Карьера
aim digital
1703

Быть продактом. Выпуск #2. От простого разработчика до Product Owner IT-компании. История Олега Огибина из Usetech

В закладки

Всем привет! Это блог aim digital. Сегодня очередная серия цикла статей и интервью "Быть продактом".

Свою историю расскажет нам Олег Огибин, Product Owner компании Usetech. Олег расскажет о своем пути от обычного разработчика до Product Owner большой IT-компании и постарается предостеречь начинающего “продуктолога” от ошибок. Олег рассмотрит основное отличие менеджера продукта от менеджера проекта, расскажет о полезных ресурсах (подкасты, телеграм-каналы, курсы), а также поделится некоторыми правилами, которые выработал для себя за годы работы.

Путь развития. С чего все начиналось?

Начинал я самым обычным разработчиком, мне было все интересно, я “копался” в коде, разбирался, учился. Именно так прошли 4 года моей жизни. Потом случилось так, что в компании уволился менеджер проекта и его функции легли на меня. Это был крайне напряженный этап моей жизни, ведь времени на все не хватало.

Но в какой-то момент я понял, что мне тесно в рамках технического управленца, ведь, создав с командой очередную заказную систему, ты уже не можешь повлиять на ее рыночную успешность, не можешь ничего в ней улучшить и не знаешь, какую ценность система приносит пользователям. Твоя ответственность, как менеджера проекта, закончилась на этапе сдачи разработанного продукта заказчику.

Что изучал? Какие ресурсы порекомендуешь?

Я достаточно долго шел к пониманию того, что хочу быть именно продактом. Когда осознал свой вектор развития на ближайшие годы, то начал активно изучать статьи, слушать подкасты и ходить на митапы, следить за комьюнити, а также подписался на профильные каналы в Telegram.

Интересные и очень полезные подкасты:

  • Make sense, который ведет Юра Агеев, основатель конференции ProductSense;
  • Inside Intercom Podcast с освещением опыта различных продактов, их ошибок и успехов;
  • The Product podcast с интервью продактов компаний с мировым именем.

Telegram-каналы часто агрегируют выжимки из самых интересных и полезных материалов, позволяя не тратить много времени. На всех каналах можно найти статьи о продуктовом менеджменте, рынках и трендах, методологиях и моделях.

Итак, топ-4 моих любимых Telegram-каналов:

А также стараюсь следить за узкопрофильными каналами по бизнес-аналитике, разработке интерфейсов, customer experience и развитию ИТ-продуктов.

Через определенный промежуток времени я понял, что этого тоже мало, и тогда началось более глубокое погружение в профессию через курсы.

Поделюсь курсами, которые стали для меня фундаментом:

  • Product Manager онлайн-курс от Нетологии. Это первый курс, который мне посоветовали, как начинающему продакту и который я закончил на «диплом с отличием». Курс помог мне «разложить по полочкам» и структурировать все накопленные ранее знания, а также укрепил мою уверенность в моей будущей профессии.
  • Customer Development от Ивана Замесина стал вторым, но не менее ценным. На мой взгляд, это один из самых крутых и сильных курсов для нашей профессии.
  • Аналитик данных Skillfactory - необходимый курс для хорошего продакта с тренажерами по инструментам для анализа данных
  • Product Star: Mobile Product, который придумал Миша Карпов из SkyEng.

Отдельно остановимся на книгах, ведь это дешевый, но крайне полезный инструмент для саморазвития. Я считаю следующую подборку книг основополагающей для любого «продакта»

Вывод. Даже если вы уже вошли в профессию и имеете за спиной неплохой бэкграунд - развивайтесь. Мир не стоит на месте, появляются новые инструменты и методы.

Что для тебя было стимулом к развитию?

Наверное, основным стимулом к развитию для меня являлся и является результат, который показывает продукт как с коммерческой точки зрения, так и в области социальной пользы и значимости.

Очень приятно наблюдать эволюцию и развитие продукта от этапа прототипирования до релиза на многотысячную аудиторию.

Ведь именно product manager, фактически, является создателем и визионером продукта в рамках своей компании. Он подтверждает потребность рынка, направляет разработку и контролирует все этапы, расставляет приоритеты, и объясняет, какого результата должна достичь команда. Он знает всё о болях и потребностях клиента не хуже маркетолога. Он отвечает за успех продукта на рынке, его развитие, и, конечно же, за окупаемость.

Конечно, успешный выход на рынок — это заслуга всей команды, но только product manager просчитывает все аспекты на 10 шагов вперед, анализирует и тестирует, и снова просчитывает.

Именно эта всеобъемлющая многозадачность и бОльшая ответственность сподвигли меня более 5 лет назад сменить направление деятельности.

Вывод. Product manager — это человек оркестр, который живет продуктом и является его визионером. Вы должны быть готовы “жить” своим продуктом, возможно перерабатывать и скорее всего сталкиваться с проблемами, но на выходе получать удовлетворение и классный продукт. И, конечно же, нужно быть неплохим аналитиком.

Какие навыки стал прокачивать в первую очередь? Хватало ли скиллов ИТ-директора?

ИТ-директор и Product Owner должны обладать разным багажом знаний и только 25% из него – пересекаются. Скиллы ИТ-директора конечно помогли, но их однозначно не хватило. В первую очередь, я начал с прокачки «HADI-циклов» (это простейший алгоритм — от гипотезы через действие к данным и выводам) и всего, что с ними связано: проверка гипотез, аналитика, и т.д.

Сложности на пути развития

В компанию Usetech я пришел 4 года назад, оказавшись единственным менеджером продукта. И, конечно же, моей основной задачей стал не только запуск флагманского B2B продукта — UseLocks, но и обеспечение роста его доли на рынке.

Но, если отступить немного от продукта, то, на мой взгляд, есть три основные проблемы, с которыми сталкиваются в той или иной мере все специалисты.

Вывод нового B2B продукта на рынок – сложная и долгая задача.

Во многом, это связано с тем, что в В2В планка качества даже у MVP значительно выше: нельзя «на коленке» сделать прототип и надеяться, что бизнес-клиенты с радостью его купят. По моему опыту, здесь «выживают» качественные, полностью завершенные продукт, гарантирующие клиентам надежное выполнение ключевой функциональности.

Еще одна сложность – банальное отсутствие ресурсов. Хотя IT индустрия достаточно развита, сильных разработчиков уровня «Seniоr\Архитектор», да еще и ищущих работу, встретить достаточно трудно, несмотря на сложное кризисное время.

Последняя боль из моего списка проблем, связанных с разработкой и запуском UseLocks – это барьеры в проведении исследований и получении обратной связи от конечного потребителя. В B2B со стороны клиента выступают чаще всего не те, кто будет пользоваться твоим продуктом.

Клиенты утверждают, что лучше своих пользователей разбираются в их потребностях, и эту «стену» бывает очень сложно пробить.

Знакомить с пользователями по первой твоей просьбе никто не станет (исключения бывают, но редко). Но в багаже B2B-продакта всегда есть несколько приемов, позволяющих без конфликтов найти пути обхода и получать действительно релевантную обратную связь из первых рук.

Вывод. Менеджер продукта должен не только уметь искать ресурсы, но и иметь гибкое мышление.

Какие хард и софт скиллы считаешь наиболее важными в профессии?

Как показывает мой опыт, хороший Product manager – это специалист широкого профиля, который должен сделать все, чтобы проект «взлетел».

Основные хард-скиллы: каст дев, продуктовая аналитика, проектирование, прототипирование, управление проектами и командами.

Основные софт-скиллы: целеустремленность и лидерство, умение внимательно выслушать и аргументированно убедить, умение принимать самостоятельные решения, решимость вовремя отступить, а также мышление в формате 360 градусов.

Советы и рекомендации новичкам

Давайте не будем забывать о том, что должность Product manager молодая, и еще лет 10-15 назад о ней в мире особо-то и не знали. Даже сейчас все еще сильно размыты границы и понимание обязанностей, скиллов и опыта продакта.

Нередко менеджера продукта называют менеджером проекта или аналитиком, а это в корне не верно, так как функционал и задачи совершенно разные..

Во многих компаниях почти не различаются градации между уровнем middle и senior.

Я всем советую развиваться поступательно, как это делал я, постепенно осваивая новые инструменты и методики. Определите для себя свои собственные границы знаний и опыта, которые нужно прокачать в ближайшие полгода – год, не ориентируясь на чьё-то мнение. И самое важное – ищите любую возможность практиковаться. Со временем вы увидите, что навыки cust dev прорываются даже в диалогах с друзьями, а привычка анализировать позволяет на лету определять, какой информации вокруг вас можно доверять.

Верьте в свою мечту и будьте ей верны. Для продакта это одно из главных качеств. Если что-то не получается, то не идите напролом, а проанализируйте несколько разных вариантов. Кратчайший путь не всегда самый выгодный.

Вывод. Ну и, наверное, скажу очевидные вещи:

  • любите свой продукт
  • развивайте хард и софт скиллы
  • мыслите нестандартно
  • экспериментируйте
  • практикуйте!
{ "author_name": "aim digital", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0430","\u0431\u044b\u0442\u044c\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u043c","productowner","productmanagement","aimdigital"], "comments": 11, "likes": 6, "favorites": 97, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 123415, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 28 Apr 2020 14:09:13 +0300", "is_special": false }
Техника
По пути Папы Карло: от деревянного сканера к реальному бизнесу
Сейчас, когда каждый из нас послушно сидит на самоизоляции, мы искренне скучаем по офису, разработке и…
Объявление на vc.ru
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Обычно в продакта вырастают из околоайтишной должности, и при этом разработчики, как правило, растут в сторону того, чтоб стать CTO. Интересно было узнать про мотивацию героя интервью. Какой дальнейший рост в карьере возможен, если продолжать развиваться в продуктовом направлении?
Первого мая я выпущу своё интервью с продактом Lazada, Alibaba и Grab в формате подкаста. И моя героиня тоже меняла направление карьеры, чтобы стать продактом.

Ответить
2

Знаем историю из Product Owner в партнеры компании. Скорее всего скоро расскажем и об этом.

Ответить
0

 из Product Owner в партнеры компании

Очень логичное карьерное развитие для хорошего продуктолога. 

Ответить
2

С одной стороны некоторые задачи PO интересные, с другой зп меньше чем у хорошего разработчика, полномочий никаких нет, зато все шишки валятся.
P.S.
Я не PO, просто наблюдение со стороны, могу ошибаться.

Ответить
2

В любой работе свои плюсы и минусы. Полномочия - очень спорный момент, в каждой компании по-разному. Ну вот у Олега как раз о том история, что захотелось влиять на судьбу своего продукта, а не просто выполнять задачи или создавать проекты по заказу клиента.

Ответить
1

После ковида рынок сейчас переполнен будет уже продактами из загнувшихся проектов, так что на ближайшие пол года-год об этой профессии можно забыть. 
 "основным стимулом к развитию для меня являлся и является результат, который показывает продукт как с коммерческой точки зрения, так и в области социальной пользы и значимости."  - это после выпуска дудя что-ли фраза родилась, про социальную пользу-то? 

Ответить
1

А мне кажется, что можно как раз начинать прокачиваться в эту сторону. Да и очень часто продакты растут внутри компаний.
Ну а про рынок и загнувшиеся проекты вы конечно правы. Сейчас многим будет тяжело.

Ответить
0

Это ж мечта каждого продакта - сделать что-то полезное для общества, а не просто двигать кнопки на лендосе, чтоб повысить конверт школьников на бинарных опционах. (Без сарказма)

Ответить
1

запутался, он менеджер-продукта или product owner?

Ответить
1

Олег сейчас в должности Product Owner, но начинал с менеджера продукта.

Ответить

Прямой эфир