Гид по MBA: как выбрать программу?

Всем привет! Меня зовут Юля. Я руковожу направлением Digital MBA в «Нетологии». В условиях нестабильного рынка многие предприниматели и топ-менеджеры меняют свои стратегии, пытаясь адаптироваться к новым условиям, которые диктует бизнес-среда. Для этого нужны специальные знания, и обычно их получают на курсах, в том числе на программах MBA.

В закладки

Немного об MBA

MBA — это программа подготовки руководителей высшего звена. Впервые MBA появились в США в начале XX века. Для топ-менеджеров и управленцев MBA — не только весомая прибавка к зарплате, но и возможность овладеть скиллами в области управления командой и проектами. Степень MBA есть у предпринимателей, добившихся огромного успеха, среди них: бывший генеральный директор «Северстали» Алексей Мордашов, венчурный инвестор Юрий Мильнер, генеральный директор Apple Тим Кук, владелец инвестиционного фонда Berkshire Hathaway Уоррен Баффетт и другие известные люди.

MBA — это нетворкинг. Многие студенты поступают именно ради связей: они хотят собрать полезные контакты, завести знакомства с будущими партнерами и коллегами. Кроме того, занятия в группах и сама работа в коллективе кратно повышают мотивацию к обучению. Анализ слабых и сильных сторон одногруппников помогает развить управленческие навыки, научиться взаимодействовать с разными людьми, найти к ним подход.

Гарвардская школа бизнеса в свое время заложила в основу обучения разбор бизнес-кейсов (case-studies). Но не абстрактных (одна компания сделала какой-то продукт), а максимально приближенных к реальной жизни. В качестве заданий составителями программ берутся кейсы таких компаний, как Apple, Bain & Company, Amazon, McKinsey & Company. Обычно студенты изучают кейсы, предлагают варианты решения, составляют подробный алгоритм действий с аргументацией в пользу выбора того или иного шага. Подобные групповые проекты есть по каждому предмету, заявленному в учебном плане.

Какую программу выбрать? На что смотреть?

Ежегодно журнал Financial Times публикует рейтинг лучших бизнес-школ мира. Обычно в шорт-лист попадают программы MBA, которые по праву считаются эталонными: это Гарвардская школа бизнеса, французская школа INSEAD, Стэнфордская высшая школа бизнеса. Программ много, как и самих форматов обучения, которые они предлагают.

Например:

  • EMBA (Executive MBA). Подходит топ-менеджерам высшего звена и руководителям/владельцам бизнеса. Поступить на эти курсы может далеко не каждый: у нее довольно высокие требования. Необходимо, чтобы общий стаж работы по специальности составлял не менее 7 лет, из которых 5 лет должны быть отданы руководящей должности. Формат — модульный, когда в рамках одного блока изучается три-четыре предмета, логически взаимосвязанных между собой. Длительность — до 2 лет.
  • Full-time MBA. Очная форма обучения, которую вряд ли получится совместить с работой. Классическая двухгодичная программа. Примеры: London Business School, Эдинбургский университет, ESMT, European University.
  • Part-time MBA. Очно-заочное обучение. Такие занятия проходят по вечерам или в выходные, чтобы можно было комфортно учиться и работать. Примерная продолжительность курсов — до 3 лет.
  • Mini-MBA. Более «демократичный» аналог классических MBA курсов. В отличие от классических программ они длятся меньше года или максимум год. Короткие курсы помогают быстро освоить нужные знания и сразу же применить их на практике. Примеры: MBA-Intensive Академии PwC (2,5 месяца), РЭУ им. Плеханова (7-8 месяцев), MBA в университете “Синергия” (1 год) и другие.

Мир стремительно меняется. Пандемия заставила бизнес-программы трансформироваться, а предпринимателей — обратить внимание на короткие курсы, направленные на получение конкретных навыков, необходимых в кризис. Ждать почти 2 года и откладывать рабочие дела на потом руководители уже не могут. Это слишком долго и дорого в нынешних условиях. Кроме того, знания имеют свойство устаревать. Сейчас многие европейские бизнес-школы переделывают свои учебные планы, адаптируют их под короткие форматы. Смотрите, какие программы вам больше подходят, исходя из целей обучения и времени, которое вы готовы на него потратить.

Уровень и значимость курсов во многом определяет наличие аккредитации, но она есть далеко не у всех школ. Так, лучшие программы MBA (всего 1% школ в мире) аккредитованы тремя аккредитующими организациями: AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business), EFMD (European Foundation for Management Development) и АMBA (Association of MBAs). Но если аккредитации трех “корон” нет, то это не значит, что программа плохая — в первую очередь надо смотреть на программу и преподавательский состав.

Если вы планируете жить и работать в России, то и получать бизнес-образование нужно здесь. Почему? Всё просто: экономические условия, как и законы, везде разные. Чтобы трансформировать бизнес на практике, вам пригодится знание российских реалий. Кроме того, общаясь с одногруппниками из своей страны, вы можете реализовать совместные проекты. Специфику ведения российского бизнеса международные программы не учитывают. Но если у вас в планах уехать за рубеж — дерзайте, все в ваших руках.

Что необходимо для поступления

Для поступления на большинство программ MBA необходим диплом о высшем образовании и стаж практической деятельности не менее 2–3 лет. Желателен уровень владения английским. Российские программы допускают начальный уровень владения иностранным языком.

Успешное поступление во многом зависит от результатов международного экзамена GMAT (действительны в течение 5 лет после сдачи). GMAT (Graduate Management Admission Test) — это стандартизированный тест для оценки аналитических способностей абитуриента, поступающего на программы MBA. В мире его ежегодно сдают около 250 000 человек.

Чтобы пройти этот тест, необходимо — спойлер! — хорошо подготовиться. В интернете много сайтов и материалов, но для начала нужно понять структуру экзамена. Он состоит из 4 блоков:

  • GMAT (Verbal)

Состоит из 41 вопроса. На ответы дается 75 минут. В эту секцию входят 3 группы заданий: понимание текста (Reading Comprehension), критическое рассуждение (Critical Reasoning), исправление допущенных в предложении ошибок (Sentence Correction).

  • Quantitative (Math)

Состоит из 37 вопросов. На ответы дается также 75 минут. Это самая сложная для гуманитариев часть, состоящая из двух блоков. Первый блок посвящен решению задач, второй — анализу данных для решения задачи, здесь проверяются знания по алгебре и геометрии.

  • Integrated Reasoning

Состоит из 12 вопросов, на которые отводится 30 минут. Цель секции — определить умение студента оценивать данные из разных источников в разных форматах (описать графики, дать анализ таблицы и т.д.).

  • AWA (Analytical Writing Assessment)

Написание эссе по небольшой статье за 30 минут. В чему суть? Нужно проанализировать заметку и привести аргументы в пользу того, что утверждение автора ошибочное.

Также для поступления на MBA вас попросят сдать языковой тест TOEFL или IELTS и предоставить рекомендательные письма от работодателей/партнеров. Следующий шаг — написание эссе (да, еще одно эссе) на определенную тему. Например: «Почему вы хотите получить степень MBA?», «Расскажите о вашем наиболее значимом достижении». Здесь стоит остановиться на ваших реальных целях и амбициях. Если есть идея проекта — раскройте ее, поделитесь деталями. Дайте понять, что для вас важно.

Отдельно придется пройти собеседование, на котором вас обязательно спросят о профессиональных достижениях, жизненных ориентирах, а еще попросят рассказать, чего вы ждете от MBA (часть этой информации можно взять из эссе, если у вас была похожая тема).

А что думают выпускники?

Для этой статьи мы попросили экспертов — управленцев и руководителей — поделиться своим опытом обучения на программах MBA и рассказать, на что нужно смотреть при выборе программы, чтобы не потратить время зря и ни о чем не жалеть.

Я размышлял о своем будущем и думал, в какой же области мне развиваться. Пришло понимание, что если я выбираю управленческий вектор развития, то мне необходимы соответствующие навыки. Самый короткий путь в этом случае — учиться у тех, кто на голову превосходит тебя в выбранной области. Поиск этого источника компетенций и привел меня в РАНХиГС.

Я получил степень MBA в 2010 году. Достойных двухгодичных программ с ИТ-специализацией тогда было всего две: НИУ ВШЭ и Информационный менеджмент (CIO) в РАНХиГС. Я изучил отзывы и сделал выбор в пользу последней. Программа была вечерней. Среди одногруппников были ИТ-директора, руководители предприятий и даже три человека из digital-бизнеса.

В первую очередь смотрите на преподавателей — это должны быть люди, которые чего-то достигли на профессиональном поприще. Например, на нашем курсе одним из преподавателей был великолепный переговорщик, он заключал сделки на несколько миллионов долларов. Такие преподаватели делятся инсайтами и устно могут рассказать то, что больше нигде не озвучат. Возможность спросить и задать свой вопрос преподавателю — бесценна.

Во время программы я изучил суть организационных процессов. Эти знания помогли мне пройти путь до CTO крупной компании. В первый год обучения мне удалось добиться роста дохода в два раза, у меня в управлении появилось больше людей. Я бы посоветовал идти на программу MBA, если вы хотите приобрести необходимые навыки управления. Учиться нужно у тех, кто уже прошел путь в бизнесе, который вам интересен. Если сомневаетесь в выборе программы, найдите выпускников в Facebook. Они с удовольствием расскажут вам о плюсах и минусах обучения. Это поможет принять более обоснованное решение.

Сергей Ахметов
CTO TalentTech

Желание получить MBA появилось в тот момент, когда я понял, что в рамках своей текущей должности я не получаю новых знаний, как будто достиг потолка. Я стал мониторить рынок вакансий и понял, что для повышения нужны навыки и умения управленца, которые получают на бизнес-программах. Я закончил Mini-MBA “Управление компанией” в УСиБ в 2017 году. Это короткая программа — она длилась 6 месяцев. Мы учились каждые выходные по 3-4 часа.

Мои коллеги были из очень разных сфер. Настолько разных, что иногда их было тяжело понимать, но в целом обучение помогло мне наладить деловые контакты, получить взгляд собственника на бизнес-процесс. Закончив программу, я предложил себя на роль руководителя нового направления в ИТ-компании, где работаю сейчас. Мою кандидатуру утвердили. К слову о результатах: за год после обучения моя зарплата выросла в два раза, а полученные знания сейчас очень сильно помогают в работе. Сейчас я — руководитель по развитию и монетизации международного направления.

Перед тем, как выбрать программу MBA, поставьте себе цели по системе SMART, которую используют в менеджменте и управлении. Прочитайте побольше о преподавателях, их бэкграунде. Изучите программу и предметы, которые есть в плане. Отдельно уделите внимание людям, оказавшимся с вами в одной группе (в дальнейшем это поможет с нетворкингом).

Егор Землянов

Руководитель по развитию и монетизации зарубежный проектов в Зарплата.ру

Для начала определитесь, для чего вам обучение на программе MBA. Цель обязательно должна быть, даже если вы ее пока не сформулировали четко. Смотрите на содержание большинства программ — они есть в открытом доступе. Уделите внимание и составу участников: узнайте, из каких они стран, сфер, кем работают. Их область деятельности должна быть близка вашей.

Я учился на двух краткосрочных программах в Cornell University и Harvard Business School. Первая программа была узкоспециализированной, созданной для консультантов executive search, которые ищут и рекомендуют руководителей высшего звена для организаций.

На программу в Cornell University я пошел, чтобы узнать, с какими сложностями сталкиваются консультанты, а заодно пообщаться с одногруппниками из других консалтинговых компаний. Мне понравились кейсы, которые мы разбирали на практике, обсуждали реальные бизнес-ситуации. В целом программа, предоставляемая Cornell University, была четко сфокусированной и близкой тому, чем я занимаюсь.

Следующая программа, которую я закончил — Leading Professional Service Firm в Harvard Business School. Программа помогла систематизировать знания в консалтинге. Единственный минус — в Гарварде было несколько далеких от нашей профессии кейсов, слишком общих. Туда я бы советовал идти любым партнерам консалтинговых компаний, директорам “Большой четверки” и менеджмент-консультантам.

Рустам Бостанов
Партнер Odgers Berndtson
{ "author_name": "Юлия Княжанская", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 127075, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 May 2020 17:11:23 +0300", "is_special": false }
SEO
Контент — король: как мы с помощью SEO привели 400 тысяч англоязычных геймеров в блог, играя в PUBG
Подготовили кейс по работе с изначально незнакомой нам нишей, да еще и на англоязычную аудиторию. Вот некоторые…
Объявление на vc.ru
0
2 комментария
Популярные
По порядку
1

MBA в Нетологии!
АААА!

Вот же жесть! 

Ну и великие цитаты из статьи, кому лень читать этот бред.

"Перед тем, как выбрать программу MBA, поставьте себе цели по системе SMART, которую используют в менеджменте и управлении."

Аж глазам больно смотреть.

И после этого нужно еще верить в то, что они продают образование. Петрушка Осипов и Парабелум завидуют.

Ответить
0

Если сможете найти книгу "Руководство по MBA" Ш.Камерон, то информации получите гоооооооораздо больше чем эта статья и большинство мини-мба и пр. курсов.

Ответить

Прямой эфир