Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Всем привет! В данной статье Владимир Петров, эксперт и партнер Product Lab, расскажет о том, как он и его команда пришли к внедрению OKR, с какими ошибками столкнулись и, к каким выводам пришли. Также благодаря этой статье вы сможете понять основные принципы OKR, этапы внедрения, преимущества и сложности при использовании методологии. Автор статьи — Владимир Петров, CDTO ГК Homich Group, партнер Product Lab

История рождения OKR

За последние несколько лет бурных событий в масштабе страны и мира, компании и государства претерпевают значительные изменения, а вместе с ними и методы и культура управления. Словарный запас управленцев пополняется новыми и зачастую непонятным терминами Agile, Scrum, SMART, BSC. Пару лет назад в России в него добавилась еще одна аббревиатура. OKR (от англ. Objectives and Key Results «цели и ключевые результаты») — это методология, с помощью которой можно ставить амбициозные цели, оценивать и измерять результаты, отслеживать прогресс и управлять процессом достижения. Мое знакомство с OKR началось с пары статей в интернете, после которых я прочитал книгу основоположника метода Джона Дорра «Измеряйте самое важное».

Эндрю Гроув, 1969 год, презентация процессора Intel 3101
Эндрю Гроув, 1969 год, презентация процессора Intel 3101

Сам Дорр начал работу над методологией в корпорации Intel вместе с Эндрю Гроувом, ее основателем и директором. К поиску новых способов их подтолкнул тяжелый кризис Intel в начале 70-х, из-за появления на рынке дешевых японских модулей памяти и ошибок в процессоре Pentium. Новая методология родилась как модернизаций идей Питера Друкера, и тогда называлась Intel MBO (управление по целям), она помогла Intel преодолеть кризис и показать революционный рост бизнеса, в дальнейшем Джон Дорр перешел в Google и развивал методологию уже там и она получила современное название OKR. Сейчас OKR активно применяют многие крупные мировые компании: Google, Facebook, Amazon, Microsoft, Twitter, Netflix и др. В России методика OKR тоже активно внедряется в Авито, Тинькофф, Dodo pizza, X5 Retail Group, Циан, Headhunter и др.

Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Анализ и старт изменений

В нашей команде мы начали внедрять OKR в 2022 году, в статье поделюсь своим опытом. Расскажу как об успехах, так и ошибках, работу над которыми мы проводим. Наш пример наверняка окажется полезным для тех, кто планирует внедрять OKR в своих бизнесах и локальных командах. Для начала поделюсь историей как мы пришли к OKR, что стало толчком к поиску новых управленческих методов. Для нашей команды это были следующие факторы:

  • Бизнес вырос, а процессы не успели;
  • Кратный рост количества проектов;
  • Кратный рост количества и размера команд;
  • Неритмичность финансирования;
  • Разрыв коммуникаций в командах, бизнес юнитах;
  • Ужесточение законодательных и технологических требований;
  • Слабая цифровизация и уход крупных технологических вендоров;
  • Ограничение ресурсов.

Все это стало для нас стимулом перестраивать управление и искать методы, которые помогут сфокусироваться и достигать больших целей в условиях значительных изменений и ограничения ресурсов. Но прежде чем искать новый путь и способ по нему пройти, нужно понять отправную точку, разобраться, что у тебя происходит в бизнесе и вокруг него сейчас. Еще до OKR мы несколько раз и с разных сторон подходили к поиску решений. Для этого использовали множество способов: SWOT-анализ, внутренний аудит проектов и команд, стратегическая сессии.

Пример карты задач по направлениям с приоритезацией
Пример карты задач по направлениям с приоритезацией

Как результат получили большую карту с десятками болей по бизнес-направлениями и сотнями мелких проблем. Как все это переварить было не совсем понятно, бежать одновременно во все стороны, как обычно, нет возможности, да и не правильно. Разложили задачи по приоритетам, по матрице Эйзенхауэра, чтобы стало понятно за что браться в первую очередь, стало вроде бы полегче, но стратегически проблем не решило.

Пример матрицы Эйзенхауэр
Пример матрицы Эйзенхауэр

В поисках подходящих методов решения и после прочтения книги по OKR записались с коллегами на семинар, который проводили эксперты по OKR из Product Lab. На своей собственной шкуре попробовали трансформировать наши проблемы в цели и ключевые результаты в соответствии с базовыми принципами методологии OKR.

Базовые принципы OKR

Амбициозность

Каждая цель должна быть амбициозной, революционной, вдохновляющей и сложно достижимой, которой вы еще ни разу не достигали, и сходу не знаете как достичь. Если цель достигли на 100%, значит, она была недостаточно сложной, если меньше чем на 30%, то она была либо слишком революционной, либо команда не достаточно выложилась. Хорошим результатом считается достижение цели на 60-70% (так было заложено основоположниками методологии, хотя сейчас есть разные подходы и мнения относительно достижения целей в формате OKR).

Прозрачность и открытость

Все участники команды должны иметь доступ к списку целей и результатов OKR остальных сотрудников и команд. Прозрачный обмен информацией внутри и между командами. Команды должны регулярно проводить короткие встречи с отслеживанием прогресса по своим показателям OKR, выявлением и устранением препятствий.

Фокус

Сфокусируйтесь только на самом главном. Выберите себе для достижения две-пять целей и два-пять ключевых результатов на каждую цель. Сами цели должны быть максимально простыми и понятными каждому. Обычно горизонт планирования: квартал и год.

Гибкость

Если при регулярном мониторинге вы понимаете что цели или ключевые результаты уже не актуальны или поставлены с ошибками, скорректируйте их. Важно чтобы каждое изменение целей было обосновано, а не потому что вы не знаете как их достичь или вообще не хотите напрягаться.

Согласованность

Чтобы не быть раком, лебедем и щукой, нужно производить регулярные синхронизации целей между командами, и в идеальном случае, со стратегией компании.

Измеряемость

Для того чтобы отслеживать прогресс, ключевые результаты должны быть сформулированы так, чтобы их можно было просто измерить.

Манифест OKR в рабочей группе экспертов на OKR-конференции
Манифест OKR в рабочей группе экспертов на OKR-конференции

Через полгода активного внедрения OKR в нашей команде, Product Lab пригласили меня на конференцию поделиться опытом, где в активной дискуссии в рабочих группах с российскими экспертами и практиками OKR, обсуждали реальное применение методологии. Спасибо всем коллегам за напряженную и дружную работу, на форуме были представители совершенно разных бизнесов, со сложными проектами и зачастую диаметрально противоположными взглядами на управление. Но вместе в мозговом штурме мы еще раз подтвердили обязательные основные принципы успешной работы по методологии OKR. Можно смело называть это манифестом OKR.

Цели и ключевые результаты

С принципами OKR все более менее понятно, давайте теперь разберемся как формулировать цели и ключевые результаты к ним. Цели (Objectives) должны быть амбициозные, вдохновляющие, понятные и в количестве не более 3-5. Цели разрабатываются как сверху вниз от руководителя к командам, так и снизу вверх от сотрудников к руководителям, желательно, чтобы был баланс в пропорциях 60/40 - 70/30. Ключевые результаты (Key Results) — это показатели, с помощью которых вы можете измерить и оценить ваше продвижение к целям того, как вы движетесь к своим целям, они должны быть измеримы и реалистичны. Чаще всего цели по OKR разрабатывают по квартально и на год. Более длительные горизонты целеполагания применяют в рамках разработки стратегии, более короткие периоды в проектном управлении, Agile, Канбан.

Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Жизненный цикл целеполагания по OKR:

  • Разработка целей
  • Разработка ключевых результатов к целям
  • Синхронизация внутри команды
  • Синхронизация с внешними командами
  • Мониторинг (1 раз в неделю, 1 раз в месяц для годовых)
  • Ревизия итогов за цикл (ретроспектива)

Пример цели и ключевых результатов

Цель: Увеличить удержание сотрудников в компании. Ключевые результаты:

  • Сокращение добровольных увольнений с 15% до 5%
  • Увеличить количество вакансий закрытых внутренними соискателями с 10% до 30%
  • 100% наших сотрудников имеют индивидуальный план развития карьеры
  • Обновить интервью при увольнении, чтобы лучше анализировать причины увольнений
Типовая схема OKR компании
Типовая схема OKR компании

Этапы внедрения OKR и управление изменениями

У нашей команды внедрение OKR стартовало после обучающего семинара, на котором мы ближе познакомились с методологией. Команда у нас фактически была уже сформирована, лидер определен. Если посмотреть на схему внедрения OKR выше, то мы начали где-то с конца 2-го этапа. Дополнительно мы еще инвестировали свои силы и время в проведение стратегической сессии с OKR-экспертом, в этой роли выступил Андрей Бадин, CEO Product Lab. Кто-то наверняка меня спросит, а зачем консалтинг привлекать, ты же книжку прочитал, на семинар сходил. Отвечу простой, но понятной аллегорией – одна тренировка с Майком Тайсоном не сделает тебя великим боксером, так же как и бесконечный просмотр его роликов. Нужна правильная программа тренировок, питания, постановка техники, развитие физической кондиции, поддержка и обучение. Ну и сходу не все могут позволить себе собственных экспертов на проект внедрения OKR, опять таки их нужно найти, нанять и адаптировать. На третьем этапе опыт показал, что сформулировать амбициозные цели у большинства участников получилось самостоятельно, а вот с ключевыми результатами дело шло туго. Оказалось, что разработать метрики – это задача со звездочкой. На следующем этапе добавились трудные дискуссии по синхронизации целей. Оказалось, что часть целей у некоторых членов команды пересекаются, а иногда вообще противоречат друг другу. Ну и конечно начался обычный тяни-толкай и соблазн оставить простенькие цели себе, а сложные подкинуть соседу. Здесь как никогда понадобилась помощь лидера команды. На этапе мониторинга, самое сложное было честно оценивать свой прогресс и смотреть правде в глаза. Уже после нескольких сессий выяснилось, что по количеству целей перебрали, а некоторые ключевые результаты тяжело измерить, хотя на первый взгляд они казались простыми и логичными. Периодически на команду нападала лень собираться на еженедельные мониторинговые встречи, особенно, когда это совпадало с большой нагрузкой по оперативным задачам, но надо находить в себе силы и правильно расставлять приоритеты.

Этапы внедрения OKR
Этапы внедрения OKR

Технологические решения

Кроме организационных изменений, обучения, регулярных встреч по мониторингу и синхронизации в работе по OKR, мы используем еще и ряд технических решений. На рынке есть небольшое количество программного обеспечения заточенного конкретно для работы с OKR. Но в связи с тем, что многие программы давно настолько гибкие в настройке, мы решили взять на вооружение то, что прямо под рукой.

• Оперативная и командная работа: чаты в мессенджере Telegram. • Стратегическая командная работа: проекты в Битрикс24. • Учет и мониторинг целей: Google Docs.

Пример ведения целей и ключевых результатов по OKR в Google Docs
Пример ведения целей и ключевых результатов по OKR в Google Docs

Как показала наша практика, чем быстрее стартуешь тем лучше. Сложная автоматизация и регламентация на старте часто губит саму идею амбициозности и скорости в условиях ограничений. И потом римляне Колизей построили без Microsoft Project, AutoCad и беспилотников, что в очередной раз служит напоминанием, что правильно подобранная команда, грамотное организационное управление и мотивация лежит в основе успеха всех успешных проектов.

Результат и работа над ошибками

Основные достижения за время работы по OKR нашей команды — это рост выручки, открытие новых направлений, рост портфеля проектов и стратегическая перестройка команд. Как и в любом новом и сложном проекте, мы тоже не избежали ошибок, некоторые мы смогли победить, над частью работаем, и наверняка еще будем совершать новые на своем пути к амбициозным целям. Выводы которые мы для себя сделали: Лидер У вас обязательно должен быть стратегический заказчик изменений, который активно вовлечен во внедрение, регулярно выделяет на это значительные ресурсы, время, и свою поддержку. Просто отправить пару сотрудников на семинары и попросить их внедрить OKR в компании не сработает. Корпоративная культура Очень важно понимать как устроен ваш бизнес, по какому виду социальной организации устроен и учитывать при внедрении. Если у вас красная зона авторитарного управления, то OKR должен внедрять только вождь и никак иначе, никого другого сотрудники слушать не будут. Если у вас культура правил, значит помимо активного лидера нужно сделать большой упор на регламентацию, организацию и поддержку процессов внедрения и т.д. В книге «Лидер и Племя» очень хорошо описаны виды компаний с их слабыми и сильными сторонами с точки зрения устройства социальных групп, и это надо обязательно учитывать при организационных изменениях.

Границы применения методологий KPI и OKR
Границы применения методологий KPI и OKR

Амбициозность

Это пожалуй одна из сложнейших задач и типичных ошибок. Ставить цели поменьше, чтобы гарантированно достигнуть. Но OKR про значительные изменения в разы и порядки, и конечно это потребует кардинальных изменений в командах и процессах. Мы сломали немало копий пытаясь сформулировать действительно революционные цели.

Операционка

Каждый из нас тонет в операционке, и велик соблазн внести в OKR свои текущие задачи. Мы тоже не избежали этой ошибки и оглядываясь назад, видим что часть целей все таки были операционные, а отнюдь не стратегические.

Мониторинг

Открытость это всегда страшно, а регулярный мониторинг достижений по понятным показателям сразу показывает работу или ее отсутствие по движению вперед. Очень важно переломить в сознании практику ругать за ошибки, и поменять ее на поддержку в достижении нужных результатов. Искать способы реализации амбициозных целей, а не причины наказать и прекратить движение. Как только мы начинали лениться проводить регулярный мониторинг, прогресс стремительно скатывался к нулю.

Масштаб внедрения

Гарантированный способ провалить внедрение — это попытаться внедрить OKR сразу в большом количестве команд, а еще хуже сразу на нескольких уровнях управления. Еще очень важно двигаться постепенно, в книге Джона Коттера «Впереди перемен» описан классический путь внедрения изменений, по крутой лестнице революционных изменений нужно подниматься постепенно.

Синхронизация

Обязательный элемент работы по OKR — это синхронизация целей и результатов как внутри команды, так и между командами. Синхронизацию нужно проводить регулярно, так как при значительных изменениях, очень быстро теряется актуальность информации. По итогам работа коллег в соседних командах становится понятнее, устраняется большая часть конфликтов интересов, дублирования задач, взаимоисключающих задач, команды начинают более синхронно работать на стратегические цели всего бизнеса.

Команда и ресурсы

Для успешных изменений и внедрения OKR, обязательно нужно выделять в отдельную структуру или команду, сотрудников занимающихся развитием – ваших внутренних агентов изменений. Привлекайте экспертов с рынка, для внедрения OKR и обучения команд. Часто внедрение OKR дается в нагрузку одному из топ-менеджеров, а он и так тонет под грузом операционки и тушения пожаров, да еще не выделяют ресурсов и права принимать важные управленческие решения. Конечно видов ошибок гораздо больше чем я описал, и через многие из них придется пройти каждому, кто решил внедрить у себя OKR. Это нормально, набивая шишки мы приобретаем опыт, как в следующий раз пройти этот путь быстрее и с минимумом затрат. Является ли OKR золотой таблеткой, которая в мгновение ока вылечит любой бизнес и вознесет его на вершину Олимпа? Конечно нет. Но это методология, при правильном и настойчивом внедрении принесет вам значительные стратегические достижения не только в бизнесе, но в личных целях. Ставьте и визуализируйте амбициозные цели, регулярно измеряйте прогресс, действуйте настойчиво, постоянно развивайте себя и команду, проводите работу над ошибками и у вас обязательно все получится!

Хотите научиться ставить и достигать амбициозных целей цели в формате OKR?

Тогда приглашаем на комплексный курс по OKR в онлайн-формате.

Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Чтобы не пропустить материалы по теме, присоединяйтесь к нашему комьюнити в Telegram – там собрана вся полезная информация о методологии OKR. Если понадобиться помощь в каком-либо вопросе - пишите в чат, мы обязательно дадим ответ.

Достижение стратегических целей бизнеса по методологии OKR

Полезные материалы

Аналитика

Литература

  • Методология OKR – Джон Дорр «Измеряйте самое важное. Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR»
  • Управление изменениями – Джон Коттер «Впереди перемен. Как успешно провести организационные преобразования»
  • Мотивация команды – Дэниел Пинк «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует»
  • Корпоративная культура – Джон Кинг, Дэйв Логан, Хэли Фишер-Райт «Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры»
33
2 комментария

На самом деле не каждый руководитель пойдёт не такое, всё же внедрить новую систему планирования не такая уж и простая задача, особенно если в компании много сотрудников и каждому нужно объяснить что к чему. Статья правда интересная!

1
Ответить

И так... вся эта шелуха в одном - двух предложения.

Цели компании должны быть синхронизированы с отделами и работниками. Спасибо, расходимся.....

Ответить