В IT менеджеры по продукту в 2024. Нет конкуренции?

2024, нехватка продакт-менеджеров. Как и раньше, так и сейчас. Февральские события 2022 изменили структуру рынка, где несогласные профессионалы уехали, а оставшихся мало. И все еще из тех, кто остался в России, одна треть планирует уезжать (источник).

Работодатели уже и подняли среднюю зарплату по рынку, а все равно позиции в крупные компании закрываются долго. Среднее время поиска и ожидания нового сотрудника от увольнения старого — 3 месяца! Выше позиция — длиннее период, что является неимоверной болью для бизнеса.

В IT менеджеры по продукту в 2024. Нет конкуренции?

А конкуренция за место увеличилась-то в разы — кандидатов очень много, а вот само их качество довольно низкое. И компании ищут различные способы решения этой проблемы.

Поэтому краткий ответ на вопрос из заголовка статьи: конкуренция все еще ужасно высокая, если вы начинающий специалист или у вас в строчках резюме нет компании из топ-11 (Т-Банк, Авито, Яндекс, Авиасейлз, Циан, Точка, Альфа-Банк, Headhunter, Озон, Сбер и ВК).

И если вы не один из них — вам будет довольно легко в поиске. Сейчас для вас — рынок кандидата. И вероятно вас будут преследовать при открытом HH или в коей-мере заполненным Linkedin при указанной стране проживания как Россия. Бокал за вас, но статья не для вас :)

И вот, вы джун или мидл без яркой компании в резюме. Как дальше?

И здесь важна поправка. Эти топ-11 компаний это первые компании, что на слуху. Но есть стартапы с сильным IT-брендом, есть Контур, Ламода и другие, которые набирают обороты. Некий второй эшелон в сознании рекрутеров, делающих первый скрининг за 5 секунд просмотра. И если вы и не там, то да, статья ну точно для вас.

Для контекста: как проходит отбор продактов.

Как правило, отбор продактов происходит минимум из 4 этапов:

  • Скрининг по резюме - aka быстрая проверка на структурность, получение вероятность мэтча.
  • Знакомство с рекрутером - aka проверка на адекватность и социальность, проверка взаимного интереса.
  • Техсобеседование со старшим менеджером по продукту - aka техническая проверка.
  • Собеседование с CPO или юнит-лидом - aka проверка на общий мэтч и стратегию.

Иногда между 4 и 3 бывают промежуточные этапы, сосредоточенные на проверку аналитики, на кейс-мышление, стратегию и юнит-экономику. Здесь уже зависит в какую компанию и должность вы метите.

Конкуренция высокая, но вакансии закрываются долго. Как так?

Кандидатов много: смежники, существующие продакты и проджекты, а еще и просто левые люди. Все откликаются на вакансию, отправляют резюме. Но уже здесь и происходит узкое горлышко. Как писала выше, качество резюме продактов на РФ рынке в среднем отвратное — и это видно сразу при получении откликов. Из общей массы, как правило, не более 30% использует хоть какое-то описание метрик, а не процессов. Как итог — большая часть резюме уходит в отклонение, и еще сверху добавляется вероятность, что хорошее резюме улетит туда же из-за общей погрешности рекрутера.

У рекрутеров и проверяющих впоследствии обычно следующая логика приемки резюме за 5 секунд:

  • Либо в списке работодателей есть последние IT-компании или компании на слуху с развитым tech-брендом.
  • Либо резюме сочное, структурное и эффектное.

Здесь большинство и отваливается. Далее проверяется уже сам текст и смысл — происходит корректировка первой быстрой оценки. Этих ребят уже дальше вдумчиво и рассматривают.

По итогу если вы еще без опыта в Яндексе, а еще и не продумали свой сторителлинг с метриками, то вероятно вам уже пришел отказ.

В IT менеджеры по продукту в 2024. Нет конкуренции?

Стратегии компаний в условиях дефицита кадров

И вот у компании много кандидатов, но их качество низкое. Компании начинают думать в долгую как с этой проблемой-то справиться. И наиболее частые практики сейчас:

  • Компании наращивают IT-бренды, вкладывая больше ресурсов в активности, инфомероприятия и бесплатные курсы для професионалов. Больше осведомленность — больше шанс, что к компании подтянутся драйвовые специалисты из других ТОП-компаний, которые ищут повышения или новых челленджей.В IT-тусовке после 24 февраля 2022 года из-за отъезда многих специалистов сломались сложившиеся оффлайн-комьюнити, и крупные компании стремятся восполнить эту нехватку своими конференциями, митапами или покупкой уже известных конференций (источник).
  • Компания открывает программы обучения, где подготавливает зеленых специалистов, приземляя их об реальные задачи и нужную структуру решения проблем. Обычно в таких случаях специалисты впоследствии реже уходят в рынок, не замечая тем самым, что за это время им на рынке бы уже платили 2X)

Так а кандидатам делать-то что?

Вы можете быть смежником, джуном или просто совсем зелененьким, но логика примерно одинакова: нужно улучшать свои навыки.

Нужно учиться, знакомиться с людьми (прокачивать свою “социальную видимость” в индустрии куда метите), нужно изучать рынок и направления. Все еще самое главное – просто попасть в IT. И желательно в компанию на слуху. Идеальный вариант – бесплатные инициативы крупных компаний. Ведь там вы показываете себя сразу же потенциальному будущему работодателю, и этот шанс ценен.

Список программ от крупных продуктовых компаний — на сохранить.

Пообщавшись с ребятами из цеха, отприоритизировали по “крутости”.

Список полезных курсов для развития. Рекомендации.

Как необходимая база, остающаяся неизменной: Симулятор управления продуктом на основе данных от GoPractiсe. И симулятор управления ростом от того же GoPractiсe.

А вот остальное по усмотрению. Пока все еще большая редкость, когда курсы дают нужный фундамент и откладываются в продуктовом мышлении. Зачастую на курсах все еще вода-водица. Есть лишние деньги — пробуйте! А если нет, лучше поработать, почитать статей и ТГ каналы, посмотреть полезное в YouTube.

Или если хочется учиться и перенимать знания от профи — выбирайте курсы под навык, не распыляйтесь. Повторюсь, иначе все, что вы получите — водица и отдаление старта реальных проектов, страх и тревога, что некомпетенты.

Для выбора курсов под навыки желательно уже немного поработать, понять какие навыки приоритетны в улучшении, что нужно в работе уже сейчас или в ближайшем будущем. Ведь главное: приоритизация и стратегия. Рассмотрите себя как продукт и сделайте собственную траекторию развития.

  • Если не хватает знаний по юнит-экономике и логике подсчета ROI — https://heroes.camp/?r=n79vFVyAQ_.
  • Если не хватает JTBD структуры — https://zamesin.ru/producthowto/.
  • Если не хватает навыков переговоров — вам к Саше или Юре Клименко. У ребят есть своя платформа - https://skillslab.center/, и иногда проводятся разного формата интенсивы. Канальчик для отслеживания в тг: @normalno_delaj.
  • Если не хватает технического понимания что там под капотом продукта вообще — https://productdo.it/tech_pm. Или прочитать книжки про System Design.

Полезные ссылки про рынок менеджеров по продукту

✨ Исследование Product Sense 2023 года - ”Какую работу, компаниюили продукт выбирают продакты?” https://productsense.io/research23

✨ Исследование от Devcrowd Исследование рынка продактов 2024 - https://devcrowd.ru/pm24/

Об авторе

Я Ольга Клочкова, интересуюсь стартапами, вывода новых инициативы и продуктов. Поработала в ВК, Яндексе, а сама пришла в IT из средненького консалтинга. Самое главное — всегда думайте о стратегии своего развития, и делайте то, что вам реально нравиться. Иначе роста и неудовлетворенности не будет. И путешествуйте! Мир большой, прекрасный и просто чудесный! Кстати, иллюстрация к статье

Мой свеженький канал в ТГ про продукт и номандскую жизнь: https://t.me/+0VbDTyOmARYxMmJi

Про мои мысли о логике улучшения продуктового мышления можно почитать на английском: https://hackernoon.com/yet-another-guide-for-embarking-on-your-pm-journey

1414
22
5 комментариев

Мемы огонь! А вообще супер согласна с мыслями. До 2022 столько в IT не вбухивали денег, удерживают как могут

1
Ответить

Вот из списка инициатив корпораций на самом деле самый стоящий только ШМЯ. Но они и на уровень лучше стали! Говорят, на вход уже берут скорее джунов и миддлов, а не зелененьких

Ответить

Статья - огонь! Автору спасибо, забрал в сохраненные 🔥

Ответить

Я пока что недорогой продакт с развитыми софтами, конкретными амбициями и высоким стремлением к пользе и качеству! Забирайте @choqua
Из минусов - удалёнка, какие-то харды придется подтянуть в процессе, но какие перспективы ;)

Ответить

кайф

Ответить