оформленного как ИП или ООО.

Рассмотрим примерные затраты:

- Сбербанк предлагает онлайн-кассы в аренду, где вы заплатите 1400 рублей в месяц по тарифу «Старт» или 2400 рублей по тарифу «Бизнес».

- Оплата по договору с оператором фискальных данных минимально составит 150 рублей в месяц.

- Оплата интернета. Самый низкий тариф обойдется клиенту в 525 рублей.

- Подключение электронной подписи. Здесь придётся заплатить за специальную лицензированную программу. Также пригодится помощь службы поддержки в настройке этой услуги.

При работе самозанятым достаточно лишь оформлять все поступления через приложение. Никакого дополнительного кассового оснащения не нужно.

6. Больше клиентов.

Многие ИП и ООО нанимают на работу самозанятых, так как это выгодно. Они платят меньшую сумму налогов, потому что на самозанятого нет никаких страховых взносов. Такая экономия составляет около 30% от суммы, которую заплатит работодатель. Для бизнеса это хорошее сбережение средств.

7. Свободный график работы.

Самозанятый подстраивает под себя свой рабочий график. Кому-то проще выполнять заказы в первой половине дня, кому-то — ближе к вечеру. Здесь ограничение только по срокам выполнения работы, которые выставит заказчик.

Минусы:

1. Ограничение в ежегодном доходе.

Для сохранения статуса самозанятого годовой доход должен быть не более 2.4 млн. рублей. Иначе вам придётся перейти на другой вид налогообложения и оформить ИП. Условия налоговых выплат и отчётности существенно изменятся.

2. Нет трудового стажа.

Так как самозанятые не платят страховые взносы, то период работы самого на себя не входит в трудовой стаж. Когда основная работа совмещается с работой по трудовому договору, тогда баллы для зачисления будущей пенсии сохраняются и продолжают накапливаться. Трудовой стаж не прерывается.

Если вы всё же хотите заработать трудовой стаж как самозанятый, то можете добровольно вносить страховые взносы в пенсионный фонд. Это можно сделать также в приложении «Мой налог», оформив подписку на ПФР.

3. Нет социальных гарантий.

Нет социальных выплат = нет социальных гарантий. Например, вам не выплачивают отпускные, не оплачивают больничный лист.

4. Ежемесячная оплата налогов.В отличие от ИП, которые платят налог раз в квартал, самозанятому приходится платить ежемесячно. Но здесь мы помним, что и налоговая ставка для самозанятого ниже.

Сумму оплаты приложение «Мой налог» выставит автоматически. Задача самозанятого — соблюсти сроки оплаты. Налог нужно оплатить до 28 числа месяца, следующего за отчётным.

5. Работай сам!

Самозанятый выполняет работу самостоятельно. Если появляется необходимость в найме сотрудников, то он оформляет договор подряда. В этом договоре между работником и заказчиком обговариваются обязанности, время выполнения работы, дополнительные условия.

6. Всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

Этот вид налогообложения вводили как эксперимент. По последним данным оформить самозанятость будет можно до 31 декабря 2028 года.

Самозанятость — простой и понятный вид налогообложения. Он для тех, кто получает дополнительный заработок и не хочет «сидеть в тени». Оформить самозанятость легко, здесь нет никаких сложностей. Но помните, что это не ваша обязанность, а ваше право. Всегда взвешивайте все «за» и «против» и принимайте решения самостоятельно.

Начать дискуссию