Кто такой копирайтер: чем занимается и как учится с нуля

Раньше я думала, что копирайтинг — это сложно: нужно разбираться в журналистике, заканчивать вуз и читать постоянно книги типа «Война и мир». Казалось, что без долгих лет тренировок научиться писать нереально. На самом деле — это не так.

В статье рассказываю, кто такой копирайтер, чем он занимается и какие пять мифов не дают людям осваивать эту профессию. Зря.

Кто такой копирайтер: чем занимается и как учится с нуля

Чем занимается копирайтер и сколько зарабатывает на начальном этапе

Копирайтер — человек, который пишет рекламные тексты. Это могут быть статьи для блогов, посты для социальных сетей, тексты для приложений или сценариев для видеороликов на Ютубе.

Копирайтер должен уметь:

Писать и редактировать тексты. Текст должен быть понятным и актуальным — без журналистских сложностей и штампов, обмана, бессмысленных фактов и заумных слов. Например, слово «инновационный» можно заменить на слово «новый». Вместо штампа «широкий спектр услуг» можно подробно рассказать о товарах магазина «продаем и ремонтируем компьютеры для работы, учебы и игр».

Анализировать целевую аудиторию — своих читателей. Если читателю нужен надежный автомобиль, который проедет миллион километров без поломок, то в тексте копирайтер сделает акцент на ресурсе двигателя, коробки передач и тормозов. Укажет мнения экспертов. Если читатель увидит в тексте нужную для себя информацию, то с большей вероятностью купит этот автомобиль или хотя бы обратит на него внимание.

Адаптировать тексты под социальные сети, рассылки и мессенджеры. Из объемной статьи можно сделать посты в Телеграм, email-рассылку или сценарий для видео на Ютубе. Например, из статьи о путешествии в Екатеринбург можно сделать пост в Телеграм с карточками о самых популярных туристических местах города.

Уметь понимать задачи работодателя и добиваться своих целей от текста. Копирайтер пишет коммерческие тексты не для того, чтобы просто проинформировать читателя. Цель копирайтера — продать при помощи текста товары или услуги. Если читатель хочет купить надежный телефон, то копирайтер должен рассказать о телефонах конкретной компании так, чтобы их захотелось купить.

В разных компаниях обязанности и задачи копирайтера могут отличаться. Одной нужны только посты о еде в Телеграм, второй нужен развлекательный контент с мемами, а третьей — подробные статьи о подшипниках.

Средняя зарплата начинающего копирайтера без опыта — 40 тысяч рублей. Источник: hh.ru
Средняя зарплата начинающего копирайтера без опыта — 40 тысяч рублей. Источник: hh.ru

Какие мифы профессии пора оставить в прошлом

Я выделяю 5 основных мифов о копирайтерах, которые мешают людям начать осваивать эту востребованную профессию.

Миф первый — нужно быть суперграмотным. Грамотность важна для любого человека, который пишет текст. Знания правил русского языка помогают правильно строить предложения, выбирать подходящие слова и следить за запятыми. Но, когда копирайтер пишет текст, за спиной не стоит учитель русского языка и не ищет ошибки. Если предложение получилось сложным со множеством запятых, его просто можно разбить на два простых предложения. Если есть сомнения в правописании — слово можно удалить, заменить или проверить на специальном сайте за 2 минуты, например, Текст.ру. Ошибки — это не главное.

Миф второй — если плохо писал сочинения в школе, то не сможешь стать копирайтером. Учителя в школе заставляют учеников писать сочинения, например, «Как я провел лето». При этом учителю важна только грамотность — смысл не особо нужен. А в копирайтинге всё наоборот: нужно делать упор на смысл и писать с пользой для читателей. Например, инструкцию с рекомендациями о том, как снять квартиру в Москве и не нарваться на мошенников или советы о том, как начать инвестировать в криптовалюту с нуля. Поэтому не стоит переживать, если в аттестате гордо красуется тройка по русскому языку.

Миф третий — нужно читать книги. Прямой связи между художественной литературой и коммерческим текстом нет. К примеру, в «Преступлении и наказании» Достоевского ценятся художественное описания, определения, эпитеты и переживания главного героя. В рекламном тексте нет ничего подобного — нужно уметь удерживать внимание, отвечать на вопросы читателя. Например, если человеку нужен фен, то копирайтер будет рассказывать, фен какого бренда лучше выбрать, чтобы не переплатить и сушить волосы на 10 минут быстрее. Да, чтение книг обогащает словарный запас, но не делает из человека хорошего копирайтера.

Миф четвертый — нужно быть творческим. Чтобы написать текст для читателя, нужно сделать следующее: взять материалы, изучить информацию — погрузиться в тему, задать вопросы эксперту при необходимости и собрать из этого всего цельный текст. Не нужно ничего выдумывать. Копирайтинг — это про то, как написать текст для читателя и решить его проблему, а не про «творить в порыве эмоций».

Миф пятый — нужно иметь образование филолога или журналиста. Если прочитать любую новость в ленте Яндекса, то можно заметить, что она напичкана штампами. Сравните:

⭕ «команда профессионалов»;

✅ «инженеры прошли стажировку в компании Bosch и разбираются во всех типах двигателей».

В этом примере кроется проблема образования журналиста — придется переучиваться и избавляться от штампов, которые не несут в себе никакой пользы. Чем проще будут тексты, тем лучше.

Как войти в профессию копирайтера с нуля

Копирайтингу не учат в высших учебных заведениях, поэтому есть два варианта, как эту профессию можно освоить: самостоятельно или же записаться на платные курсы. Кратко рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта:

Кто такой копирайтер: чем занимается и как учится с нуля

При самостоятельном обучении есть только одно преимущество — экономия денег. При этом вы потратите от 6 до 12 месяцев, чтобы изучить все темы самостоятельно. Не будет никаких гарантий, что вы хоть что-то поймете и начнете зарабатывать. Поэтому я не рекомендую учиться самостоятельно.

Лучше записаться специализированные курсы. А если страшно сразу покупать дорогое обучения, то для начала можно пройти их демоверсию. Например, 5-дневный марафон по копирайтингу. На этом марафоне узнаете все об этой сфере — кто такие копирайтеры, что они делают, сколько зарабатывают. Напишете свой первый текст, который проверят опытные редакторы и оставят вам подробную обратную связь. Сможете понять: подходит вам это или нет.

2 комментария

Миф первый — нужно быть супер грамотным.- да да многих вот это заблуждение останавливает ,хотя сейчас и правда много программ бесплатных через которые можно прогнать текст и проверить как грамматические так и пунктуационные ошибки

1
Ответить

Спасибо за обратную связь! Да, писать без ошибок можно легко — прогоняешь текст через любой сервис проверки пунктуации и орфографии и всё. Главное — чтобы текст был полезный, без воды, и помогал разобраться в вопросе читателя. Вот этому нужно поучиться ;)

Ответить