ASO-специалист: что это за профессия, почему стоит на неё учиться и сколько можно заработать Статьи редакции
За последние пять лет спрос на специалистов по продвижению приложений вырос в 20 раз.
Издателям мобильных приложений становится сложнее конкурировать за внимание аудитории, и они нанимают ASO-специалистов — людей, которые оптимизируют страницы в App Store и Google Play так, чтобы продукт увидели и скачали как можно больше людей.
Это относительно новая профессия — в университетах таких специалистов пока не готовят, а обучиться ей можно самостоятельно с минимальными затратами.
Специалисты по ASO рассказали, чем занимаются на работе, где учились и как попали в профессию.
Чем занимается ASO-специалист
ASO (App Store Optimisation) — это инструмент продвижения мобильных приложений в App Store и Google Play.
Задача специалиста по ASO — так подобрать название, описание, скриншоты и логотип приложения, чтобы его увидели и скачали как можно больше людей: в этом случае компания сможет привлекать пользователей с меньшими затратами.
Чтобы разработать подходящую стратегию продвижения, специалист сперва оценивает его стартовую позицию. В этот анализ входит сбор показателей, исследование конкурентов, изучение ниши.
- Сколько у приложения органических (без рекламы) установок в день, неделю, месяц?
- В какой стране количество скачиваний падает?
- Какие конкуренты? Какие у них показатели?
- По каким запросам приложение появляется в подборке и на каком месте?
Анализ помогает специалисту распределить приоритеты: что важнее — повысить позицию приложения в поиске или количество загрузок.
За видимость в поиске отвечает оптимизация названия и описания приложения, а за количество скачиваний (конверсию) — логотип, скриншоты и видео.
Изменив страницы в сторах, специалист снова переходит к анализу — как действия повлияли на конверсию и позицию приложения в поисковой выдаче.
На этом этапе можно проводить A/B-тесты и менять стратегию — вносить правки в описание, менять название, увеличивать количество упоминаний конкретного слова, проверять разные скриншоты и видео.
Где учиться
В российских вузах курсов по специальности ASO пока нет — основы можно освоить самостоятельно на одном из образовательных сайтов. Оптимизация мобильных приложений часто входит в общие курсы по мобильному маркетингу — там можно научиться азам и понять принципы работы ASO-специалиста. Стоимость таких курсов — в среднем от $300 до $500.
Есть и программы, которые обучают конкретно оптимизации мобильных приложений: например, онлайн-академия ASOdesk или bitdegree. Учёба, по мнению экспертов, чаще всего окупается с одной, максимум двух зарплат даже младшего специалиста.
Впрочем, ASO-специалист и основатель профильного YouTube-канала Алтай Зейналов говорит, что учиться самостоятельно во многом эффективнее, чем на платных курсах: алгоритмы App Store постоянно меняются, и новости об этих изменениях быстрее всего появляются в блогах и Telegram-каналах. Вот некоторые из них:
- Блог и обучающие статьи AppFollow.
- YouTube-канал «ASO секреты».
- Каналы в Telegram: RAD ASO, ASO & ASA Channel, «ASO Новости», ASO MRG Сhannel.
- Чат «ASO приветы».
- Канал в Slack ASO Stack.
Также из-за того, что обязанности ASO-специалистов часто не ограничиваются технической работой с мобильными приложениями, а включают в себя и изучение новых рынков, анализ рынков и разработку дизайна приложения, им необходимо интересоваться смежными областями маркетинга.
Как отбирают сотрудников
Среди ASO-специалистов много бывших маркетологов, аналитиков и SEO-специалистов, реже это — копирайтеры и журналисты. По словам Валерии Шитиковой из SplitMetrics, часто ASO-специалистами становятся программисты, которые решили уйти в маркетинг, а иногда — собственники бизнеса.
При отборе сотрудников важнее практический опыт в аналитике и маркетинге и примеры реальных кейсов, чем образование и сертификаты, говорят специалисты по ASO. В регионах, в отличие от Москвы, сообщество ещё не такое большое, люди в нём общаются тесно, и многие находят работу по рекомендации.
Для начинающих ASO-специалистов важно портфолио, выполнение тестового задания, способность кандидата проанализировать реальный кейс. Критерии выбора также зависят от конкретных задач компании и индивидуальных целей для ASO-отдела.
Если специалист нужен для решения стратегических задач, работодатель скорее будет оценивать то, как кандидат мыслит, как видит весь процесс, будет учитывать его опыт. Если же специалиста ищут для выполнения более технических задач, например, конкретно на подбор ключевых слов, более показательным будет выполнение тестового задания.
На собеседовании соискателям задают как стандартные вопросы — об опыте и обучении, — так и более конкретные, например:
Каких результатов достигли (на реальном кейсе)? За счёт чего они были достигнуты?
Какие инструменты и сервисы используете в работе?
- Расскажите об ошибках, которые вы допускали. В чём была их причина?
- Какие метаданные на странице приложения самые важные для ASO?
В большинстве случаев важный этап отбора на должность — тестовое задание. Кандидата на начинающую позицию просят собрать семантическое ядро и составить список метаданных или сопровождающий текст на русском и английском языках. Также в тестовое часто входит анализ данных и графики: кандидату дают показатели или визуальные атрибуты конкретного приложения и просят дать рекомендации по стратегии продвижения.
Есть ли спрос на ASO-специалистов и сколько они зарабатывают
Как говорят в HeadHunter, спрос на российском рынке на ASO-специалистов вырос более чем в 20 раз за последние пять лет.
Больше всего специалисты по оптимизации приложений нужны в Москве и Санкт-Петербурге, но в первом квартале 2020 года количество вакансий росло и в Новосибирской, Калининградской и Калужской областях.
По данным HeadHunter средняя зарплата штатного ASO-специалиста колеблется между 37 500 и 110 000 в Москве, между 40 000 и 70 000 в регионах, в зависимости от опыта кандидата.
На фрилансе, по мнению специалистов, новичкам без опыта найти работу сложнее.
Карьерный рост в профессии зависит от размера компании и её профиля. Например, в сервисах, которые специализируются на ASO (ASOdesk или Checkaso), младший специалист может спустя несколько лет занимать одну из руководящих должностей.
В компаниях, где ASO — отдельный отдел или часть отдела маркетинга, специалист растёт в смежных направлениях: например, становится экспертом в ASO, а затем переходит в продуктовый маркетинг, где также требуются знания по оптимизации положений, но в контексте общей креативной стратегии и образа бренда. Ещё одна смежная с ASO область маркетинга — привлечение пользователей (user acquisition).
Мне походу должны были платить миллионы когда-то. Раньше никто не разграничивал так обязанности - и ты был и ASO и UX/UI, и бизнес - аналитик, и аккаунтер, и там же бариста
У секретарши длинный список обязанностей, но ASO действительно, входить не должен.
Не складывается с красивыми девушками?
Господи, какие же все сексисты, ужас.
Если у девушки не выходит застолбить обязанности перед работодателем, то это вовсе не означает, что у меня что-то там не складывается, не складывается скорее у неё.
Ой, она же девушка, да ещё и красивая, ОНА ЖЕ МАТЬ!!!! КАК Я МОГ!!!!
Надеюсь она даст тебе телефончик, и у тебя все сложится, подлиза.
У меня жена красивая. Мне не нужно.
Тоже считаю, что это бабская участь: быть поюзанной и в хвост, и в гриву во всех сферах жизни! Так оно мне и надо, наказание за нехватку тестостерона 🐷
Если ты не работал в малом и среднем бизнесе будучи новичком в своей ит- профессии, прыгнул сразу в гугл, Майкрософт- я могу тебя понять, а по первой стезе любого начальник будет использовать по всей мере твоих существующих и несуществующих знаний )) иначе ты становишься бесперспективным процессным долбаебом ака %firstdebater_name% 🌚- но оно и хорошо, потому как в итоге ты спец нарасхват ))
и я когда был молод, занимался всем - от написания вирусов до создания 3d-анимации. эта должность так и называется - аникейщик :)
Комментарий удален модератором
Зато теперь ты широкопрофильный специалист. Такие в деле нужны.
Целая наука, да.
Те кто думает что это легко, просто не занимались этим всерьез.
Отслеживать изменение алгоритмов iOS и GP в каждой стране, строить корреляцию между Organic и Paid, тестить ассеты и изолировать результаты ваших действий итд. А потом в сентябре новый App Store, и все по новой.
Игровые компании - а там работают самые топовые спецы в нашей индустрии - нанимают и ASO специалистов и ASO агенства - потому что знают цену хорошей органике.
Статья хорошая, просто не все нюансы расписаны для скептиков :)
Ага-ага... это ведь такой труд добавить заголовок, описание, скриншоты и логотип приложения.
Ага, меня точно так же пытались развести малолетки на фрилансе когда я искал таргетолога. Дескать настроить рекламу на фейсбуке стоит 15 тысяч в месяц 🤣
Ты поаккуратней с малолетками! А то и под статью попасть можно.
Те кто в теме, занимают сейчас первые места в органической выдаче. Но всё равно нужно делать качественный продукт - без этого надолго в топе не задержишься.
Все правильно.
Тут больше работает принцип "Кто первый, того и тапки". Продукт первичен, и максимум можно лишь на рекламе как-то продвигаться.
А тут челик сверху пытается алгоритмы отслеживать (да еще и по разным странам :)), будто это как-то повлияет на его страничку в магазине приложений.
Дьявол, как обычно, в деталях:)
Как сейчас красиво не называют: не вахтёрша, а аудитор подъезда; не оформитель страниц в ВК, а PPO (public page optimisation). Вот только ASO это скорее классический SEO. Но ему ещё нужен копирайтер для текста, дизайнер для скриншотов или moviemaker для видеороликов (посмотришь их, качаешь игру, а там совсем другое). А вот название будет придумывать Owner. Анализ и a/b тесты делает продуктовый аналитик. В чем тогда работа ASO? А Может это вообще SMM - даже не SEO.
Завхоз получать 200 тысяч рублей не может, а ‘руководитель Департамента администрирования хозяйственной деятельности и закупок’ может
Комментарий удален модератором
Работает ли мотивированные установки по ключу?
Да, работает, со своими особенностями, надо аккуратно. Могу в личных рассказать, к примеру в Телеге - sharov_s
напридумывали профессий
Еще сейчас есть модная профессия - организатор пространства. Только зарабатывают там на обучении других людей - мамашек организации пространства.
То же самое и с приложениями. Найти работу сложно, но это модно, поэтому приходите учиться, приносите нам свои денежки))
Люди ещё с классическим SEO не разобрались, а вы тут про ASO начинаете говорить. Забирайте свой трафик с топа и не шумите ))
Не, ну после классического сео, АСО выглядит довольно забавно: анализ, заголовки и опсиания, да иконка... ни тебе автогенерации, ни автогенерации дублей как в битриксе и подобного класса фигни
вот уж точно :) серьезно начинаю подумывать о смене специализации (в SEO больше 7-ми лет), потому что в ASO, судя по всему, геморроя меньше, а чеки в разы выше.
Комментарий удален модератором